Социальный бизнес — это история не про личную выгоду, а про пользу для людей.
Марина Самаева, создатель бренда детской одежды «Перо сойки»: «Моё правило — не терять свою цель из вида и уметь адаптироваться к обстоятельствам и самосовершенствоваться»
Факт 1: Имеет медицинское образование, совмещает бизнес с работой врача-рентгенолога.
Факт 2: Участница первого сезона реалити-шоу «Это моё дело», организованного центром «Мой бизнес».
Факт 3: В 2023 году выиграла конкурс инноваций Seasons Tech 3.0 в Москве.
Название бренда «Перо сойки» Марине Самаевой подсказал случай. Гуляя с дочкой, она обратила внимание на дерево с множеством голубых птиц. Это было как волшебство.
— Настоящая синяя птица счастья, подумалось мне тогда. На самом деле это были сойки, или птицы-пересмешники, — вспоминает Марина. — И вот когда я размышляла над созданием бренда для детской одежды, сразу вспомнилась сойка! А ещё прочитала, что найти перо сойки — к счастью. Так и родилось «Перо сойки».
Сейчас Марина Самаева — резидент «Технопарка», производитель детской и женской одежды с принтами по мотивам сказок народов России. Основной своей задачей видит популяризацию осознанного подхода к выбору одежды.
— При создании принтов мы учитываем психофизиологическое воздействие цвета и формы изображений на человека, — поделилась Марина Самаева. — Ведь то, что мы носим, является средством передачи информации, поэтому нужно использовать её во благо. Вдохновением для меня послужили агитационные ткани СССР в музее имени Бурылина в городе Иваново. На них изображались богатый урожай, новые трактора, самолёты, ГЭС — всё, чем гордилась страна. Эту идею я трансформировала под свою задачу и выбрала тему: сказки народов России. Ведь это наша русская культура. Я хочу, чтобы и дети, и взрослые гордились своей страной, знали её наследие.
Мы делаем также развивающую одежду для детей. Например, костюмы с ассоциативными картинками, влияющими на развитие мышления и речи. А кроме того, создаём игры и квесты.
Мои дети активно помогают в создании одежды: рисуют эскизы, подсказывают темы для следующего принта, даже участвуют в показах. Хочу, чтобы моё дело было для них хорошим примером. Чтобы они понимали: бизнес — это не только про деньги, но и про пользу для людей.
Мария Покшиванова, заведующая детским центром «Мирта»: «Успешность выражается не только в росте материального, но и в создании духовных связей»
Факт 1: На выбор дела жизни повлияла бабушка — заведующая детским садом с 35-летним стажем.
Факт 2: Мама троих детей. Дочь продолжает семейное дело.
Факт 3: Судьбоносным моментом стало падение в 14-метровую лифтовую шахту.
Мария Покшиванова точно знает проблемы детей-инвалидов и тонко их чувствует. Сама долгое время пользовалась инвалидной коляской, и никто не знал, сможет ли она ходить. Травму получила, когда пришла с мужем посмотреть помещение для аренды под детский центр, не зная, что собственник переделал лифтовое пространство под комнату, просто застелив полы пенопластом. На руках Марии Станиславовны был девятимесячный сын, с которым они и летели по лифтовой шахте вниз. Ребёнок не пострадал, а мать стала инвалидом.
— Руководить детскими развивающими центрами, где есть дети с проблемами здоровья, а именно на них мы ориентированы, — это значит обладать эмпатией, заботиться о маленьком человеке. И понимать, что ты не только кормчий, ведущий судно по волнам, но и подруга, мать, надёжное плечо и жилетка для слёз, — говорит Мария Станиславовна.
Впрочем, быть кормчей у неё получается отлично. Она смогла вернуться к деятельной, полноценной жизни. Вместе с мужем и дочерью открыла семейное дело — сеть развивающих детских центров под общим названием «Мирта».
— Мы сосредоточиваем внимание на особых, сложных детях. Вместе с логопедами, дефектологами проводим грамотную коррекцию таких ребятишек, а затем вводим их в группы с обычными детьми. Но никто от этого не оказывается ущемлённым: деток мы делим на микрогруппы, где каждый получает должное внимание, — рассказывает социальный предприниматель.
В планах у Покшивановых — масштабирование образовательного бизнеса. На подходе также регистрация собственного товарного знака, под которым станет возможным выход целого спектра товаров: от развивающих, дидактических пособий до детских игрушек.
Ирина Сезонова, руководитель сети ресторанов De Bassus «Любите себя, уважайте свой труд и не обесценивайте его»
Факт 1: Неоднократно участвовала в беговых марафонах.
Факт 2: Председатель выпускной экзаменационной комиссии в Липецком институте кооперации.
Факт 3: Готовила блюда для фестиваля традиционной русской культуры «Мусаткин двор».
Ирина Владимировна пришла в сферу общепита 20 лет назад в качестве менеджера ресторана De Bassus, а сейчас входит в топ руководителей сети.
— Компания всегда развивалась, — вспоминает она о начале карьеры. — Руководство вкладывалось в рост сотрудников: направляло нас в Германию, чтобы мы прочувствовали дух баварских ресторанов, познакомились с культурой потребления блюд. Приезжали обогащённые и вдохновлённые — запускали новые проекты, в которые внедрялось то, что видели там, начиная от национальных блюд и заканчивая формой персонала.
Бизнес сети De Bassus продолжает взятый курс на развитие. Вовлечённость руководителя в тонкости дела даёт дополнительное ускорение и ожидаемые плоды.
— Ресторанный бизнес — один из самых интересных, — подтверждает Ирина Сезонова. — Он подразумевает работу с эмоциями гостей. Мы создаём людям настроение с помощью качественного сервиса, удовлетворения потребностей во вкусной еде. Приятно видеть плоды своей работы: когда случайный гость становится постоянным посетителем. Особенно приятно, если спустя годы в ресторан возвращаются гости уже со своими детьми, внуками, когда переезжают жить в другую страну или город, но, бывая в Липецке, приходят к нам вновь. Это и есть наивысшая степень доверия посетителей.
На вопрос о том, что делать, чтобы деньги работали на тебя, ресторатор отвечает:
— Деньги нужно вкладывать в развитие команды: шеф-поваров, управляющих предприятий. Не экономить на усовершенствовании оборудования и интерьера, обновлении мебели и посуды. Ведь невозможно стать конкурентоспособными, оставаясь такими, какими были в самом начале пути.
Валерий Ким, владелец бренда «Суши дяди Вани»:«Нужно найти дело, которое тебе по душе, и всё обязательно получится»
Факт 1: Построил бизнес с нуля. Начал со столика в пиццерии.
Факт 2: Ежегодно ездит рыбачить в Астрахань.
Факт 3: Продавал детские электроавтомобили, выращивал экологически чистую зелень и африканских сомов.
Кореец по национальности, Валерий Ким всегда обожал азиатскую кухню и шёл к её популяризации шаг за шагом. Это привело к созданию самого узнаваемого суши-бренда в городе.
— Сложности мы с командой преодолеваем с энтузиазмом. Ведь открытие собственного бренда — это увлекательное и затягивающее дело. Мы не стояли и не стоим на месте, важно и интересно, что будет потом, дальше, — рассказывает предприниматель.
Говоря о сути бизнеса и отвечая на вопрос: «Зачем вы это делаете?», — Валерий отвечает:
— С момента создания первого суши-бара мы делали ставку не на количество, а на качество и индивидуальность, брендовую узнаваемость. Я полностью убеждён, что работать надо с душой, ища подход к каждому гостю, а главное, доставлять людям радость. Мы с командой уделяем внимание каждой мелочи: начиная от упаковки продукта и заканчивая приятными подарками гостям к праздникам. Наш продукт создан не для банального «покушать», а ради приятного времяпрепровождения вместе с друзьями или семьёй. «Дядя Ваня» — это всегда хорошее настроение и вкусная еда.
Если говорить в целом о пути в бизнесе, то необходимо пробовать в жизни что-то новое. Чем больше попыток, тем выше шанс найти себя и своё дело.
Александр Кудинов, гендиректор ООО «Бизнес-Союз»: «Сегодня удивительный день, которого больше никогда не будет»
Факт 1: Руководитель компании «Праздник детства».
Факт 2: Личный рекорд: в один день организовал 27 мероприятий в разных городах.
Факт 3: Более 24 лет занимается развитием ивент-индустрии в городе и области.
Александр Александрович — разносторонняя личность. Он и офицер запаса, и командир БТР, и педагог, и бизнесмен, и просто человек-праздник.
— В своё время создал детские центры развития личности, занимался пассажирскими перевозками и даже доставкой цветов, — рассказывает он. — Но сейчас сосредоточился на двух направлениях: организация масштабных детских мероприятий, оформление, сдача помещений под праздники и оптовая и розничная продажа сувениров с липецкой символикой.
Моё первое образование педагогическое. Я очень люблю детей, и мне нравится, как через проведение детских праздников семьи становятся крепче и счастливее. Вообще люди начинают по-другому ценить семью.
С 2007 года организовал производство сувениров с липецкой символикой. Туристическая отрасль региона развивается, и сувенирная продукция — одна из её составляющих.
— Важно, чтобы каждый гость, приезжая в Липецк, смог увезти с собой его частицу в виде изображений на кружках, ложках, тарелках, графинах, магнитах, — поясняет Александр Александрович. — У нас необыкновенно живописный регион, значимые объекты культуры и достопримечательности. Нам есть что показать, а гостям — что посмотреть.
Для меня в бизнесе важны два правила: всегда держать своё слово и, конечно, думать о людях, с которыми работаешь. Потому что только твоя команда, сильная, надёжная, позволит двигаться дальше, ставить глобальные задачи и достигать высоких результатов.
Фото: Сергей Паршин