Как в Липецкой области помогают предприятиям выстоять в условиях санкционного давления и развить своё производство
Журналистам в рамках промышленного пресс-тура показали, как правительство региона помогает малому и среднему бизнесу через Фонд развития промышленности (ФРП). Одно предприятие, попавшее в маршрут пресс-тура, получило через фонд заём на строительство завода, другое — на расширение производства, третье — на пополнение оборотных средств.
— На текущий момент мы рассматриваем около 28-30 проектов с общим бюджетом примерно 14 млрд рублей, — прокомментировал директор ФРП Владимир Дубинин.
От 5 до 1%
Часть этих проектов будет профинансирована за счёт регионального бюджета, часть — вместе с федеральным фондом на условиях софинансирования. Некоторые проекты липецкий ФРП сопровождает, а финансирование идёт из федерального бюджета.
Журналистов интересует, дорогие ли займы.
— Нет, — отвечает Дубинин. — Если компания берёт заём под инвестпроект, это 3% годовых. Если предприятие надёжное и может предоставить банковскую гарантию в качестве залога, мы готовы дать заём под 1%. В том случае, когда компания берёт заём для пополнения оборотных средств, он выдаётся под 5%.
Быть в тренде Первая компания, которую показывают журналистам, — ООО «СпецАгро». Это на улице Клары Цеткин в Липецке. В феврале прошлого года компания получила льготный заём на реализацию проекта «Производство пятислойной агроплёнки и термоусадочной плёнки для промышленных теплиц» по программе софинансирования «Проекты развития». Компания должна была построить конкурентоспособное предприятие, производящее в год 4 млн кв. м плёнки для промышленных теплиц, и обеспечить работой 25 человек, что она и сделала.
— Теплицы бывают стекольные и плёночные, — объясняет директор компании Сергей Селянин. — Мы производим материал для плёночных теплиц. Причём выпускаем пятислойную плёнку, которую до нас никто в России не делал. Есть отечественные производители плёнки, например, в Краснодарском крае и Волгограде. Но у них трёхслойный материал. Я не хочу сказать, что он хуже нашего, хотя наш обладает такими потребительскими качествами, которых нет у трёхслойной плёнки. Просто спрос на рынке не стоит на месте, и завтра мы потеряли бы актуальность, если бы сегодня построили завод по производству трёхслойной плёнки. Даже с экструдером, который делает пятислойную плёнку, мы отстаём от тех же европейских производителей — у них в тренде уже семислойная плёнка.
Санкции не пройдут
На рынке агроплёнки кроме российских до сих пор присутствуют иностранные компании, традиционно поставлявшие полиэтиленовую плёнку в Россию. Это, например, греческая Plastika Kritis и израильская Politiv. Поэтому собственники «СпецАгро» ставят себе задачу не только замещать импорт, но и обеспечить успешную конкуренцию с европейцами, которые продолжают работать в России. Здесь очень серьёзно позаботились о независимости от европейских производителей экструдеров, на которых делают плёнку, и от европейских поставщиков сырья. Экструдер купили у китайцев, а компоненты для производства плёнки идут к ним через посредников преимущественно из Юго-Восточной Азии.
50 на 50
— Год назад, — говорит Сергей Селянин, показывая огромный цех, — здесь ничего не было. Я думаю, без участия фонда и сейчас здесь ничего бы не было.
— Сколько вы получили денег из фонда? — уточняют журналисты.
— 50 на 50, — отвечает Селянин. — Мы построили новый цех — это были наши вложения. А средства для покупки оборудования — это примерно 54 млн рублей — выделил фонд. Всего завод обошёлся примерно в 108 млн.
— Задача фонда, — комментирует вице-губернатор Липецкой области Сергей Курбатов, — финансировать проекты, которые по какой-то причине не могут профинансировать банки. Бывают случаи, когда кому-то нужна дешёвая процентная ставка или проект кажется банкам очень сложным, и они не хотят идти на риск. Такие проекты поддерживает фонд. В целом в регионе на сегодняшний день строится больше 10 новых предприятий, не считая тех, которые возводятся в особой экономической зоне.
Расширить производство
Это уже второе предприятие партнёров по бизнесу Сергея Селянина и Артура Баберяна. Рядом с производством плёнки стоит завод, где выпускают системы капельного орошения. Они поставляют их в основном на Липецкий завод тепличных конструкций, который находится в ОЭЗ «Липецк». Селянин и Баберян делают почти 150 км капельных систем в месяц и обеспечивают работой 25 человек.
— До нас на рынке были только импортные системы капельного полива, — поясняет Артур Баберян. — Мы, можно сказать, были первым российским предприятием из тех, кто занялся этим делом. Есть ещё производство систем капельного орошения в Чаплыгине. Там этим занимается компания «Новый век агротехнологий». Но они делают системы для открытого грунта, а мы специализируемся на ирригационных системах для теплиц.
— Вы делаете ирригационные системы, теперь вот начали выпускать полиэтиленовую плёнку. Есть планы заняться чем-то ещё? — интересуются журналисты.
— Если говорить о планах на будущее, то наша первоочередная задача — поставить ещё одну линию для производства пятислойной плёнки. Также хотим заняться производством упаковочных систем для огурцов и помидоров.
Оборотные средства
Из Липецка перемещаемся в село Боринское. Здесь с 2014 года работает завод компании «Пластиформ». На нём выпускают так называемые ПЭТ-преформы и колпачки для пластиковых бутылок. На заводе пять линий. Три делают преформы, две — колпачки. Если объяснять совсем просто, ПЭТ-преформы — это пластиковые пробирки диаметром 2,5 см с резьбой для пробки. На заводах их помещают в специальную машину, и та выдувает из них бутылки, в которые потом разливают лимонад, пиво, молоко — одним словом, всё, что пьют.
В прошлом году, рассказывает заместитель генерального директора Александр Дорофеев, на заводе произвели 14 800 тонн преформ и колпачков. В этом году должны сделать на 1 000 больше. Поставляют всё это липецким компаниям — от «Эдельвейса» до «Росинки» — и в другие регионы: Краснодарский край, Крым, Подмосковье. Из боринских ПАТ-преформ выдувают бутылки более чем на 80 предприятиях России.
Вообще, если не считать, что завод в Боринском долго не могли запустить из-за проблем с электроэнергией, дела там всегда шли хорошо. Но в апреле прошлого года оттуда в правительство Липецкой области поступил, как говорится, сигнал SOS.
— Что у вас тогда случилось и почему вам понадобилась помощь? — спрашиваем у директора компании Никиты Федоренко.
— В один момент изменились и нарушились все логистические цепочки. Все договоры по оплатам и предоплатам, — объясняет он. — И у нас возникла катастрофическая нехватка оборотных средств. Специфика нашего бизнеса такова, что мы закупаем сырьё, производим продукцию, а продаём её с рассрочкой. Для закупки сырья нам и нужны были оборотные средства. Фонд дал нам заём 150 млн рублей под 7,5%, а потом ставку даже понизили до 5%.
Мы с Украины
В Грязях нам показывают компанию «АВИКС ГРУПП», которая производит смазочные материалы, пропавшие в России после того, как из неё ушли европейцы. Компания собирается расширять выпуск этих материалов. Они используются, например, в металлопрокате и металлообработке. Завод «АВИКС ГРУПП» появился на окраине города в 2014 году как бизнес-единица бердянской компании «Азмол», которая тоже производит смазочные материалы. Сегодня, правда, «АВИКС ГРУПП» с «Азмолом» не роднится и работает как самостоятельное российское предприятие.
— Мы все выходцы из Бердянска, — рассказывает коммерческий директор компании Сергей Сухин. — Это в Запорожской области. Я работал там на «Азмоле» с 2006-го по 2012-й. В 2014-ммырешили здесь организовать такое же производство, как на «Азмоле».
Грязи выбрали потому, что здесь нашлась подходящая площадка. Когда-то на этом месте были котельная и компрессорная станция Грязинского культиваторного завода. Над непроходимыми зарослями здесь до сих пор возвышаются развалины промышленных зданий и кирпичная дымовая труба метров 5–7 в диаметре.
Незаменимых нет
В принципе, смазочные материалы, которые выпускает компания «АВИКС ГРУПП» делаются просто. Берёшь минеральное масло, добавляешь в него присадки, и получается смазка. Но всё дело в этих присадках. До сих пор, как и большинство смазочных материалов, их ввозили в Россию из-за рубежа. Chevron Oronite SAS, Evonik Industries AG и другие европейские компании были их основными поставщиками. Завод «АВИКС ГРУПП», наверное, прекратил бы своё существование и 52-м его работникам пришлось бы жить на пособие, если бы у компании не было своей научной лаборатории, где разработали собственные присадки. Часть компонентов закупают, правда, за рубежом, но не в Европе, а в Малайзии, Индии и Индонезии. Поэтому, когда с российского рынка ушли такие производители, как Mobil, Castrol, Shell, Total и Elf, компания «АВИКС ГРУПП» оказалась готовой заменить иностранцев, до этого казавшихся незаменимыми.
— Конечно, все эти «шеллы» и «мобилы» потрепали нервы своим клиентам в России, — говорит Сергей Сухин. — Некоторые даже не посчитали нужным поставить в известность тех, кто зависел от их материалов. Просто перестали отвечать на звонки, а ты понимай как хочешь. Потом, правда, задним числом кое-кто прислал письма, мол, извините, у нас тут санкции и всё такое. А нам всё это оказалось на руку. После того как зарубежные производители ушли с российского рынка, наши продажи выросли на 30%.
Сегодня «АВИКС ГРУПП» поставляет свои смазочные материалы на Магнитогорский меткомбинат, Северсталь, НЛМК, КАМАЗ и Трансмашхолдинг.
Делать больше
На рынке после исхода европейских нефтеперерабатывающих компаний из России спрос на смазочные материалы до сих пор превышает предложение. Сухин насчитал всего три компании, которые в радиусе от 600 до 1 000 км от Грязей выпускают такую же продукцию, как «АВИКС ГРУПП»: Delfin Group в Москве, «Лукойл» — в Волгограде и «Титан-СМ» — в Новочеркасске. Поэтому у «АВИКС ГРУПП» есть возможность расширять своё производство. Вот как раз под такое расширение компания в марте этого года и получила от правительства Липецкой области целевой заём по программе «Проектное финансирование». Ей выделили 23,8 млн рублей под 2% годовых.
— Там, — Сухин показывает на стену, за которой сейчас готовится ещё одна производственная площадка, — у нас будет второй цех. Он позволит увеличить объёмы производства в два раза. Сегодня мы можем потенциально производить 500 тонн смазочных материалов в месяц. Когда запустим второй цех — я думаю, это будет, скорее всего, в сентябре, — будем выпускать 1 000 тонн. Конечно, без поддержки областного правительства у нас ничего бы не получилось. Своих средств мало. Банки неохотно идут навстречу, а если готовы дать деньги, то под очень большой процент.
Готовились к худшему
После того, как против России началась санкционная война, всем предпринимателям, которые стучали в двери областного правительства и просили помощи, открывали и помогали. Но всё же помощь понадобилась не всем. В регионе около 40 тысяч малых и средних предприятий, и большинство из них нашли силы и средства противостоять экономическому давлению США и Европы.
— У меня был гораздо худший прогноз, — говорит Сергей Курбатов. — И я очень рад, что тогда, год назад, ошибался. Низкий поклон предпринимателям региона, которые нашли возможность обойти санкции, логистические сложности и продолжают развиваться. Реальность оказалась гораздо лучше тех прогнозов, которые мы делали. Но это и хорошо. Мы были готовы к самому сложному варианту.
Текст: Виктор Унрау
Фото: Сергей Паршин