Учись играючи

Учись играючи

Семейный образовательный центр «Перспектива» делится секретами самого сложного дела  как учить ребёнка. Ваш ребёнок непоседливый, гиперактивный и усидеть за книжкой просто не может. Или наоборот: «ленивец», которого ну невозможно заставить делать уроки. Все дети разные. Но мало кто любит учиться. А вот играть

Выход из «системы»

Светлана Захарова и Юлия Жукова, мама и дочь, создавшие в Липецке сеть образовательных центров «Перспектива», на собственном опыте знают: ребёнок готов осваивать новые знания, только если он комфортно чувствует себя в обстановке, где его ценят, уважают, любят и позволяют быть самим собой.
 Я всю жизнь отдала педагогике: прошла путь от учителя в государственной школе до руководителя собственного учреждения дополнительного образования,  рассказывает Светлана Борисовна.
В 2001 году сложившаяся ситуация подтолкнула кардинально изменить жизнь. Светлана Захарова, много лет отработавшая в гимназии, не вдруг, но решила: пора выходить из «системы». Оплата педагогического труда в школах оставляла желать лучшего. Муж  врач. Тот же бюджетник. В семье сын-подросток и маленькая дочь. Ей скоро в первый класс. Семье просто напросто не хватало средств к существованию.

Педагогика и бизнес

В те годы, когда вокруг активно развивалось предпринимательство, ей пришла идея совместить педагогическую профессию с бизнесом. Но сконцентрировать свои педагогические навыки Светлана Борисовна решила тогда на взрослых учениках.
Индивидуальный предприниматель Захарова арендовала два маленьких кабинета, в которых поставила несколько парт со стульями и пару компьютеров. Открыла курсы делопроизводителя и бухгалтера, предварительно тщательно изучив дисциплины.
 Начиналось всё с нескольких учеников,  рассказывает Светлана Борисовна.  Постепенно мы стали работать с предприятиями, организациями, которые направляли на мои курсы своих сотрудников. Начали «масштабироваться», внедрять новые учебные программы. А в 2006 году я познакомилась с представителями австралийской компании, которая открывала сеть английских школ в Липецке. Мы начали сотрудничать на основе франчайзинга (право использования бренда и финансовой модели крупного сетевого бизнеса на основании договора.  Прим. ред.)

«Перспектива» — это три филиала и 10 направлений — программ для дополнительного образования детей.

Смена ракурса

Спустя 23 года вспоминать о начале своего пути Светлане Борисовне удивительно. Сколько было всего пережито, преодолено страхов:
 Представьте себе, я тогда платила 25 тысяч за аренду помещения, и мне эта сумма казалась неподъёмной. А тут франшиза с английской школой! Новый этап, новые страхи. Меня спасало только действие, я изучила массу информации, профессиональной литературы. Не спала сутками и, кажется, месяцами, чтобы добраться до самой сути: как создать эффективный, успешный и интересный людям образовательный центр.
В английскую школу Захарова приглашала уже не только взрослых, но и детей. Постепенно произошла кардинальная смена учебного «ракурса». Сегодня «Перспектива»  это три филиала и 10 направлений -программ для дополнительного образования детей по собственным разработанным методикам: английский, китайский, испанский языки, детские лагеря, подготовка к школе, продлёнка, ментальная арифметика, каллиграфия, скорочтение, логопедия, шахматы и даже вокал.

Детская «природа»

 Я поставила себе цель  создать уютное красивое семейное пространство, в котором дети будут чувствовать себя как дома и в непринуждённой обстановке играючи получать новые знания. Без указки, без назиданий. Заставить ребёнка учиться, конечно, можно, но эффект будет минимальный. А потеря нервов и времени  максимальной,  уверена Светлана Борисовна.  Чтобы ребёнок учился успешно, на самом деле нужно лишь одно  изучить детскую «природу».
 Мозг ребёнка до 810 лет устроен таким образом, что любой язык или навык могут как бы «впечатываться» в сознание, образуя что-то вроде нового центра. На базе этой природной особенности построены наши принципы и подходы, которые позволяют создать успешную учебную и развивающую среду,  подключается к разговору Юлия Жукова, дочь Светланы Борисовны, взявшая мамину эстафету и возглавляющая сегодня сеть образовательных центров «Перспектива».

Педагог  это диагноз

Юлия Ивановна пришла в педагогику из медицины. Можно подумать, необычный ход. Что здесь общего? Она всерьёз собиралась посвятить свою жизнь работе врача-педиатра. Закончила Рязанский медицинский университет. Училась с упоением. Студенткой работала в местной больнице.
Но рождение сына всё изменило.
 Я поняла, что ритм работы в бюджетном медицинском учреждении просто не позволит мне дать малышу то, в чём он остро нуждается больше всего,  заботу, любовь, время и внимание,  рассказывает Юлия Жукова.  Поэтому во время декрета я попробовала свои силы в качестве администратора одного из филиалов. Получилось, втянулась. Теперь для меня педагогика, образование  и любимое дело, и профессия. А главная мотивация  я всегда смотрю на каждого нашего воспитанника как на своих дочь или сына. Ведь для меня всё с этого и началось. Я понимала, что родители приведут своего ребёнка только к тем людям, которым доверяют.
А ребёнок в свою очередь будет учиться только у того педагога, к кому проникнется тем же доверием, а значит, и уважением. Помните своих любимых педагогов? Разве может быть иначе?

Учиться, чтобы учить

Главное правило умного педагога  не только уметь учить, но и всю жизнь учиться самому, чтобы быть интересным и для себя, и для детей. Ведь они подкоркой чувствуют халтуру, обмануть не получится.
 Мне как преподавателю английского языка близка методика Валерии Мещеряковой, которая предполагает естественное обучение языку детей от 3 до 7 лет,  говорит. .  Ребёнок обучается иностранному языку так же, как он освоил родной: от понимания обращённой к нему речи до умения говорить, функционально читать, писать на иностранном языке и анализировать его грамматику. Авторская методика Марии Шутовой по скорочтению расширила мои педагогические возможности. Опыт вожатой в муниципальном лагере дал бесценную практику по организации досуга. А летние месяцы, хотя принято считать это временем детского отдыха, мне кажется, самые продуктивные для обучения. Тут опять важен тот же подход: лёгкий, игровой.

Лето с пользой

Юлия делает очень просто: берёт любимую детскую тему. Это может быть сюжет из популярного сериала, мультфильма. Обыгрывает и формирует учебный курс для смены в детском лагере. Дети, не отдавая себе в том отчёта, учатся, развлекаясь.
В программе летнего отдыха творческие и языковые занятия, мастер-классы и обязательно спортивные мероприятия.
Важно использовать ценное время. Каждый день в юном возрасте имеет колоссальное значение для будущего. Именно в детстве мозг, психика и даже тело человека максимально пластичны и способны вбирать в себя всё самое полезное и ценное, что пригодится маленькому человеку во взрослой жизни.

Текст: Елена Красилова
Фото: Сергей Паршин, личный архив Юлии Сафроновой