Об отчуждении людей — примете нашего времени — говорили актёры подросткового театра «Выше крыши».
Семья — такое образование, когда отсутствие одного человека меняет всё. То есть цепочка «мама+папа+сын+дочь» не равняется «мама+сын+дочь». Если ещё ситуация удаления кого-то дополняется отдалением людей друг от друга, то человек остаётся в одиночестве. Но любому подростку необходим эмоциональный контакт хотя бы с одним взрослым, иначе ему не выжить.
Театр начинался с анкеты
Театр начинался не с вешалки, а с подростков 13–16 лет из «группы риска», которые посещали пространство «Выше крыши». А если ещё точнее — с анкеты, которую запустили среди ребят организаторы подросткового центра, чтобы узнать, чему те посвящают своё свободное время, чем бы хотели заниматься в жизни.
Результаты анкетирования показали: 70% подростков обычно проводят свободное время, тусуясь в торговых центрах с друзьями либо «залипая» в интернете и соцсетях. 85% могли бы чем-то заняться, но не знают, как провести свободное время. Но 14 из 50 опрошенных указали, что хотели бы посещать театральную студию. Это подтолкнуло к созданию социального подросткового театра «Выше крыши», где в спектаклях будут заняты сами подростки.
Из идеи — снизить уровень раздражительности ребят, которые переживают непростые моменты дома, помочь преодолеть страхи и комплексы, повысить самооценку, научить открывать себя миру да просто начать реализовываться в этой жизни — создалась уникальная атмосфера театра. Здесь молодые люди общаются, думают, приобретают новые коммуникативные навыки. Конечно, на театральных подмостках окажутся не все, зато почувствовать себя эмоционально свободным, творческим, увлечённым и нужным может каждый.
Ценная поддержка
Проект подросткового центра «Выше крыши» автономной некоммерческой организации «Жизнь Энергия Кампания» (АНО «ЖЭКА») получил областную поддержку на реализацию. Центр открылся в конце 2023 года в Липецке.
В 2024 году субсидия областного бюджета составила 3 млн рублей, а количество его резидентов по состоянию на 1 июня уже составило 243 человека, в том числе более 70 человек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Идея пространства — объединить подростков 11–18 лет, помочь им социализироваться, реализовывать себя через занятия, мастер-классы, встречи с интересными людьми, работу с профессиональными психологами и педагогами. Особое внимание уделяется трудным подросткам и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Грант против разрушения
Спектакль «Карлсон, который живёт в подвале», как и сам театр, стал возможен благодаря конкурсу Фонда президентских грантов, который выиграл подростковый центр «Выше крыши».
Спектакль о дружбе подростка с современным Карлсоном по произведению липецкого драматурга Александра Пономарёва в сценической версии режиссёра Залины Малиевой и звуковом оформлении Михаила Подхалюзина стал восьмым, заключительным, в череде грантовых постановок.
Руководитель театра Анна Широких говорила о начале работы с подростками: «Когда подавали заявку, волновались. Нам важно раскрыть потенциал подростков в пространстве „Выше крыши“, но мы также понимали, что дети могли сначала загореться, а потом сказать: „Не хотим участвовать в спектакле“. Но всё сложилось хорошо: сформировалась маленькая труппа, и сейчас мы смотрим на ребят, как на реальных актёров».
Финал пьесы, которую автор определил социальной драмой, режиссёр Залина Малиева несколько редуцировала. Но драматическая канва, где происходит разрушение основ семьи — отчуждением, охлаждением, отчаянием быть не услышанными друг другом, — сохранена.
— Нам повезло с пьесой, — рассказывает Залина Малиева. — Она восходит к грустной и смешной, детской и взрослой сказке Астрид Линдгрен. Мы даём сказку, в которой классический сюжет размыкается в действительность. Сейчас большинство из нас живёт в режиме, когда вокруг масса людей, но при этом мы одиноки. Как в оболочке находимся. Особенно бывают одиноки подростки в окружении близких людей, в семье. Неслучайно я приняла специфическое решение — соединить в одном актёре образ Карлсона, с которым знакомится и дружит главный герой — Женя (его, как и в шведской сказке прошлого века, называют Малыш), и отца семейства. Это тоска мальчика по любви отца, который постоянно в отъезде, в командировке, чтобы прокормить семью. А когда возвращается, слушает, но не слышит сына: «Говоришь, у тебя новый друг? Что ж, друзья — это хорошо, если они настоящие…». Его не удивляет, что друга сына зовут Карлсон, что он выпал из социума и живёт в подвале. Но финал мы всё равно сделали позитивным. Важно верить, что свет внутри человека, любовь побеждают.
От себя добавим: если думать, что каждый индивид — это продукт детства и семьи, то можно смотреть в будущее с оптимизмом, вложенным в постановку авторами и юными актёрами. Для них участие в спектакле — опыт, который они точно не забудут.
Это сладкое слово «виртуальность»
Жизнь человека наполняется смыслом, когда к нему относятся с вниманием. Ребёнок, который не чувствует любви родителей и которому некому больше отдать свою любовь и не от кого любовь получить, вырастает несчастным, часто неспособным любить человеком.
Поэтому считается, что судьбы мира вершатся в детских. В спектакле «Карлсон, который живёт в подвале» Женя, или Малыш, не имеет детской вовсе — «слоняется из угла в угол». А единственным другом детства у него был плюшевый медведь.
Есть ещё одна проблема — виртуальность. Интернет и гаджеты — это гениальные изобретения. Но за каждое достижение цивилизации необходимо расплачиваться. Расплата может быть самая разная: одиночество, тоска, отчуждённость, чувство перенасыщения.
Неслучайно вся семья Малыша «сидит» в телефонах. Даже когда отец приезжает из дальней командировки, все разговаривают, глядя в смартфоны, воспринимая другого сквозь «белый шум» виртуального.
Игра подростков, которая совсем не игра
Семья Жени обычная среднестатистическая, живущая в большой, по городским меркам, квартире. Но люди отторгнуты друг от друга. Старший брат Жени Борис — школьник, по вечерам занят компьютерными играми, ведь интернет — это не только гениальное изобретение, чтобы заполнить пустоту жизни, но и маркер этой пустоты. Впрочем, у Бориса есть ещё и реальный футбол. Сестра Таня учится в университете, а по вечерам «тусит с подружками». Когда приезжает отец, она интересуется, погружённая сознанием в телефон, сбросит ли он денег на маникюр и йогу.
Взрослые также чувствуют холод, ненужность и в семье, и в социуме. Карлсон — это тот же «мужчина в полном расцвете сил», что и у Астрид Линдгрен, только отвергнутый и ненужный.
Когда-то он был архитектором, жил на крыше, но одинаковые ящики-человейники раздражали его так же сильно, как и чиновники, которые решили, что домики на крыше (символ сказки, мечты, полёта) больше никому не нужны. Карлсон становится изгоем, уходит жить в подвал, а свой моторчик сдаёт в ломбард.
И вот двое одиноких людей из мира взрослых и детей встречаются в единственном для всех нас мире. Они даны друг другу для надежды и утешения, которых в современной жизни у многих нет.
Женю (Малыша) сыграл Егор Коробкин, окончивший 8-й класс липецкой 15-й школы, круглый отличник начиная с 5 класса, как он сам рассказал. А о своей роли говорил так:
— Образ Малыша мне близок. Каждый испытывал чувство одиночества. Но человек может быть одинок по-разному. У этого состояния много «лиц», и горе подросшего человека часто бывает в том, что его перестают замечать в собственной семье. Я переживал эту ситуацию и сопутствующую атмосферу, когда входил в роль: учил текст, тренировал эмоции. Вкладывал душу в свою игру.
Целительная сила театра
На профилактическом учёте в социальной защите города Липецка состоят 295 подростков группы риска (трудные подростки и подростки из семей, находящихся в социально опасном положении) 13 — 16 лет (по данным на 2023 год). Задача государства и общества — поддержать таких подростков, помочь найти верный путь в жизни, не допустить увеличения количества подростков группы риска.
С 2022 года в России реализуется стратегическая программа уполномоченного при президенте РФ по правам ребёнка «Подростки России», направленная на социализацию подростков. «Этот возраст интенсивного развития несёт в себе самые разнообразные риски, в том числе связанные с деструктивным поведением. Задача общества — не упускать наших подростков, а оставаться опорой, которая помогает им взрослеть, — выступала однажды уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребёнка Мария Львова-Белова. — Самое главное — создавать для них принимающую среду, формировать у них веру в себя, позитивный образ их собственного будущего, помогать преодолеть сложности переходного периода и направить их энергию на что-то созидательное».
Наставники подросткового центра «Выше крыши», созданного при поддержке Фонда президентских грантов, прислушиваясь к мнению ребят, нашли эффективный способ им помочь. Вовлекая подростков в театральное творчество, специалисты проекта помогают открыть другой, искренний и добрый, мир сценического искусства.
Благодаря мастер-классам по актёрскому мастерству подростки учатся «разыгрывать роли», что помогает им осваивать принятые в обществе стандарты поведения. Специалисты проекта впервые для Липецкой области, используя уникальный инструмент вовлечения подростков группы риска в театральную деятельность, создают позитивное поле для общения, организуя общее обсуждение впечатлений, полученных после показа. Всякий раз пропуская роль через себя, свою личность, подростки учатся слышать и понимать свои ощущения, осознавая самих себя и свою роль в обществе.
С вниманием и любовью
Для актёров, зрителей и взрослого мира окончание спектакля счастливое. В финале мама кладёт тёплую руку на спину Малыша и говорит словами из сказки о «Карлсоне, который живёт на крыше»: «Мы тебя любим, Малыш».
А Карлсон сбрасывает потрёпанную куртку бомжа и превращается в отца семейства, который вечно пропадает в командировках и которого всем не хватает в этом доме.
Уполномоченный по правам ребёнка в Липецкой области Юрий Таран уже не в первый раз посещает спектакль подросткового центра «Выше крыши». И каждый раз впечатляется тем, что делают ребята.
После представления он написал на бумажном самолётике, который учил делать Карлсон: «Выше крыши», так держать! Вы театр — 100%!». Под этим, впрочем, мог подписаться каждый, кто побывал на спектакле.
Экспертное мнение
Юрий Таран, уполномоченный по правам ребёнка в Липецкой области:
— Посмотрел трогательный спектакль «Карлсон, который живёт в подвале» нашего подросткового центра «Выше крыши». Ребята без актёрского образования сыграли с душой и талантом на острую социальную тему о взаимоотношениях в семье. За внешним благополучием порой скрываются проблемы одиночества ребёнка. Когда его главное желание — поговорить и почитать книгу с мамой и папой, а не получить новый телефон.
Особенно значимо для меня, что это пьеса липецкого драматурга Александра Пономарёва. Помню Сашу с детства, когда он был в моём отряде в лагере «Солнечная республика». Талантливый и яркий, он и тогда не боялся говорить на острые темы и всегда стремился сделать что-то хорошее для людей!
Текст: Светлана Воржева
Фото: Сергей Паршин
Видео: Светлана Чеботарёва