В рамках проекта «320 лиц Липецка» рассказываем о тех, в ком есть потрясающая энергия, которая переполняет и заставляет творить.
Игорь Сурмий
танцор, художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля современного танца Dance Land Club.
Если есть талант, он проявится только в работе.
Факт 1: Мог стать дзюдоистом, но, получив травму в школе, перешёл на танцпол.
Факт 2: Преподавал во Франции танцевальный модерн и партнёринг.
Факт 3: Обучает современному танцу уже 20 лет.
— Современное творчество — дело совместное. Я один это не тяну, — делится Игорь Сурмий своим пониманием танцевально-творческого процесса. — Да, я балетмейстер, худрук, но танцоры что-то всегда предлагают. Делимся опытом друг с другом. Практически любой танцор, кто со мной работает 10 и более лет, — сам неплохой постановщик.
Коль речь зашла об опыте, хотелось спросить, какое место балетмейстер отводит таланту.
— Не я придумал, что гений — это 1% таланта и 99% усердия. Способных людей много и увлечённых много, а когда способность с увлечением, с работой совпадают, талант прорастает. Талантливый танцор — это человек с прекрасной моторикой, отменными физическими данными и трудолюбивый, терпеливый, — считает Игорь Аркадьевич. — К сожалению, требования к современному искусству сейчас снижены. Людям нужно зарабатывать. Они идут по пути мейнстрима, примитива, бьют по нижнему уровню, что называется, лишь бы за это платили. Но роль любого человека, который занимается искусством, — быть честным перед собой, не бежать за популярностью мгновенной, а работать вдолгую.
Современного зрителя СМИ делают лоботомированным, примитивным: люди воспринимают очень короткие вбросы информации, у многих отсутствует привычка смотреть долгое и делать заключения. Надо эффектно, быстро, горячо — и всё ради успеха. Поэтому появляются продукты, сомнительные с точки зрения эстетического вкуса, здравого смысла, морали. На какую мораль способен человек, готовый на всё ради успеха? Но всё равно многие работают по-честному, понимая, что спустя время всё откроется, человек сам посмотрит и поймёт, что это пустота.
Татьяна Качурина
певица
Музыка даёт ответы на мои экзистенциальные вопросы. Музыка — это и есть жизнь, я ею живу
Факт 1: Шесть поколений её семьи жили на территории нынешней Липецкой области. Она единственный представитель рода, который уехал из области.
Факт 2: С детства ведёт дневники, где программирует свою жизнь. Её участие и выход в полуфинал вокального шоу «Голос» также напророчены страницами дневника.
Факт 3: Была одной из последних учениц Александра Градского. После «Голоса» стала победительницей проекта «Звезда» в 2023 году.
Татьяне Качуриной всегда были интересны корни её семьи. А когда стала заниматься музыкой, поняла, что есть такие песни, в которых живут как бы все поколения.
— Это народные песни, которым сто, двести, а то и триста лет. Они были музыкальными вехами человеческой жизни, сутью рождений, свадеб, похорон. Не внешней музыкальной оболочкой жизни, а самой жизнью. Фольклорный строй вообще ладовый, он близок к душе и отражает весь океан чувств, переживаний с радостями и горестями — всё то, как человек воспринимает жизнь. И этот ладовый строй встретился с музыкальным строем — получилась русская песня. Поэтому народная песня — это сложно, мощно, глубоко, а главное — всё это взаправду, это жизнь, как она была и есть внутри каждого нашего человека.
Ещё до шоу «Голос» Татьяна поймала эту фольклорную «бациллу» и сейчас продолжает развивать сольный авторский проект MATANYA. В прошлом году выпустила 12 новых песен, теперь у певицы-народницы есть свои музыканты.
— «Матаня» — это фольклор Липецкого края. Например, у меня есть песня «Казак» — это фольклор села Казинка, — поясняет Татьяна. — Есть «Колыбельная» села Добринка.
На вопрос, где берёт фольклор, отвечает:
— Раньше ездила в экспедиции, записывала сама на диктофон живую народную песню, сейчас времени всё меньше, поэтому пользуюсь архивами наших земляков.
Она безмерно благодарна своему наставнику и учителю Александру Борисовичу Градскому. Татьяна говорила с ним за два дня до его ухода из жизни.
— Я была в Липецке, когда он позвонил, чтобы обсудить мою песню для четвертьфинала «Голоса»: он выбрал «Нежность». Слова из неё «Опустела без тебя земля» стали пророческими. Телефонный разговор он закончил словами: «Всё, пока, Зайка. Учись, пока я жив».
Я и сейчас тепло общаюсь с артистами его театра, хожу туда репетировать. Но без Александра Борисовича не хочу там работать постоянно, решила развивать свой проект.
Анна Рымарь
художник-керамист
Художник отличается от ремесленника тем, что ремесленник лепит форму, а у художника есть высказывание за формой.
Факт 1: Специальные техники обжига керамики Анна постигала в Индии.
Факт 2: Работы художницы есть в музейных собраниях арт-центра «Мастерские» в Палехе, арт-резиденции «Гуслица» (Московская область) и частных коллекциях.
Факт 3: За месяц до начала СВО Анна начала работу «Три вестника зари», где три петуха перед рассветом предвещают конец тьмы.
Руки керамиста — это руки творца. Анна Рымарь подтверждает:
— У меня есть такое верование, понимание художника: он даёт своё творчество миру, и его продукт влияет на мир. Поэтому важно, какими смыслами, энергиями ты будешь мир наполнять, не искажая реальность, а помогая человеку.
Согласно мифу, глина когда-то упала в огонь и стала твёрдой. Человек это увидел и стал использовать её свойство. А Бог создал человека из глины. То есть у человека — творчество, у Бога — творение. Эта мысль вообще должна глобально толкать человека в развитии. Керамика — это же не только и не просто кружки, хотя хорошо, когда человек становится отличным ремесленником, гончаром. Но если пойти дальше, то керамика — это способ мышления, способ общения с миром
— Я работаю в технике ручной лепки. А линий в моём творчестве можно выделить две, они где-то и пересекаются, — рассказывает мастер. — Первая — это переработка традиционных, исконных, народных сюжетов. Я долго училась романовской игрушке и понимаю ценность слова «традиция». В какой-то момент мне стало грустно, что это не всегда можно внедрить в современную жизнь. И стала включать древние, народные знания в повседневность, чтобы мудрость, знания и тонкость понимания жизни нашли своё место в современных интерьерах. Не просто существовали, а несли действительную, глубокую, символическую функцию для души человека.
А второе направление родилось из постоянных рефлексий, оно психологическое. На основе наблюдений за собственной внутренней жизнью, психологией других людей рождаются образы. Пересечение этих линий в точке понимания: чем художник питает себя, то он и производит.
Александр Осипов
директор МАУК «Липецкий зоопарк»
Я агроном, а зовут царём зверей.
Факт 1: В должности директора Липецкого зоопарка Александр Иванович работает уже 27 лет.
Факт 2: За время его руководства коллекция животных возросла со 120 до 200 видов и насчитывает около 2 000 экземпляров.
Факт 3: В Липецком зоопарке можно «усыновить» любое животное.
Александр Иванович Осипов — настоящий подвижник. Его душа болит о животных Липецкого зоопарка, а руки делают всё возможное и невозможное. Пришёл работать в зоопарк с дипломом агронома, все ему говорили: «Куда ты идёшь? Ты хороший человек, через месяц с ума сойдёшь, там всё разворовывается. Дежурит управление культуры, но коллектив всё равно любого директора «съедает». Осипов тогда сказал решительно: «Вот моя трудовая книжка. Принимайте на работу!»
Разобрался с коллективом, а работу любил любую, трудился с утра до ночи. И к животным он, деревенский житель, привык.
— Как не любить лошадь? — удивляется Александр Иванович. — А в зоопарке больше животного разнообразия просто. Каждое животное я люблю.
В 2000 году в Петербурге увидел директор программу «усыновления» животных. Смысл её в том, что любой человек или организация может «усыновить» понравившееся животное, то есть перечислять средства на рацион, улучшение условий. И регулярно навещать питомца имеет право.
— Где-то 10 человек усыновили сейчас животных, а первым был Алексей Михайлович Лебедев, у него паркетное предприятие в городе. Зашёл ко мне в кабинет и говорит: «Я хочу зоопарку помочь. Лебедев я, лебедя хочу усыновить». Потом других животных усыновлял.
О планах-мечтах говорит с жаром:
— Расширить бы зоопарк до 15 гектаров, улучшить бы территории! Наподобие сафари-парка всё сделать, чтобы у хищников были под ногами песок, трава. Это мечты! Что мог, за входную плату всё переделал: капремонт, покупка животных и техники. Как-то 27 лет живу, управляюсь. Ничего в моей жизни нет, кроме любви к животным. На кого я брошу их? Приезжаю сюда в любые дни, чтобы душа спокойна была.
Анастасия Пименова
солистка Липецкой филармонии
Врать со сцены сложно, бесполезно. Зритель всё чувствует.
Факт 1: В 10 лет пела сольно на сцене концертного зала имени Чайковского и познакомилась с Валентиной Толкуновой.
Факт 2: С мюзиклом «Провинциалка» дважды выступала в Мариинском театре.
Факт 3: Со второго класса знала, что будет певицей.
— Вы приходите к нам в филармонию. Это очень важно. Филармония стала более современно себя преподносить, произошла смена репертуара, есть даже детские программы, мюзиклы, появилось много молодых артистов, — приглашает Анастасия. — Понимаете, потеряв одно поколение, мы теряем три. Предположим, отец и мать ходили на концерт. Дети не ходят. Значит, и дети детей не будут ходить. Теоретически на концерты начнут ходить только их внуки, но это теоретически.
Анастасию в четыре года привела в ансамбль «Журавушка» бабушка. А во втором классе внучка твёрдо заявила, что будет певицей. И стала не просто певицей, а лауреатом всевозможных конкурсов.
— Конкурсы и фестивали — это шажочек вперёд, когда смотришь на других, свои способности шлифуешь, — рассказывает певица.
В 10-летнем возрасте, выступая на сцене концертного зала имени Чайковского в Москве, она познакомилась с Валентиной Толкуновой.
— Я пела песню «Роза-берёза», где есть слова «меня замуж не берут», — такой расчёт на эффект умиления был. Валентина Толкунова тогда со мной поговорила, я помню её…
На вопрос, должен ли существовать авторитет для человека творческого, Анастасия отвечает:
— Я бы не назвала это авторитетом. Мы же должны выражать самих себя на сцене, привносить собой новое, а не пародировать кого-то. Я использую слово «вдохновитель». Своими вдохновителями считаю певцов старой школы: Фёдора Шаляпина, Лидию Русланову, Валентину Толкунову, Муслима Магомаева. И, конечно, вдохновляет сам выход на сцену, к зрителю. Зритель чувствует всё, и я всегда ощущаю настрой зала.
Фото: Александра Пастушенко, из архивов героев