Скончался генерал-майор Александр Харчевский.
Человек-легенда, который всю жизнь прожил на предельных режимах. Так назвал бывшего руководителя Липецкого авиацентра губернатор Игорь Артамонов. Для всех, кто имеет отношение к авиации, Харчевский действительно легендарный лётчик. А рядовые липчане — среди горожан нет никого, кто бы не знал эту фамилию — называли и будут называть его «наш генерал». И навсегда запомнят его лучезарную улыбку.
Лётчика-снайпера, заслуженного военного лётчика России, основателя пилотажной группы «Соколы России» похоронили на Городском кладбище Липецка. Всё как положено: почётный караул, стрелковый залп, гроб, накрытый флагом. На прощание с генерал-майором в Христорождественский собор пришли сотни людей: не только представители власти, общественных организаций, руководства ВКС России, бывшие сослуживцы Александра Николаевича, но и простые липчане.
Липецкий сокол
Липецк — город авиаторов, и каждый горожанин хотя бы раз бывал на традиционных авиашоу и испытывал восхищение от того, как ювелирно наши лётчики управляют грозными боевыми машинами. Именно Харчевский был одним из инициаторов проведения этих грандиозных небесных зрелищ. И постоянно, даже на седьмом десятке лет, несмотря на перегрузки, лично выполнял сложнейшие фигуры высшего пилотажа. Он не раз пролетал в парадном строю над Красной площадью в день 9 Мая. Он не просто основатель пилотажной группы «Соколы России», он много лет был её ведущим лётчиком. Это единственная группа, которая на боевых самолётах показывает приёмы ближнего воздушного боя на больших скоростях и сверхмалой высоте.
— Даже после ухода из военной авиации из-за достижения предельного возраста Александр Харчевский всегда был готов поделиться опытом, — говорит глава Липецка Роман Ченцов. — Он оставил огромный след в нашей памяти и в истории отечественной авиации.
Полёт его стихия
В российской авиации Александра Харчевского знают как выдающегося пилота, лётчика-испытателя, освоившего самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-34. Его имя внесено в Книгу достижений и рекордов ВС РФ.
— К сожалению, я не застал Александра Николаевича за штурвалом в Липецке, — вспоминает Игорь Артамонов. — Он ушёл из военной авиации в 2015-м, достигнув предельного возраста для военной службы. Но я запомнил его крепким, хватким, настоящим соколом. Вечная память настоящему лётчику, человеку, патриоту и герою нашей страны.
— Александр Харчевский скончался после тяжёлой продолжительной болезни на 75-м году жизни в ночь с 14 на 15 августа, — сообщил руководитель аппарата «Клуба военачальников» Николай Дерябин. — Он был лётчиком-асом, непревзойдённым мастером. Полёт был его стихией, естественной средой обитания.
Рождённый побеждать
— Самое трудное — преодолеть себя, — говорил Александр Харчевский в одном из интервью. — Не внешние обстоятельства, какими бы безнадёжными они ни были, а именно самого себя: свою лень, страх перед неизведанным, в конце концов, инстинкт самосохранения. Надо уметь себя заставить. Я умею.
Быть победителем ему предназначила сама судьба. Он родился в День Победы, 9 мая 1950 года. На Украине, под Черкассами. Его мама — врач, отец — директор райпромкомбината. Парень блестяще окончил школу, затем Харьковское высшее военное авиационное училище. По воспоминаниям журналиста полковника Евгения Храмцова, Александр первым из однокурсников поднялся в небо и на отлично отработал «взлёт-посадку».
Первому среди лейтенантов ему доверили и самостоятельный полёт на новейшем в те времена МиГ-21- это было в Группе советских войск в Германии, в 31-м истребительном авиаполку, дислоцированном близ городка Фалькенберг. Уже через два года юный старлей стал командиром авиазвена и инструктором на МиГ-23, а за освоение новой техники получил орден «За службу Родине в ВС СССР».
В 1978 году его перевели в Липецк — лётчиком-инструктором Центра боевого применения и переучивания лётного состава фронтовой авиации. Через год он уже был заместителем командира эскадрильи. Через два — комэском. В неполные 36 — командиром полка. В этом же 1986-м окончил Военно-воздушную академию имени Гагарина.
На международных соревнованиях Харчевский провёл больше 50 учебных воздушных боёв с иностранными лётчиками — из каждого боя вышел победителем.
Янки нам не товарищи
— В начале 1990-х Харчевский оказался в числе лётчиков, которые отправились в США для обмена опытом с американскими пилотами, — вспоминает Николай Дерябин. — В учебном воздушном бою он демонстрировал навыки и мастерство пилотирования, а также возможности истребителя Су-27. Американский пилот летал на F-15. По всем показателям и данным объективного контроля победу одержал Александр Николаевич. Но журналистам американский генерал заявил, что воздушный бой прошёл на равных, то есть не признал поражение пилота ВВС США. Именно тогда Харчевский впервые узнал, что такое настоящий американский цинизм.
Были и другие случаи усомниться в порядочности американцев. Очень горький осадок оставило у Александра Николаевича такое происшествие.
— При перелёте из Лэнгли на авиабазу Росфорд на двух «сушках», управляемых Харчевским и его ведомым Георгием Карабановым, одновременно отключились силовые установки (как позже выяснилось, американцы заправили наши машины некачественным топливом), — рассказывает Евгений Храмцов. — Харчевский передал сопровождавшим их пилотам на F-15: не отходите от нас! Если не сможем запустить двигатели, сообщите спасателям место нашего катапультирования. «Друзья», за день до того проигравшие воздушные бои нашим пилотам, рассмеялись в ответ и… поддали газу.
Харчевский и Карабанов всё-таки вывели самолёты из пике. Набрали высоту, догнали американцев, сели вслед за ними в Росфорде и увидели наглые улыбки штатовских пилотов.
Адреналин для Путина
В 1993 году Харчевскому присвоили звание «Заслуженный военный лётчик РФ», в 1997-м он получил учёную степень кандидата военных наук и стал начальником 4-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава.
В 2000 году исполняющий обязанности президента РФ Владимир Путин доверил свою жизнь именно Харчевскому — на истребителе Су-27УБ они летели из Краснодара в Грозный и обратно.
— Могу похвалить пилота Путина — я передавал ему штурвал, и он быстро усвоил навыки пилотирования, — рассказывал Харчевский корреспонденту «МК» Владимиру Семиряге. — Первые движения были очень осторожные и плавные. Потом он освоился и повёл самолет увереннее. Если говорить без прикрас — на уровне курсанта выпускного курса лётного училища. Потом Владимир Владимирович выразил восхищение тем, насколько легкоуправляем боевой истребитель.
Генерал Харчевский научил Путина делать «бочку» — одну из фигур воздушного пилотажа, вращение самолёта вокруг своей оси на 360 градусов.
— Я показал ему, как делать, и он выполнил её самостоятельно, — вспоминал Александр Харчевский. — Потом он удивился: «Неужели я сам сделал «бочку»? Кстати, это было абсолютно безопасно, так как мы шли на большой высоте, около 12 км.
В этом же интервью Александр Николаевич рассказал, как при подлёте к Ханкале он в целях безопасности совершил резкий манёвр, возникла перегрузка.
— Когда мы сели в Грозном, выяснилось, что Путину зажало ногу между педалью и бортом, — вспоминал Харчевский. — А он молчал, пока не стали выходить из кабины. Потом расшнуровал ботинок и только так из него смог вынуть ногу — всё спокойно, без эмоций.
Самый лучший командир
Липецкий авиацентр Александр Харчевский называл своей семьёй. На посту его руководителя он не только решал стратегические задачи, но и старался облегчить жизнь своих подчинённых: способствовал тому, чтобы для лётчиков строили жильё, чтобы и на службе, и в быту они ни в чём не нуждались. Даже во время полёта с Владимиром Путиным он попросил его помочь выполнить план-заявку на топливо для полётов. А подчинённые запомнят его как человека, который не боялся брать на себя ответственность и к которому всегда можно было обратиться и получить как профессиональный, так и личный совет.
— Спросите любого из военных, все скажут, что это был самый лучший командир из всей истории Липецкого авиацентра, — говорит Герой России Владимир Богодухов. — Он был в звании генерала, но к нему мог подойти лейтенант — он выслушает, подскажет. Он слышал людей и всегда шёл навстречу.
— Он никогда не повышал голоса, — добавляет Герой России Олег Сторожук. — Мог настроить команду и всегда находил правильные слова. Никогда не принимал решений сплеча.
— Александр Николаевич был не только блестящим профессионалом, но и хорошим человеком, — рассказывает Герой России лётчик-испытатель ОКБ имени Сухого Игорь Вотинцев. — Я никогда не видел его возбуждённым, нервным, он всегда был очень уравновешенным, доброжелательным, с улыбкой на лице.
Академик из авиации
Коллеги запомнят Харчевского и как исследователя, изучившего разные типы самолётов. Не зря его избрали почётным академиком Международной академии «Человек в аэрокосмических системах».
— Непревзойдённый авиационный мастер, — сказал о нём директор аэропорта Липецк, бывший начальник Липецкого авиацентра Юрий Сушков. — Он испытывал наши самолёты и доводил их до совершенства. Благодарен ему за всё, чему он меня научил в этой жизни.
Александр Николаевич не только распознавал возможности авиатехники, но и привносил что-то «от себя». Например, запатентовал «индикатор Харчевского»: прибор, помогающий лётчику максимально эффективно использовать энергию самолёта при тактических манёврах. Этим прибором оснащают все МиГи последних модификаций.
— Александр Николаевич разработал методики ускоренного изучения авиатехники для молодых лётчиков, — отметил Герой России сенатор Совета Федерации РФ, бывший главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев. — Простой, отзывчивый, он останется в наших сердцах навечно.
Молодых лётчиков Александр Харчевский учил: в воздушном бою побеждает тот, кто разгадает противника с первых мгновений схватки. Нужно уметь поставить себя на место противника и, исходя из этого, грамотно определить свои действия.
— Профессия у нас очень интересная, — говорил генерал-майор. — Работать над собой надо постоянно. И физически, и психологически. В чрезвычайной ситуации огромное значение имеет то, как экипаж поведёт себя в стрессовом состоянии, сумеет ли спасти самолёт и самих себя. От профессионализма зависит многое, и всё же нельзя исключить, к примеру, элементарного попадания птицы в двигатель. Надо быть готовыми всегда и ко всему.
Счастливый человек
В 2015 году по достижении предельного возраста нахождения на военной службе Александр Николаевич вышел на пенсию и посвятил себя лётно-испытательной работе.
— Моё главное хобби — физический труд, — говорил он в одном из интервью. — Живя на даче, с удовольствием вожусь с кустами и газонами. Я посадил дерево, построил дом, вырастил сына и дочь. В общем, счастливый человек. Каждый день я делаю специальную гимнастику. Иначе в моём возрасте я не смогу переносить перегрузки, связанные с полётами. Если не заниматься спортом, самолёт тебя просто задавит. Он становится сильней тебя, и ты чувствуешь свою ущербность.
Конечно, я мог бы уже не летать. Но знаете, мне кажется, что если б сдался, то просто почувствовал бы себя стариком. Зато, когда преодолеваешь эти перегрузки, каким себя чувствуешь молодым!
Не боялся мечтать
Не раз говорил он и о своей мечте: создать в Липецке авиационный кадетский корпус.
— Даже не обязательно, чтобы этот корпус был чисто лётной направленности, — объяснял генерал-майор.— В Тамбовском корпусе три класса: общевоенный, авиационный и морской. У меня там внук Максим учится. Заметно возмужал и повзрослел. Дело очень нужное. При авиацентре пока работает лишь авиасудомодельный клуб, где ребята с удовольствием занимаются. В День ВВС мы по традиции готовим на аэродроме праздник для детей: угощаем солдатской кашей из полевых кухонь, даём возможность посмотреть на достижения нашей авиации. Будущее нашей страны зависит от того, насколько хорошо мы подготовим наше новое поколение. Будущее — в наших детях. И в нашем умении их правильно воспитать.
Обнимая небо
«Хороший лётчик. Спи спокойно, генерал. Победа будет за нами». «Просто герой. Настоящий, не высокомерный человек. Счастлива, что была с ним знакома». «Обнимая небо крепкими руками, лётчик набирает высоту… Вечного полёта вам, Александр Николаевич!» — так липчане отреагировали на известие о кончине генерал-майора.
Текст: Марина Карасик
Фото из архива «Первого номера» и Липецкого авиацентра
Видео: пресс-служба правительства Липецкой области