Погружение в историю

Погружение в историю

Первый школьный иммерсивный театр представил премьеру «Герои моего города» (6+)

Со школьной сцены Мишка Водопьянов грозится домашним: «Я буду лётчиком!» Те не верят и гонят парнишку на сбор сена. Пройдёт 10 лет, и мечта мальчишки сбудется Это он совершит первую в истории человечества посадку самолёта на Северном полюсе. Спасёт экипаж парохода «Челюскин». И первым из советских лётчиков будет бомбить Берлин в августе 1941-го.

Так теперь проходят уроки истории в школе  72. В минувший понедельник премьерой «Герои моего города» здесь открылся первый в области иммерсивный театр.

Справка

Иммерсивный театр  один из самых молодых видов театрального искусства. В переводе с английского языка слово immersion означает «погружение, вовлечение». Так называют постановки, аудитория которых становится их соучастником.
В России первым иммерсивным спектаклем стала постановка «Норманск» в Центре имени Мейерхольда. За основу сюжета режиссёр Юрий Квятковский взял постапокалиптический роман «Гадкие лебеди» братьев Стругацких.

На улицах Липецка

А пока будущий лётчик-полярник Герой Советского Союза генерал-майор авиации Михаил Васильевич Водопьянов  юноша, который только знакомится на танцах с девушкой и, влюбляясь с первого взгляда, делает ей предложение. Мальчика Мишу, юношу Михаила играют разные артисты-школьники. Вдумчиво, эмоционально, по-настоящему. Да, не профессионально, но непосредственно и живо.

 И я, как вы, хочу быть лётчиком! Вы мой кумир, Михаил Васильевич!  звонко заявляет пионер Серёжа Литаврин. А через несколько лет его назовут «Соколом Ленинграда» и «Рыцарем воздуха».

В ту секунду ловишь себя на мысли: оказывается, они, два легендарных лётчика, виделись здесь, на улицах Липецка.

Наши Герои

Сцена меняется  и вот уже перед нами юный Паша Папин, будущий командир взвода автоматчиков 10-го гвардейского воздушно-десантного полка, гвардии старшина. 12 марта 1945 года в критический момент боя Павел Андреевич пожертвует собой и бросится под танк с гранатой.

Феодосий Ганус сидит на пригорке с однополчанами. Редкая минута отдыха. Бойцы всё не устают ёрничать над немецкой фамилией Феодосия, на деле же истового, всем сердцем советского гражданина.

В январе 1943-го у хутора Новая Надежда, что под Сталинградом, немцы подожгут танк. Весь экипаж, пять человек, предпочтёт смерть плену. Среди них будет и Феодосий Григорьевич. И всё по причине той же немецкой фамилии только спустя 53 года сержанту Ганусу присвоят звание Героя Российской Федерации.

Эффект погружения

Но пока эти четыре героя живы на сцене школьного театра. Мечтают, влюбляются, танцуют, надеются. В театральной постановке намеренно много света, тепла, любви. И много непридуманной жизни, которую оставила нам история. Здесь много настоящего: от военного кителя и пилотки до дискового телефона. Костюмы решили не шить, а купить раритетные вещи в столице. Военное обмундирование на актёрах-школьниках то самое, как носили ребята, практически их сверстники, 80 лет назад.

Но больше всего зрителя покоряет прикосновение к спектаклю. Вот главный врач строго выговаривает Михаилу Водопьянову не нарушать режим и остаться долечивать раны, даёт наставления медсёстрам помогать писать письма родным. В следующую минуту эти заветные треугольнички медсестрички раздают зрителям. А вот главный врач в зале: трогает моё колено  волнуется, заживает ли рана. В следующей сцене в зал спускаются артисты с кусочками блокадного хлеба.
Театральный урок длиной в 45 минут пролетает на одном дыхании. А когда на расстоянии вытянутой руки от меня детский хор исполняет песню «Мир без войны», испытываю, как и все в зале, сильнейшее эмоциональное потрясение.

Чтобы добиться такого эффекта погружения, школа закупила специальное оборудование: 3D-проектор, светильники заливного света, качественную звуковую аппаратуру. И в этом помогли деньги гранта.

Дойти до каждого сердца

 В прошлом году мы придумали патриотический проект «Подвиги моей страны: тогда и сейчас»,  рассказала директор школы  72 Елена Вячеславовна Андреева.  Фонд культурных инициатив, куда мы направили проект, поддержал нашу идею. Нам выделили более 2 млн рублей на реализацию. И мы решили создать иммерсивный театр, в котором будут задействованы и учителя, и ученики.

Непривычный пока для липецких школ вид театрального искусства позволяет максимально вовлечь как актёров, так и зрителей в действо. Ведь сценой становится и зрительный зал. Рассказывать о героях на уроках  стандартная тема, но это редко находит отклик в юных умах и сердцах. Сыграть их историю жизни на сцене, да ещё подключая к действию зрителей,  совсем другое дело.

 Спектакль «Герои моего города»  это рассказы о земляках-героях,  поясняет заместитель директора школы  72, учитель русского языка и литературы Юлия Сергеевна Ирзаева.  Их именами названы улицы города. Наша школа носит имя Феодосия Григорьевича Гануса. Однако часто ни сами ребята, ни их родители даже не имеют представления, кто эти люди: Папин, Водопьянов, Литаврин, Ганус.

Создать сценарий

Художественного произведения, которое легло бы в основу спектакля, не было. И Юлия Сергеевна сама села за сценарий. Лето ушло на запросы в архивы и музеи. По крупицам собрала истинные, а не вымышленные или домысленные факты из биографии четырёх героев. Письма, мемуары, дневниковые заметки, вырезки из газет  пересмотрела сотни документов, чтобы создать живую историю про них.

Но стоило ли перегружать юных актёров-школьников и школьников-зрителей тяжёлыми по своей сути событиями, страницами истории, буквально залитыми кровью? И учитель нашёл выход  четыре истории показывают эпизоды из жизни, в которых больше надежды, чем боли, больше мира, чем войны.

Постановкой спектакля занимался профессионал  Евгений Власов служит в Липецком академическом театре больше 13 лет.

 Мне уже доводилось работать с детьми. Однако в столь серьёзном ключе  впервые,  делится Евгений Викторович.  Школьникам-артистам пришлось рассказывать трагичные по своей сути истории. Они должны были эмоционально проникнуться в свои роли, почувствовать персонажей. Я считаю, им это удалось. А некоторые даже во время репетиций, которые длились больше двух месяцев, так увлеклись театром, что теперь мечтают стать артистами.

Система воспитания

Предпремьерный показ спектакля прошёл ещё в феврале. Сначала «Героев моего города» увидели родители: при первом показе зал пустовал, во время второго  не хватило мест в зрительном зале, публике пришлось тесниться на широкой лестнице. На премьеру, куда пригласили и «Первый номер», позвали всех учеников школы.

 Сегодня я не так волновалась,  признаётся ученица 8 «В» класса школы  72, актриса иммерсивного театра Елизавета Попова, сыгравшая главного врача госпиталя.  А тогда было очень страшно. Но теперь я уже нуждаюсь в зрителях, аплодисментах. Живу сценой и мечтаю стать актрисой. Уже решила: буду поступать в театральный.

 Я думаю, нам удалось добиться главного результата проекта: театр позволяет создать систему патриотического воспитания в школе,  говорит Елена Вячеславовна.  Когда у каждого ребёнка: и у артиста, и у зрителя, появляется живой интерес к истории своего города и его героев, к истории своей страны.

Увлечь ребят историей

Светлана Бедрова, председатель департамента образования администрации города Липецка:

 Я впервые увидела этот спектакль, и он меня поразил своей реалистичностью, вовлечённостью. В первые минуты на верхних рядах ребята ещё переговаривались между собой, но очень скоро зрители замерли, и тишину в зале нарушали только аплодисменты. В такие моменты видишь, как меняется настроение ребят. Как по-настоящему их трогают истории, которые нам рассказал школьный театр. Я не считаю себя сентиментальным человеком, но от слёз удержаться не смогла.
Уверена, опыт 72-й школы нужно транслировать на другие образовательные учреждения города.

Текст: Елена Красилова
Фото: Сергей Паршин

Страницы: 1 2