В нашем городе расцвёл мир прекрасного кукольного искусства. Международный фестиваль «Липовый цвет», посвящённый театру кукол, впервые состоялся в Липецке. Он утолил культурный голод, тоску по настоящему, доброму и стал статусным событием, презентируя культурную значимость города.
Все куклы в гости к нам
Организаторы фестиваля подарили зрителям роскошный праздник, в котором приняли участие 10 кукольных театров. Приехали артисты-кукловоды из Бразилии, Китая, Ирана, Армении. Участвовали коллективы из Москвы, сразу два — из Санкт-Петербурга, а также Белгорода, Дзержинска и, разумеется, Липецка. Семь фестивальных дней они демонстрировали жюри и зрителям свои постановки.
Филипп Янко, директор Липецкого государственного театра кукол и человек, который этот фестиваль задумал, создавал, совершенствовал, — словом, чей вклад трудно переоценить, отвечая на вопрос: «Как возникла идея международного кукольного фестиваля в Липецке?», сказал:
— Родилась идея в голове. Мне показалось, что пришло время для того, чтобы в Липецк приехали коллективы из разных городов, стран мира и показывали в Липецком театре кукол своё искусство.
Миру нужен мир
— Название фестиваля возникло случайно?
— Мне хотелось найти какие-то слова, имеющие отношение к весне, ведь фестиваль решили проводить в мае, во время цветения. А в нашем городе очень много лип. И хотелось, чтобы все понимали, что фестиваль проходит именно в Липецке. Поэтому «Липовый цвет» — как-то сразу легло название.
— У каждого фестиваля есть своё лицо, свои задачи, своя философия. Какие они у «Липового цвета»?
— Целью нашего фестиваля является объединение кукольных театров не только России, но и мира, а также продвижение прекрасного кукольного искусства. Мы стремимся, чтобы оно радовало зрителей, чтобы актёры дружили, обменивались опытом. Вы же сами чувствуете, какая здесь волшебная атмосфера: это и общение актёров между собой, которое помогает понять, куда и как развивается искусство кукольного театра. И контакт с залом, с прекрасным юным зрителем. В зале нет свободных мест, это и есть критерий качества фестиваля.
Армянский режиссёр и заслуженный артист республики Армен Барсегян, привёзший вместе с Ванадзорским театром сказку «Доктор Айболит», говорил, что мы постоянно слышим «миру нужен мир», но это должно работать:
— Между кукольными театрами этот мир есть. И главное, кукольный спектакль всегда существует для детей — наших ангелов, нашего мира хранителей. Для них мы должны делать всё возможное и невозможное.
Пророческий спектакль
Регламент «Липового цвета» предполагал наличие разноплановых спектаклей, которые, подобно цветам липы, слагались в органичные соцветия. Дневные спектакли были больше сказочными, игровыми, детскими, а на вечерних постановках делалась ставка на повзрослевшего зрителя.
Белгородский государственный театр кукол показал спектакль, основанный на дневниках «блокадной музы» — Ольги Берггольц. «Говорит Ленинград» — постановка, где задействованы не только куклы, но и актёры. Для белгородцев спектакль оказался пророческим. По дороге на фестиваль актёры узнали о трагедии: после массированного обстрела ВСУ обрушился многоэтажный дом в Белгороде. У ребят в родном городе остались близкие, друзья, знакомые…
— Когда мы показывали спектакль на международном фестивале КУКART, то это была история о Ленинградской блокаде, а сейчас это спектакль о Белгороде. И ребята работали сегодня по-другому, — прокомментировал начальник отдела развития белгородского театра Николай Щебеньков. — Это и история, которая, казалось бы, никогда не должна повториться, но это и то, чем мы сегодня живём. На нашей земле также прячутся от взрывов дети. Но мы играем спектакли, потому что мы должны быть.
Сила культуры
Спектакль «Говорит Ленинград» начинается с утра после школьного выпускного, 22 июня 1941 года. Выпускники строят планы на светлое будущее, радуются началу настоящей, взрослой жизни. Но нежную предрассветную дымку мгновенно застилают чёрные клубы дыма от взрывов, город погружается во мрак небытия, даже символ Ленинграда — кони Клода на Аничковом мосту — демонтирован и зарыт в землю от бомбёжек.
Радио «Говорит Ленинград» оказалось тоненькой ниточкой, связывающей умирающий от холода, голода и стресса город с нормальной жизнью. Вчерашние школьники передавали в эфир не только сводки с фронта, но главным образом — концерты, спектакли, стихи. «Потому что без культуры человек становится скотиной», — говорит один из героев спектакля. Полутрупы в Ленинграде хоронят трупы, продаётся всё за возможность эвакуации или за норму хлеба, но большой город остался жив. Не выжил, а победил, потому что сомкнувшие кольцо немцы ждали от ленинградцев, что они откроют им ворота города. В начале спектакля играет седьмая «Героическая» симфония Дмитрия Шостаковича, которую он начал и обещал дописать ленинградцам. И когда по радио передают сообщение о снятии блокады, льются звуки завершённой симонии Шостаковича. «Если этот человек дописал симфонию, значит, он сильнее Гитлера», — говорит героиня постановки, работавшая на радио на пределе сил, понимая, что культура — это последнее, что рушится, после чего человек умирает. Но Ленинград выстоял, живя культурой, а значит, духом.
Глазами ребёнка
Кукольный, как и любой фестиваль, — это территория авторских произведений, штучных творений. Бразильский кукольник Родриго Андраде, основатель театра O que de que, подарил юным липчанам моноспектакль «Остров сокровищ» и получил в ответ искренний интерес и доверие к создаваемой им реальности.
На деле случилось волшебство. Не владеющий русским языком актёр через игру погрузил детей в реальный мир пиратов — пространство, которое он сам придумал. Родриго задействовал мимику, но это не просто работа лицом, а глубокое переживание судьбы своего героя, вера в то, чем занимаешься, что рождает веру зрителя в предлагаемые обстоятельства.
Началось всё с его работы с куклой-пиратом на авансцене, с пиратского выстрела в зал из водяного пистолета и закончилось встречей с детьми буквально нос к носу, когда его пират Родриго спустился в зрительный зал под восторженное одобрение малышей, которые хотели дотронуться до живой сказки.
Произошёл тот самый слом четвёртой стены, о котором говорят в театре, характеризуя высокое мастерство актёра: когда исчезает грань, разделяющая лицедея и публику.
In pupa felicitas (в куклах счастье)
О статусности фестиваля мы говорили вначале, а теперь обратимся к статусным людям. Член жюри, режиссёр, продюсер, директор международного фестиваля кукольных и синтетических театров КУКART Давид Бурман ответил на вопрос: «Что было самым сложным и самым замечательным в его работе на фестивале „Липовый цвет“?».
— Для нас, членов жюри, сложность только одна: мы вынуждены принять решение, кто лучше. А оно может быть ошибочным, потому что лучшим может оказаться тот, который получил не наибольший успех у зрителя, а тот, в ком есть какая-то внутренняя большая стратегия. И мы можем не совпадать со зрителем. Но адекватно воспринимаем нашу среду (я с десяти лет в театре кукол, то есть 50 с лишним лет, и все мои коллеги погружены в этот вид искусства не менее 30 лет). А самое замечательное в том, что «Липовый цвет» оказался не липовым фестивалем. Его смысловую миссию можно определить так: липчане должны быть счастливы, и театр кукол приносит им счастье прямо в руки.
«Радуйся малому»
— Есть ли у вас какие-то пожелания, чтобы фестиваль развивался дальше?
— Делать такие фестивали каждый год. Формат достаточно интересный: два спектакля в день — это очень хорошо. Это возможность показать свои спектакли и на сцене, и на улице. Уверен, что Липецку грозит хорошая и счастливая жизнь, и важно в это всегда верить. Никто не сказал, что только Москва, Петербург и большие города являются зачинателями идей. Они часто рождаются в провинции, в малом. Однажды графу Толстому, взявшему в руки первую русскую газету «Ведомости» с критикой «ну что за газета, что за бумага, текст, шрифт! Вот в Европе…», государь Пётр I ответил: «Радуйся малому, тогда и великое придёт».
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Виктор Храпов и автора