Не одиножды один

Не одиножды один

Об отчуждении людей  примете нашего времени  говорили актёры подросткового театра «Выше крыши».

Семья  такое образование, когда отсутствие одного человека меняет всё. То есть цепочка «мама+папа+сын+дочь» не равняется «мама+сын+дочь». Если ещё ситуация удаления кого-то дополняется отдалением людей друг от друга, то человек остаётся в одиночестве. Но любому подростку необходим эмоциональный контакт хотя бы с одним взрослым, иначе ему не выжить.

Театр начинался с анкеты

Театр начинался не с вешалки, а с подростков 1316 лет из «группы риска», которые посещали пространство «Выше крыши». А если ещё точнее  с анкеты, которую запустили среди ребят организаторы подросткового центра, чтобы узнать, чему те посвящают своё свободное время, чем бы хотели заниматься в жизни.

Результаты анкетирования показали: 70% подростков обычно проводят свободное время, тусуясь в торговых центрах с друзьями либо «залипая» в интернете и соцсетях. 85% могли бы чем-то заняться, но не знают, как провести свободное время. Но 14 из 50 опрошенных указали, что хотели бы посещать театральную студию. Это подтолкнуло к созданию социального подросткового театра «Выше крыши», где в спектаклях будут заняты сами подростки.

Из идеи  снизить уровень раздражительности ребят, которые переживают непростые моменты дома, помочь преодолеть страхи и комплексы, повысить самооценку, научить открывать себя миру да просто начать реализовываться в этой жизни  создалась уникальная атмосфера театра. Здесь молодые люди общаются, думают, приобретают новые коммуникативные навыки. Конечно, на театральных подмостках окажутся не все, зато почувствовать себя эмоционально свободным, творческим, увлечённым и нужным может каждый.

Подростковый центр «Выше крыши» только за 2024 год восемь раз показал свой спектакль

Ценная поддержка

Проект подросткового центра «Выше крыши» автономной некоммерческой организации «Жизнь Энергия Кампания» (АНО «ЖЭКА») получил областную поддержку на реализацию. Центр открылся в конце 2023 года в Липецке.
В 2024 году субсидия областного бюджета составила 3 млн рублей, а количество его резидентов по состоянию на 1 июня уже составило 243 человека, в том числе более 70 человек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Идея пространства  объединить подростков 1118 лет, помочь им социализироваться, реализовывать себя через занятия, мастер-классы, встречи с интересными людьми, работу с профессиональными психологами и педагогами. Особое внимание уделяется трудным подросткам и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Грант против разрушения

Спектакль «Карлсон, который живёт в подвале», как и сам театр, стал возможен благодаря конкурсу Фонда президентских грантов, который выиграл подростковый центр «Выше крыши».

Спектакль о дружбе подростка с современным Карлсоном по произведению липецкого драматурга Александра Пономарёва в сценической версии режиссёра Залины Малиевой и звуковом оформлении Михаила Подхалюзина стал восьмым, заключительным, в череде грантовых постановок.
Руководитель театра Анна Широких говорила о начале работы с подростками: «Когда подавали заявку, волновались. Нам важно раскрыть потенциал подростков в пространстве Выше крыши, но мы также понимали, что дети могли сначала загореться, а потом сказать: Не хотим участвовать в спектакле. Но всё сложилось хорошо: сформировалась маленькая труппа, и сейчас мы смотрим на ребят, как на реальных актёров».

Финал пьесы, которую автор определил социальной драмой, режиссёр Залина Малиева несколько редуцировала. Но драматическая канва, где происходит разрушение основ семьи  отчуждением, охлаждением, отчаянием быть не услышанными друг другом,  сохранена.

 Нам повезло с пьесой,  рассказывает Залина Малиева.  Она восходит к грустной и смешной, детской и взрослой сказке Астрид Линдгрен. Мы даём сказку, в которой классический сюжет размыкается в действительность. Сейчас большинство из нас живёт в режиме, когда вокруг масса людей, но при этом мы одиноки. Как в оболочке находимся. Особенно бывают одиноки подростки в окружении близких людей, в семье. Неслучайно я приняла специфическое решение  соединить в одном актёре образ Карлсона, с которым знакомится и дружит главный герой  Женя (его, как и в шведской сказке прошлого века, называют Малыш), и отца семейства. Это тоска мальчика по любви отца, который постоянно в отъезде, в командировке, чтобы прокормить семью. А когда возвращается, слушает, но не слышит сына: «Говоришь, у тебя новый друг? Что ж, друзья  это хорошо, если они настоящие». Его не удивляет, что друга сына зовут Карлсон, что он выпал из социума и живёт в подвале. Но финал мы всё равно сделали позитивным. Важно верить, что свет внутри человека, любовь побеждают.

От себя добавим: если думать, что каждый индивид  это продукт детства и семьи, то можно смотреть в будущее с оптимизмом, вложенным в постановку авторами и юными актёрами. Для них участие в спектакле  опыт, который они точно не забудут.

Спектакль «Карлсон, который живёт в подвале» — история глубокого одиночества подростка в семье

Это сладкое слово «виртуальность»

Жизнь человека наполняется смыслом, когда к нему относятся с вниманием. Ребёнок, который не чувствует любви родителей и которому некому больше отдать свою любовь и не от кого любовь получить, вырастает несчастным, часто неспособным любить человеком.

Поэтому считается, что судьбы мира вершатся в детских. В спектакле «Карлсон, который живёт в подвале» Женя, или Малыш, не имеет детской вовсе  «слоняется из угла в угол». А единственным другом детства у него был плюшевый медведь.

Есть ещё одна проблема  виртуальность. Интернет и гаджеты  это гениальные изобретения. Но за каждое достижение цивилизации необходимо расплачиваться. Расплата может быть самая разная: одиночество, тоска, отчуждённость, чувство перенасыщения.

Неслучайно вся семья Малыша «сидит» в телефонах. Даже когда отец приезжает из дальней командировки, все разговаривают, глядя в смартфоны, воспринимая другого сквозь «белый шум» виртуального.

Игра подростков, которая совсем не игра

Семья Жени обычная среднестатистическая, живущая в большой, по городским меркам, квартире. Но люди отторгнуты друг от друга. Старший брат Жени Борис  школьник, по вечерам занят компьютерными играми, ведь интернет  это не только гениальное изобретение, чтобы заполнить пустоту жизни, но и маркер этой пустоты. Впрочем, у Бориса есть ещё и реальный футбол. Сестра Таня учится в университете, а по вечерам «тусит с подружками». Когда приезжает отец, она интересуется, погружённая сознанием в телефон, сбросит ли он денег на маникюр и йогу.

Взрослые также чувствуют холод, ненужность и в семье, и в социуме. Карлсон  это тот же «мужчина в полном расцвете сил», что и у Астрид Линдгрен, только отвергнутый и ненужный.

Когда-то он был архитектором, жил на крыше, но одинаковые ящики-человейники раздражали его так же сильно, как и чиновники, которые решили, что домики на крыше (символ сказки, мечты, полёта) больше никому не нужны. Карлсон становится изгоем, уходит жить в подвал, а свой моторчик сдаёт в ломбард.
И вот двое одиноких людей из мира взрослых и детей встречаются в единственном для всех нас мире. Они даны друг другу для надежды и утешения, которых в современной жизни у многих нет.

Женю (Малыша) сыграл Егор Коробкин, окончивший 8-й класс липецкой 15-й школы, круглый отличник начиная с 5 класса, как он сам рассказал. А о своей роли говорил так:

 Образ Малыша мне близок. Каждый испытывал чувство одиночества. Но человек может быть одинок по-разному. У этого состояния много «лиц», и горе подросшего человека часто бывает в том, что его перестают замечать в собственной семье. Я переживал эту ситуацию и сопутствующую атмосферу, когда входил в роль: учил текст, тренировал эмоции. Вкладывал душу в свою игру.

Театр для трудных подростков — не развлечение, а способ социализации и решения внутренних психологических проблем

Целительная сила театра

На профилактическом учёте в социальной защите города Липецка состоят 295 подростков группы риска (трудные подростки и подростки из семей, находящихся в социально опасном положении) 13  16 лет (по данным на 2023 год). Задача государства и общества  поддержать таких подростков, помочь найти верный путь в жизни, не допустить увеличения количества подростков группы риска.
С 2022 года в России реализуется стратегическая программа уполномоченного при президенте РФ по правам ребёнка «Подростки России», направленная на социализацию подростков. «Этот возраст интенсивного развития несёт в себе самые разнообразные риски, в том числе связанные с деструктивным поведением. Задача общества  не упускать наших подростков, а оставаться опорой, которая помогает им взрослеть,  выступала однажды уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребёнка Мария Львова-Белова Самое главное  создавать для них принимающую среду, формировать у них веру в себя, позитивный образ их собственного будущего, помогать преодолеть сложности переходного периода и направить их энергию на что-то созидательное».
Наставники подросткового центра «Выше крыши», созданного при поддержке Фонда президентских грантов, прислушиваясь к мнению ребят, нашли эффективный способ им помочь. Вовлекая подростков в театральное творчество, специалисты проекта помогают открыть другой, искренний и добрый, мир сценического искусства.
Благодаря мастер-классам по актёрскому мастерству подростки учатся «разыгрывать роли», что помогает им осваивать принятые в обществе стандарты поведения. Специалисты проекта впервые для Липецкой области, используя уникальный инструмент вовлечения подростков группы риска в театральную деятельность, создают позитивное поле для общения, организуя общее обсуждение впечатлений, полученных после показа. Всякий раз пропуская роль через себя, свою личность, подростки учатся слышать и понимать свои ощущения, осознавая самих себя и свою роль в обществе.

С вниманием и любовью

Для актёров, зрителей и взрослого мира окончание спектакля счастливое. В финале мама кладёт тёплую руку на спину Малыша и говорит словами из сказки о «Карлсоне, который живёт на крыше»«Мы тебя любим, Малыш».

А Карлсон сбрасывает потрёпанную куртку бомжа и превращается в отца семейства, который вечно пропадает в командировках и которого всем не хватает в этом доме.

Уполномоченный по правам ребёнка в Липецкой области Юрий Таран уже не в первый раз посещает спектакль подросткового центра «Выше крыши». И каждый раз впечатляется тем, что делают ребята.
После представления он написал на бумажном самолётике, который учил делать Карлсон: «Выше крыши», так держать! Вы театр  100%!». Под этим, впрочем, мог подписаться каждый, кто побывал на спектакле.

Экспертное мнение

Юрий Таран, уполномоченный по правам ребёнка в Липецкой области:

 Посмотрел трогательный спектакль «Карлсон, который живёт в подвале» нашего подросткового центра «Выше крыши». Ребята без актёрского образования сыграли с душой и талантом на острую социальную тему о взаимоотношениях в семье. За внешним благополучием порой скрываются проблемы одиночества ребёнка. Когда его главное желание  поговорить и почитать книгу с мамой и папой, а не получить новый телефон.

Особенно значимо для меня, что это пьеса липецкого драматурга Александра Пономарёва. Помню Сашу с детства, когда он был в моём отряде в лагере «Солнечная республика». Талантливый и яркий, он и тогда не боялся говорить на острые темы и всегда стремился сделать что-то хорошее для людей!

Текст: Светлана Воржева
Фото: Сергей Паршин
Видео: Светлана Чеботарёва