Дуновение вдохновения

Дуновение вдохновения

Не для того, чтобы витать в облаках, а чтобы вернуться на землю обогащёнными и творить.

Сергей Сошников, архитектор

Архитектор по значимости должен быть заместителем мэра

Факт 1: С командой архитекторов проектировал современный центр Липецка.

Факт 2: Работал со скульпторами Вячеславом Клыковым и Александром Вагнером над памятником Петру I в Липецке.

Факт 3: Проектировщик первого в стране шумозащитного дома.

«У вас произошла архитектурная революция», — изумлялись специалисты, приезжавшие в Липецк в 1970-1980-х годах, когда главный архитектор города Бирута Канцане пригласила плеяду архитекторов из других регионов и республик. В их числе был Сергей Алексеевич Сошников, ставший сначала главным художником города, а затем организовавший архитектурно-творческую мастерскую. Без этих людей лик Липецка был бы иным.

— Участок, заболоченный, закольцованный трамвайными рельсами, с тополями по периметру, превратился в площадь Петра Великого — общественное пространство, где проходят основные мероприятия, — говорит Сергей Алексеевич. Он автор всего архитектурного ансамбля площади и светомузыкальных фонтанов.

«Архитектурную творческую мастерскую Сошников/Аристовы-архитекторы» Сергей Алексеевич возглавляет уже 32 года. Всё это время он с коллегами проектировал дома, стараясь вносить что-то прогрессивное. Так, увидев дом на улице Московской с маленькими оконцами, выходящими на проезжую часть, народный архитектор РФ, академик архитектуры и автор здания театра на Таганке Юрий Гнедовский впечатлился настолько, что спросил Сошникова: «Почему вы не выдвигаете этот дом на Госпремию?».

— Мы там осуществили целый ряд приёмов, — поясняет Сергей Алексеевич, — архитектурными средствами решили проблемы шумозащиты. Например, гаражи, которые расположены шумоподавляющим экраном. Но главное, все окна жилых комнат обращены на южную сторону, а на дорогу и промышленные застройки выходят только маленькие окна лестничных клеток и кладовок.

Дом был признан лучшим в Черноземье. Уже в нашем веке вырос микрорайон Университетский.

— Разбили микрорайон на кварталы, и каждый квартал проектировали разные архитектурные мастерские, — рассказывает Сергей Сошников. — Это дало свой результат: приезжаешь в своеобразный, интересный и какой-то узнаваемый район. Нужно строить так, чтобы в городе хотелось жить.

Александр Малахов, актёр театра

Актёр — это море эмоций и каждодневное проживание других жизней

Факт 1: Вопреки родительскому желанию пошёл в театральный.

Факт 2: Увлекался фаер-шоу и устраивал представления.

Факт 3: Обладая ростом 1 м 94 см, сначала подумал, что его пригласили в Липецкий театр «для мебели».

Александр Малахов родился в Тамбове, окончил там университет. Но актёрская судьба привела его сначала в елецкий театр «Бенефис» (туда Александра пригласил после вуза первый режиссёр театра Владимир Назаров), а затем — в Липецк, где он служит в актёрской труппе театра на Соколе по сей день.

— Нравится тяжёлые вещи играть, многослойные образы, — признаётся актёр. — Для меня ценно, когда разрушается «четвёртая стена» — вымышленное пространство, которое отделяет артиста от зрителя. Когда можно общаться со зрителем: смотреть в глаза и находить в них отклик. И не только визуальный. Например, на спектакле «Верую» (12+) по рассказам Шукшина мой персонаж, Сергей Безменов, от которого жена ушла к другому, спросил себя о том, что если бы ещё раз ему удалось полюбить эту женщину, то «он бы опять растопырил ей руки — пошёл бы навстречу. Всё же, как ни было больно, это был праздник. Конечно, где праздник, там и похмелье, это так… Но праздник-то был?». И для меня было настолько удивительно и завораживающе, когда девушки, мужчины, женщины из зала отвечали: «Был».

Важен не только симбиоз со зрителем, но и, конечно, необходимо чувствовать партнёра. У Александра есть на это специальный ритуал «подышать с партнёром»: подойти к коллеге и сделать четыре вдоха одновременно.

— Спектакль — это живая ткань, равноуважительный диалог, поэтому мы должны слушать и слышать друг друга, быть сонастроенными. Да и в жизни это помогает понимать людей: так человеческие связи и возникают, — убеждён актер.

Михаил Кононыхин, художник

Пишешь не то, что видишь, а то, что внутри чувствуешь

Факт 1: Студентом рисовал обучающие мультфильмы.

Факт 2: 11 лет занимается росписью храмов в России и за её пределами.

Факт 3: В 2013 году участвовал в росписи храма архангела Михаила в Шымкенте (Казахстан).

Смотришь на как будто припорошённые пудрой работы Михаила Кононыхина, и не отпускает мысль о том, что любое искусство — это отхождение от обычного. Именно поэтому оно и действует на людей — прямо или косвенно, но действует. Иными словами, художник как бы входит в то измерение, куда обычный человек не пройдёт. У Михаила это матовое пространство в соединении с живым материалом — деревом. Натуральный фрагмент резного наличника, внутрь которого вставлена картина, — это уже окно в другой мир.

— Да, дерево помогает в работе. Нравится его фактурность, особенно если старое дерево. Я часто использую его как основу под живопись, — рассказывает Михаил. — Деревянная резьба — это особая тема. Недавно ездили в Томск на пленэр, там целая улица XIX века: деревянные дома с резьбой сохранились очень хорошо. Но, к сожалению, это уходит повсеместно, потому и человек становится примитивнее.

Душа человека устроена так, что ищет спасения от примитива, от дисгармонии окружающего мира, и поэтому искусство — это лекарство. Мирское ли, религиозное — разницы нет.

— Я расписывал и восстанавливал живопись в храмах. В селе Кашары Задонского района роспись в двух храмах — моя работа. А из последних — храмовая роспись в Новосибирске. Работаешь с 8 до 20 часов с перерывом на обед, но времени не чувствуешь: недели летят незаметно. И, несмотря на то что приходится постоянно писать с задранной головой, переходя по строительным лесам, усталости не ощущаешь, — замечает Михаил. — А если брать просто живопись, то пишу очень быстро. С пленэров могу работу написать минут за 15, пока ощущения живы. Это как фрески пишут по сырой штукатурке быстро-быстро, пока не засохла. Мне кажется, чтобы создать хорошую вещь, нужно забыть о времени, вообще о себе: ты должен исчезнуть — полная аннигиляция чтобы была. А потом всё соберётся в идее и выразится в форме.

Наталия Шабунина, ведущая артистка Липецкого камерного хора, преподаватель

Мне некуда было деваться, кроме развития: меня всегда окружали талантливые, добрые и порядочные люди

Факт 1: Спела свой первый сольный концерт с симфоническим оркестром под дирижированием Гаррия Оганезова.

Факт 2: Участвовала в постановке оперы «Руслан и Людмила» на липецких подмостках.

Факт 3: Стояла у истоков Липецкого муниципального театра.

Бытует такое мнение, что учиться музыке на первых порах чрезвычайно скучно. Однако Наталия Шабунина, будучи первоклассницей, увидела свою подругу, играющую на фортепиано, и была настолько очарована, охвачена её игрой, даже образом пианистки, что со второго класса пошла в музыкальную школу и больше с музыкой не расставалась. Однако вокальное образование она получила благодаря усиленному влиянию Татьяны Минаевой, которая тогда возглавляла областное управление культуры. У Наталии Николаевны на тот момент уже было одно высшее образование, связанное с хоровым дирижированием.

— Но именно благодаря полученному гнесинскому вокальному образованию я сейчас преподаю в Липецком областном колледже искусств, заведую вокальным отделением. Я вообще теперь гибридна: у меня вокальные знания, я ещё и хоровик, у меня уши хоровые, — говорит Наталия Николаевна. — Стараюсь всё полученное и в Гнесинке, и в камерном хоре передать ученикам. Они, правда, потом часто разъезжаются, поступают в консерваторию и редко возвращаются, но мне радостно, что мои девочки работают сейчас в Москве, в вокальной группе театра Захарова поют, в театре «Поколение».

Она счастлива, что музыка в их жизни играет большую роль, а в её — занимает главную нишу, даже ребёнок всегда был в куче работы и творчества.

— Он, наверное, с двухлетнего возраста посещал все мои концерты. Сейчас вырос, музыкантом не стал, но ходит с удовольствием на концерты и симфонического, и духового оркестров. А вообще, вся моя семья, и мои коллеги, наставники, в числе которых Игорь Цилин, Наталья Сосновская, Любовь Пличко, помогали мне существовать внутри этой музыки, всячески поддерживали меня.

 Елена Копылова, фотограф

Фотограф — это мозг, сердце, рука и глаз

Факт 1: Елена — профессиональный путешественник. Сотрудничая с турагентством, выступает фотографом и сопровождающим.

Факт 2: Автор двух масштабных проектов в парке «Кудыкина гора» и арт-резидент галереи «Буксир».

Факт 3: Вместе с братом, священником Липецкой митрополии, организовала велоклуб путешествующих по святым местам «Родные родники».

Дорога в профессию началась с Байкала. В 2020 году Елена послала свои работы на всероссийский конкурс-фотопленэр «Байкал для каждого». И очень удивилась: из множества снимков состоявшихся фотографов выбрали её кадры — просто увлекающейся фотографией любительницы. С тех пор прошло четыре года учёбы, совершенствования. Сейчас Елена сама преподаёт рекламную фотографию в Липецком колледже индустрии и сервиса. Выигрывает гранты, участвует в разных проектах, ведёт мастер-классы по фото. Она наставник и главный эксперт чемпионата «Молодые профессионалы» в компетенции «фотография», но продолжает сама учиться.

— Есть фотохудожники, с которыми я постоянно в «диалоге», просматриваю их для повышения насмотренности. Это Марк Ребу, Анри Картье-Брессон, Энни Лейбовиц. Это классики. Есть фотохудожники, у которых меня цепляют не сами фотографии, а подход и трактовка смыслов, задач. Александр Медведев, например, для меня это фотограф для мотивации.

Создать свой мир очень сложно, но это необходимо.

— Я очень люблю классику, — делится Елена. — Перечитывала несколько раз «Анну Каренину» (12+), «Войну и мир» (12+). Художественная литература даёт базу, внутренний опыт. Люблю фантастический мир Толкина. Когда читаю городскую фантастику Макса Фрая, мне нравится думать, что и со мной нечто чудесное может произойти.

Елена — междисциплинарный художник. Она аккумулирует в себе и фотографа, и дизайнера-инсталлятора. В галерее «Буксир» был представлен её проект «Пружина», навеянный археологической находкой — липецким трубчатым замком.

— Форма пружины — составной части механизма — зацепила меня, — говорит Елена. — Она напоминает какое-то сломленное существо — меня в первые годы жизни в Липецке, пока город был для меня не своим. А я словно пружина, которая не подходит к замку. Прошло немало времени, Липецк стал моим домом, теперь мы подходим друг другу.