В команду, сплочённую общим качеством, — чуткостью сердца. А ещё — готовностью к подвигу
История про неравнодушных людей, объединённых в сообщество «Z Липецк», началась в октябре 2022 года. И сегодня это двадцать человек, способных работать круглосуточно для нужд СВО.
Пути Господни
Два года назад осенью липчанка Екатерина Шестопалова решила помочь другу семьи, который возил гуманитарную помощь в зону спецоперации. Обратился к ней с небольшой просьбой — достать сапёрные лопатки для бойцов. Катя вместе с приятельницей Юлей Беленикиной заявку закрыли. И решили помогать фронту на постоянной основе. Так возникла их официальная группа в Телеграме. А первого ноября в неё заглянула Елена Кукишева…
История Лены тоже личная. Родственника забрали на СВО — ему срочно требовались деньги. Отправила сообщение знакомым, и через полчаса на счёте уже было 15 тысяч рублей. Убедившись, что за такое короткое время, не выходя из дома, смогла помочь, девушка поняла, что может и хочет сделать для победы гораздо больше. Поэтому знакомство с Екатериной считает Божьим промыслом.
— Я увидела пост в телеграм-канале с просьбой испечь пирожки для бойцов, — рассказывает Елена. — Заявка на тот момент уже была закрыта, но я всё равно предложила помощь. Мы созвонились с Катей. И так я вошла в команду. Помню, моим первым заданием было найти для ребят хорошие берцы. Куда я только не звонила — даже в Адыгею, чтобы отыскать нужную обувь. В итоге всё удалось закупить.
В тылу без флангов
Наблюдая за работой военных волонтёров, пролистывая в чатах отчёты об отгрузках или сообщения о новых заявках, ты не всегда осознаёшь, что у них есть и другая жизнь — личная. Им так же нужно водить детей в школу, ездить на работу, убирать дом и готовить.
Как признаётся Лена, сочетать две параллельные реальности получается не без труда. С Божьей помощью и, конечно, при поддержке семьи. Ведь даже самому надёжному тылу нужен свой тыл. Такой же прочный.
— В январе этого года я поняла, что мне требуется немного тишины, — говорит Лена. — И мы с мужем поехали в отпуск — в Абхазию. Хватило меня ровно на пять дней, после чего телефон из рук не выпускала. Супруг обычно к таким вещам относится с пониманием. Правда, иногда ворчит, чтобы убрала мобильник из-под подушки и не светила ночью экраном (улыбается). Ну не могу я оставить сообщение от бойца непрочитанным — вдруг там что-то важное. Вот сейчас общаемся с тобой, а уже новая задача: «Лена, был прилёт. Очень нужны строительная плёнка и сетка рабица». И мы начинаем работать по очередной заявке.
Всё по полочкам
В штабе команды «Z Липецк» на Хорошавина, 6, как в армии: у каждого «подразделения» — свой «отсек». А у заявки — кодовое слово: имя бойца, его позывной или просто номер.
В «пищевом отделе» хранятся продукты первой необходимости. Например, сухие супы — собственное производство «кулинарного батальона».
В этих войсках под командованием Валентины Трофимовой — настоящий армейский порядок. Нужно три противня курицы? Сделаем за вечер! Пару сотен котлет? Да не вопрос. Готовую еду с пылу с жару передают парням на фронт. А вот отчёт об отгрузке публикуют только после поездки — всё ради безопасности Zащитников.
Подсолнечное масло, лапшу быстрого приготовления, сладости и, конечно, питьевую воду — всё это приносят в штаб неравнодушные липчане. У бойцов по-прежнему пользуются спросом консервы: и мясные, и рыбные. От тушёнки, правда, они порядком устали. А вот консервированную гречку с мясом едят с удовольствием.
Ужин по-домашнему
— И картошечку любят, — продолжает Лена. — Как-то у нас появилась возможность передать парням мешок картошки. Волонтёры собрали «в нагрузку» сразу несколько ящиков домашних помидоров из теплицы. И мы доставили эту вкусную посылку «за ленточку». При разгрузке боец не смог сдержаться: «Как же мы сегодня наедимся! Ужин будет как дома…» А по поводу сладостей был смешной случай. Парни попросили привезти им гречку. Мы чуть ли не тонну собрали. И другие продукты тоже. «Столько взять не смогу, иначе с мышами придётся делиться», — пошутил боец. Решили от чего-то отказаться. «Что, — говорю, — тогда прянички-конфетки убираем?» «Ну нет, — улыбается суровый мужчина за сорок. — Прянички мы любим. Оставляем…» Это же для них как вкус радости, тёплое напоминание о доме, где любят и ждут.
Оденут всех
Следующее подразделение в штабе волонтёров — «швейное». Здесь и покупные изделия, и сшитые рукодельницами из «Z Липецк». Летняя полевая форма, дождевики, балаклавы. За шитьём мастерицы в любое свободное время: рано утром, в обеденный перерыв или даже ночью. У них свой командир — Катя Корнукова. Все изделия для бойцов сначала проходят серьёзный «тест-драйв» среди членов её семьи. После чего детали одежды дорабатываются. И только после этого их отправляют «за ленточку».
Семья Катерины тоже в составе команды. Её мама дежурит в штабе: принимает груз, фасует продукты и вещи, занимается упаковкой. Дядя обвязывает маскировочные сети специальным шнуром — для прочности. А его супруга шьёт, например, бронежилеты для служебных собак.
Королевы камуфляжа
Чтобы научиться плести маскировочные сети, совсем необязательно быть профессиональной швеёй. Многие волонтёры в этом деле начинали с нуля. Изучали данные в интернете, телегам-канале.
—Всю информацию о технике плетения, каких-то новинках я узнаю из общероссийского чата «Тепло ZOV»,— делится волонтёр Надежда Стерлягова. —А потом подробно рассказываю девочкам уже в нашей личной беседе «Маскировочные мысли», где мы обсуждаем цвет сетей, метраж. К сожалению, сети быстро приходят в негодность, потому что горят при обстрелах, часто рвутся при смене позиций. Поэтому нашим бойцам постоянно нужны новые запасы.
Маскировочная сеть обязательно должна выглядеть как натуральная листва или трава, чтобы слиться с природой, а не выделяться на её фоне. Отсюда выбирается и цвет: коричневый, песочный, зелёный, «пыльная трава» или хаки. Важно понимать, для какой местности готовится «камуфляж»: это степь или, например, хвойный лес. Какой объект будут маскировать: технику, окоп или блиндаж. Уже сейчас волонтёры «Z Липецк» делают партии масксетей для ранней осени— в своей цветовой гамме. Как говорится, готовь сани летом…
И дома у станка
Сани — летом. А выездные мастер-классы по плетению они проводят круглый год. Из недавних — поездка в село Крутые Хутора, где обучение организовали в местном Доме культуры. Жителям подробно рассказали про маскировочные материалы: сетку-основу (дель) и спанбонд (разновидность агроволокна), а также показали технику изготовления сетей.
Теперь уже на месте «плетуньи», как себя называют мастерицы, обучают односельчан. Кому неудобно приходить в ДК, работают дома: самодельные станки разместили прямо у себя на огородах.
Результат домашнего производства — стандартная сеть размером 2×3. Потом фрагменты связываются в модули и оптом отправляются ребятам на фронт.
На своих двоих? Легковых!
В других «батальонах» — свои задачи. Одни волонтёры изготавливают блиндажные свечи, другие — помогают семьям военнослужащих и мобилизованных. Есть даже «Молельная группа», где можно оставлять записки о здравии или упокоении бойцов. Одним словом, команда «Z Липецк» — это сразу несколько боеспособных подразделений. Правда, транспорта у группы пока нет.
Покупка машины — солидная сумма, которую с учётом объёмных и неотложных задач волонтёры потратить не готовы. Поэтому в очередную поездку «за ленточку» отправляются на личных автомобилях. Бывает, что кто-то из знакомых может предоставить «Газель» или «буханку» — для перевозки больших партий гуманитарной помощи.
Моли Бога обо мне
Когда ты с человеком 24/7, невольно с ним сближаешься. Волонтёры «Z Липецк» не просто общаются между собой. Они уже по-настоящему сдружились, даже дни рождения отмечают вместе. Посещают один храм. А ещё удивляют друг друга неожиданными подарками. К примеру, Лене на именины вручили икону её покровительницы — святой равноапостольной царицы Елены.
— Это дорогой сердцу подарок, — растроганно признаётся моя собеседница. — Я с собой всегда ношу маленькую иконку моей святой. Могу косметичку не переложить в другую сумку, но образок всегда рядом. А теперь дома есть подаренная командой «Z Липецк» большая икона — для молитвы и утешения.
Я к тебе не успел
Молитва помогает обрести душевную радость, надежду. А ещё спасает в моменты скорби, когда страшно и тяжело. Ведь главный страх военного волонтёра не сбор денег и объёмы закупок. Больше всего они боятся не успеть. Не успеть помочь ребятам.
— Была у нас такая история, — вздыхает Лена. — Выкупили генератор, пошили комплекты формы. И ждали выхода на связь с бойцами — на Луганском направлении. А потом… «Лена, там везти уже некому, — плакала в трубку сестра одного из выживших ребят. — Из двадцати только четверо осталось — артналёт был. А тех, кто выжил, по другим подразделениям распределили». Первая реакция на такие новости: «Так… надо группе сообщить… Надо подобрать слова. Родственников поддержать, если получится». Следом накрывает самоедство: может, нужно было постараться всё раньше передать. Поторопиться со сбором. И здесь главное — вовремя вспомнить, что мы можем помочь другим. А они будут сражаться и за себя, и за погибших пацанов.
Смерть ради жизни
— С семьями бойцов мы общаемся уже как с родственниками, — продолжает Лена. — Листаю сообщения: «Привет! Мой в отпуске, всё нормально», «Леночка, Данилу прооперировали — восстанавливается, спасибо», «Серёжа вернулся с задания — жив-здоров». Отдельно хочется рассказать о тех, кто потерял мужей или сыновей во время спецоперации… Вот Лера из Ельца. Её супруг Владислав Котров погиб в Купянском районе Харьковской области. Лера поехала туда, где воевал Влад. Забрала его вещи, пообщалась с командиром. Передала парням гуманитарную помощь. И сейчас продолжает собирать посылки для бойцов — ради мужа. У Бориса из Липецка на СВО погиб единственный сын. Это было перед Новым годом. К празднику он нарядился Дедом Морозом и пришёл в штаб с поздравлениями и подарками. Я потом попросила Борю съездить ещё к одному мальчику, чей папа на фронте. Он не заставил себя упрашивать. Мужчина на пару часов забыл о личной боли, чтобы подарить сказку этому мальчишке — в память о своём погибшем ребёнке.
«Отдайте, кому нужнее»
Кажется, её телефон не замолкает ни на секунду. Звонки, сообщения, денежные переводы — причём не только из России. Суммы для бойцов СВО прилетают из Узбекистана, Казахстана и даже Германии. А каждую субботу в «Z Липецк» — день «стольника». Уведомления о входящих начинают приходить Лене с пяти утра. Участники группы в Телеграме уже сами, без напоминания, отправляют заветные сто рублей. Арифметика несложная: в чате более трёх тысяч участников. Даже если к этой субботней акции присоединится половина из них, одну заявку можно будет закрыть за день.
— Мы работаем строго по списку от ребят, — делится Елена. — Если в наличии есть лишние позиции, тоже предлагаем. Но бойцы обычно говорят: «Отдайте, кому нужнее». И эту фразу мы слышим с самого начала СВО. Что нужно сейчас? По-прежнему техника: генераторы, тепловизоры, дроны. Посмотрите, вдруг у вас дома есть лишний стройинвентарь: лопаты, гвоздодёры, кирки, молотки, топоры. Это всё требуется бойцам для обустройства быта. Откройте шкаф: может, найдётся ненужная одежда (шорты, трико), но обязательно хорошего качества! Чайники, микроволновки, телевизоры, холодильники — их можно передать в госпиталь. Ведь из таких «капелек» создаётся море полезных дел для фронта. Из копеек — нужная сумма. А из неравнодушных людей — настоящая команда единомышленников. Если прямо сейчас в штабе откроется дверь, войдёт абсолютно незнакомый человек и скажет, что хочет быть с нами, мы ответим: «Добро пожаловать, давайте знакомиться! Вы нам очень нужны, чтобы общими усилиями победить!»
Текст: Елена Мещерякова
Фото из архива волонтёрской организации «Z Липецк», Елена Кукишева