Цветы на пюпитре

Цветы на пюпитре

У Липецкого симфонического оркестра полукруглая дата  35-летний юбилей. К рождению единственного профессионального симфонического оркестра Липецка и области приурочена наша беседа с его главным дирижёром и художественным руководителем Константином Барковым.

«И случай, бог изобретатель»

 Константин Владимирович, как вы стали дирижёром?  спросила я и приготовилась писать что-нибудь о мечте с детства и призвании.

 Всё произошло случайно,  неожиданно ответил маэстро, который за свою концертную жизнь дирижировал в лучших европейских и мировых залах, является лауреатом многих международных конкурсов.  Однажды мы поехали на гастроли во Францию с Курским симфоническим оркестром, главный дирижёр которого в первый же день серьёзно заболел. Его нужно было доставить обратно в Россию. Подошли ко мне и предложили встать за дирижёрский пульт только лишь потому, что тогда я был студентом дневного отделения Саратовской консерватории и параллельно работал в Саратовском государственном цирке. Сам я по специальности тромбонист, играл в оркестре цирка. А так как дирижёр у нас был уже в возрасте, тоже часто болел, то мне приходилось его заменять. Когда обратились ко мне во Франции, я удивился, потому что не был на тот момент дирижёром в классическом понимании этого слова, и объяснил: «Я в цирке встаю за пульт, но дирижирую клоунами, гимнастами, собачками  кем и чем угодно, но только не крупными произведениями известных композиторов, которые мы привезли»». А это были и симфонии Чайковского, и знаменитые увертюры русских композиторов, и неоконченная симфония Шуберта, и девятая симфония Дворжака. Но выбора не было, и мне сказали: «Что ты предлагаешь? Отменить тур и уехать домой?» Тогда я взял на себя смелость, вооружился партитурами. И в результате эти двухмесячные гастроли прошли достойно и красиво.
Вот тут началась моя «тема» дирижирования. Я стал задумываться, как это всё дальше узаконить. Ведь по образованию я не был дирижёром, но за плечами консерватория Саратова, до этого  музыкальное училище. И опять вмешался случай: в составе Курского симфонического оркестра было несколько музыкантов из Ульяновска, которые предложили мне после гастролей приехать познакомиться с коллективом, потому что их главный дирижёр уезжал. Согласился, меня прослушали  дирижировал шестую симфонию Бетховена, и задержался на 12 лет. Там я познакомился со своим педагогом, Фуатом Мансуровым, дирижёром Большого театра. Он мне предложил поступить к нему в аспирантуру на оперно-симфоническое дирижирование.
В Липецк меня пригласили, когда, к сожалению, не стало Гарри Оганезова. Это было ровно 14 лет назад. Первые два года я совмещал работу с Ульяновском, так как служил там вторым дирижёром. И вот уже дожил до сегодняшнего юбилея, когда нашему Липецкому симфоническому оркестру исполняется 35 лет.

Мы  оркестр

 Как приходят музыканты в оркестр? Ведь это не простое собрание людей. Есть же какой-то объединяющий принцип?

 Все в оркестре объединены как минимум образованием. К сожалению, у нас в Липецке отсутствуют высшие музыкальные учебные заведения  я имею в виду консерваторию, институт культуры,  но мы приглашаем к нам работать музыкантов-выпускников из ближайших городов. Изначально же оркестр был создан на базе педагогов, которые преподают в музыкальных школах и училищах Липецка. Но сейчас у нас много музыкантов, имеющих отношение только к оркестру. Всего в коллективе играет 55 человек.
И естественно, всё цементируется понятием «коллектив». В симфоническом оркестре должен быть хороший моральный климат. И надеюсь, что это будет так всегда, поэтому наша задача  нести культуру в город, область, другие города, за рубеж. Мы основываемся на таком устое, что труд музыканта в оркестре огромный, и его нужно выдержать. Есть записи на студиях, гастроли. Я всегда говорю, что музыкант познаётся на студийной записи, а как личность, как человек  на гастролях, в основном зарубежных, потому что там куча неудобств, недоеданий, недосыпаний, переездов. Вот через это всё наш оркестр прошёл, поэтому я спокоен: в нашем коллективе традиции сохраняются.

 Как вы «дирижируете» моральным климатом коллектива?

 Я не отношу себя к дирижёрам, которые приходят и дают понять всем своим видом: я здесь главный, парю над вами, а вы  подо мной. Этот ложный пафос очень не люблю во всех отношениях. У нас такого попросту нет. Я доверяю музыкантам. И, надеюсь, они доверяют мне. А потом, музыкант  это личность, которая работает не на одном месте. В небольшом городе, где много музыкальных коллективов, один человек может работать в трёх, четырёх, пяти местах. И к этому нужно относиться всегда с пониманием.

«Когда нас не будет, нас будут играть на земле»

 Вы как дирижёр иначе чувствуете музыкальное произведение, нежели простой меломан. Как вам живётся с таким пониманием музыки?

 В первую очередь, это моя профессия, причём любимая. Поэтому я с огромным удовольствием и на работу всегда хожу, и возвращаюсь домой, потому что там меня ждут мои родные и близкие.

 А у вас музыкальная семья?

 Да. Жена играет в нашем оркестре. Мы с ней вместе приехали в Липецк 14 лет назад, она ранее работала в ульяновском оркестре, который называется «Губернаторский» Так вот, отвечаю на ваш вопрос. Моя жизнь больше связана с классикой, но к разным стилям музыки отношусь спокойно. Если что-то мне не нужно, просто отбрасываю это в сторону. Но как дирижёр я не приверженец одного только классического направления. Мы играем разные программы. Сейчас новомодные современные певцы, группы горят выступать с симфоническим оркестром. Мы играли концерты и с «Сектором Газа», и с «Би-2», у нас был тур по семи городам. Сейчас на повестке  музыка аниме из японских мультфильмов. Существует определённый устой: что бы мы ни играли, должны играть профессионально. Поэтому как таковых раздражителей нет. Но есть моменты, которые просто не могут приниматься по причине того, что за плечами 18 лет образования, и слушать некоторые вещи  это в пустоту время бросать.

 Можете назвать музыкальных аллергенов не поимённо, но чтобы стало понятно?

 По большому счёту, меня, конечно, раздражает, последняя попса, которая сейчас новомодная. Если оценивать музыку, там её просто нет: всё написано на одной, двух, трёх нотах. А уж если говорить о «наскальных» текстах, то такое ощущение, что они их правда где-то там нашли. Нет ни музыки, ни текста  ничего! Но это сейчас модно. Они насильно запихивают в голову молодых людей такие штуки: отдают на радиоротации, а те гоняют по несколько раз в день, по телевизору тоже. Есть такие вещи, что просто выключаешь телевизор с мыслью: «Как такое пропустили?» Ведь помним Советский Союз, где целая комиссия худсовета давала добро или налагала вето на произведения. Я вспоминаю, как мы своим саратовским брасс-квинтетом в две трубы, с валторной, тромбоном, тубой, гитарой и барабанами, сдавали программу комиссии, где сидела женщина с полными формами. В заключение она произнесла: «Всё очень неплохо, но слишком сильно давит на грудь». Вот так нас принимали.

-Простите, как же вы работали с «Сектором Газа»?

 Мы и сейчас работаем с этой программой, которая у нас будет осенью. Понимаете, это классика своего рода. Вот как, к примеру, Юрий Шатунов тоже уже классика. Да, другое направление, но есть своя стилистика, узнаваемая для любого композитора. А Юра Хой выступал в цирке, был мат-перемат, а сейчас его команда музыкантов сделала классную штуку: инструментовали всё под симфонический оркестр, с гитарами, клавишными, барабанами. Оцифровали голос Юрия Хоя, и на концерте пускают его в проекции, как будто он живой. Там всё очень и очень по-другому, чем было. Просто, но есть глубина: темы, которые могут сейчас быть актуальными в связи с нашей ситуацией Всё, что происходит с Украиной, например.

Что ты, музыка? Ты  тайна

 Константин Владимирович, а когда вы испытали потрясение от настоящей академической музыки?
 Я помню два момента. Первый, когда мы поехали в составе нашего сборного русского оркестра во Францию. Дирижировал минчанин Андрей Галанов. Мы играли шестую симфонию Чайковского в кафедральном соборе. И настолько идеально сыграли, что дирижёр убежал за собор плакать, и у всех были слёзы на глазах. Вся симфония пронизана душой Петра Ильича Чайковского.
А второй момент, опять же, на гастролях во Франции с Саратовским оркестром, но уже с другим импресарио. Мы давали концерт в Бордо, на территории аббатства. И ровно за два часа до начала мне позвонили и сказали, что дирижёр Юг Ренер не приедет в силу каких-то проблем. А играли мы  ни много ни мало  виолончельный концерт Антонина Дворжака, и в оркестре солировал ученик Ростроповича, француз, которого я вообще не знал. Слышал про него, но никогда с ним не дирижировал. Концерт прошёл замечательно. Тогда я понял, что справился. Потом, через несколько лет, приехав в Саратов и послушав этот концерт в исполнении этого же оркестра с другим солистом, осознал, что на тот момент был большим авантюристом, потому что это один из самых сложных аккомпанементов вообще, в принципе. Но это было хорошим потрясением. Я даже после сказал, что не буду открывать партитуру девятой симфонии во втором отделении Дворжака, я её продирижирую наизусть. Вот, наверное, такие моменты в жизни особенно запоминаются, они знаковые. А вообще вся музыка  это потрясение. Сложно представить, как абсолютно глухой Бетховен написал свою девятую симфонию и дирижировал её. Я думаю, музыка была у этих гениальных композиторов в голове. Они её не писали, а записывали.

Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Сергей Паршин