ЕГЭ, или обыкновенная история

ЕГЭ, или обыкновенная история

Тренировочный Единый государственный экзамен по истории сдали родители.

Помните слова песенки: «Где это видано, где это слыхано: папа решает, а Вася сдаёт?» 21 марта справедливость была восстановлена. Теперь папа не только решает, но и сдаёт. Родители школьников, чиновники и журналисты присоединились к экзаменационной акции: в 64-й гимназии мы написали ЕГЭ по истории.

Опыт имеется

Для меня это уже второй ЕГЭ для взрослых. В первый раз я сдавала вместе с чиновниками и представителями образования в 2021 году русский язык, финишировав со стобалльным результатом. Неудивительно: филолог, не знающий языка,  явление, мягко говоря, странноватое. А в этом году взрослые сдавали историю, которая всегда была моим любимым предметом и в школе, и в вузе. И, отдавая себе отчёт в том, что написать ЕГЭ по истории на все сто можно, если не только помнишь, что село Колодкино, которого и на карте нет, возникло в 1358 году, но и знаешь имя деда, который его основал, я пришла в гимназию, чтобы ещё раз прочувствовать драматизм экзаменационной ситуации.

Акция «Сдаём вместе. День сдачи ЕГЭ родителями» в этом году проходила в восьмой раз. Она даёт возможность родителям и вообще любому взрослому человеку ощутить то, что чувствует ребёнок на реальном ЕГЭ. В Липецке желающих вспомнить историю в формате ЕГЭ в этом году оказалось 19 человек.

Не так страшен металлодетектор, как принтер

Родители на экзамене проходят все этапы, что и дети. Сначала  испытание металлодетектором.

Провели им по мне спереди и сзади  ничего не обнаружили и пустили в класс. Я села на предназначенное место и растворилась в аудитории, где находились родители, чиновники и коллеги-журналисты: все ждали начала экзамена. Нас подробно проинструктировали, как заполнять КИМы (экзаменационные листы), что на экзамене нельзя разговаривать, передвигаться по классу, держать на столах любую технику, пользоваться дополнительными материалами, выносить из аудитории черновики или иные материалы, фотографировать их.

КИМов хватило не всем

Дальше началось, на мой взгляд, изнуряющее. Да, страшны не рамки металлодектора, не сложные экзаменационные задания, а печать КИМов. Нам показали диск  для убеждения, что задания только что прислали, и сейчас при нас их распечатают.

Печатали тесты 15 минут – время, располагающее к отвлечению от экзамена. Более того, в аудитории нашёлся один человек в третьем ряду, у стены, которому с первого раза КИМов не хватило. Им оказалась я. И экзамен не начинался из-за вашей покорной слуги: все ждали, когда мне распечатают задания. Может быть такой «стоп» на реальном экзамене? Конечно. А теперь представим детей, умирающих от ожидания, учителей, которые борются с техникой, которая – как мы успели убедиться – не всегда работает идеально. В нашей аудитории было что-то с картриджем, который организатор доставал-вставлял в принтер несколько раз. Так ли необходима распечатка КИМов в классах, пусть даже того и требует условие конфиденциальности?

После того, как все варианты были распечатаны, организатор сообщил, что потерянное время не входит в экзаменационное, так что можно не волноваться, у нас есть минут 45 на весь экзамен. Да, мы сдавали ЕГЭ в миниатюре. Реальное испытание по истории длится 3 часа 30 минут.

Исследовать прошлое за 45 минут

Само слово «история» заимствовано из греческого языка (Ιστορία) и означает – исследование. Что же предлагали нам исследовать в течение 45 минут тренировочного экзамена? Из 21 тестового вопроса реального ЕГЭ оставили только 9 – полагаю, не самых сложных, иначе экзамен затянулся бы надолго.

Необходимо было указать соответствие между событиями и годами. Вряд ли кто-то сомневается, что монголо-татары пришли на Русь уже после её Крещения. А вот в вопросе, где требовалось знание дат, я воспользовалась методом логического исключения, ответив, что первая атомная станция в мире была построена в Калужской области, в Обнинске, в 1954 году.

Также необходимо было установить взаимосвязь исторических личностей с их вкладом в русскую историю. Вопрос показался мне лёгким, потому что из школы знала, что Андрей Чохов прославился в литейном деле, отлив множество колоколов, один из которых  знаменитый Царь-пушка. А Сергей Королёв открыл дорогу в космос своими ракетами. Ну, а что первый российский нобелевский лауреат Иван Павлов заложил основы изучения высшей нервной деятельности, вообще любая собака знает.

Также не составило труда установить, при каком генеральном секретаре выпущена памятная медаль с надписью «Первый в мире искусственный спутник Земли XV лет» и что самозванец Лжедмитрий II устраивал смуту и был повержен в ХVII веке. Хотя многие отметили, что задание с картой оказалось сложным.

Я же «пробуксовываю» в военной истории. Каюсь, не назвала Московскую битву, героем которой стал лётчик Талалихин.

В экзамен 2024 года включена история вплоть до 2022 года, а значит, нужно иметь представление о событиях и людях СВО. Предполагается, что история не только хранит прошлое, но и контролирует настоящее, и выпускник для высоких баллов обязан это знать.

Папа решает

Сдав работу, я обсудила экзамен с теми, кто присутствовал на нём вместе со мной. Владимир Перельман, отец выпускника гимназии  64 Дмитрия Перельмана, победителя регионального этапа олимпиады школьников по истории, поделился впечатлениями:

 Я очень люблю историю, как и старший сын, который сейчас студент-юрист МГУ, и младший, одиннадцатиклассник, готовящийся к всероссийскому финалу олимпиады школьников по истории. В этой школе хорошая традиция  сильные педагоги, с историками вообще повезло. Я и сам ровно 35 лет назад окончил эту гимназию. А пришёл, чтобы ощутить экзамена на себе, а потом настроить сына на нужный лад, снизить градус тревожности. Он в этом году сдаёт историю в качестве ЕГЭ. На экзамене главное  не волноваться, пережить процесс ожидания, эти формальности с печатанием вариантов, заполнением КИМов. Но, если человек шёл к этому 11 лет, трудился, ничего сложного в экзамене по истории нет. Мне только показалось задание с картой, отпечатанной чёрно-белым способом, сложноватым. Как я и предполагал, необходимо знать ещё и географию, и культуру. Но ведь это так интересно!

И главный учитель сдаёт

Начальник управления образования и науки Липецкой области Инесса Шуйкова также проходила процедуру сдачи ЕГЭ по истории в сокращённом формате.

Я не ставила целью подготовиться к экзамену, хотя в прошлом году, когда сдавала математику в рамках акции «Сдаём вместе», готовилась: просматривала предварительно КИМы. Но историю страны и всеобщую историю должен знать любой культурный человек, — отметила она. — Однако на экзамене главное не только знания, но и психологический настрой. Родители, которые сегодня пришли с нами, могут понять, как проходит ЕГЭ, что ждёт детей уже через два месяца. Понять, а вечером сегодня сесть с детьми дома, обсудить процесс детально, чтобы и дети обрели уверенность в том, что это не страшно, а вполне реализуемо».

Мнение, что тренировочная акция работает на то, чтобы сделать детей защищённее психологически, разделила начальник городского департамента образования Светлана Бедрова.

 Если школьник подготовленный, то он может сдать любой ЕГЭ, не только по истории. В этом нет ничего сверхъестественного,  заверила она.

Историк по образованию и постоянный участник подобных акций, уполномоченный по правам ребёнка в Липецкой области Юрий Таран сказал:

 Я выпускник советской школы, и некоторые процессы мы осмысляли по-другому. Например, мы изучали Киевскую Русь, потом она стала Древней Русью, а в современных подходах надо разбираться. Но участие в этой акции не заключается в получении баллов за предмет. Важна оценка процедурных моментов экзамена.

Этот аромат ушедших эпох…

Будущий учитель истории, только что окончивший бакалавриат воронежского истфака, Владислав Поляков пришёл почувствовать ЕГЭ на себе, потому что, поступая в вуз после техникума, единый экзамен не сдавал. Он поделился лайфхаком, как запомнить несметное число дат:

 Изучая то или иное событие, надо вдыхать эфирные масла, ассоциируя их и особенно даты, с запахом лаванды, эвкалипта, мандарина Потом, перед экзаменом, вновь подышать этими маслами, и дата, увязанная с событием, вспомнится. Мне этот приём помогал. Вообще история  предмет, который надо изучать многогранно: не стоит стремиться к запоминанию дат  важно понимать суть процессов. Сравнивать документы для этого нужно, разные точки зрения сопоставлять. Одного школьного учебника недостаточно.

 

Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: управление образования и науки Липецкой области и автора

ТЕКСТ ПРИВЕДЁН В РАЗВЁРНУТОМ ВИДЕ И С АВТОРСКИМИ ПРАВКАМИ