Большая экономика малых дел

Как в сельской местности живут малые и средние предприятия после того, как против России началась санкционная война

Самый отдалённый и южный район в Липецкой области — Добринский — на экономической карте региона становится одним из самых центральных. Оборот организаций района составил 26,1 млрд рублей — по сравнению с прошлым годом рост 124,3%. Сельхозпредприятия получили более 4 млрд рублей дохода, промышленные — 2,9 млрд.

Как санкции стали стимулом для российской экономики — в экономическом разборе «Первого номера».

Вернуть цивилизацию

Едем сначала на «Завод растительных масел и комбикормов «Добринский». По проекту маслодельный цех будет перерабатывать по 400 т сырья, выдавая на-гора по 250–300 т масла в сутки. Проектная мощность комбикормового цеха — 800 т в месяц. Сейчас на заводе трудятся 25 человек, но уже к осени предприятие примет на работу ещё 45–50 человек. Как заявили собственники предприятия, заработная плата у рабочих будет не меньше 30–40 тысяч рублей в месяц.

— У нас, в Добринке, самое крупное предприятие — Добринский сахарный завод. Это один из крупнейших сахарных заводов в стране, — рассказала заместитель главы района по экономике Галина Демидова. — «Завод растительных масел и комбикормов» по значимости, наверное, будет вторым после сахарного завода.

Нас привезли на большую огороженную площадку. Раньше тут было предприятие районного значения — завод сухого обезжиренного молока. Его закрыли в 2008 году. Говорят, в те годы поголовье дойного стада сильно сократилось, начались перебои с сырьём, и производством сухого молока заниматься стало невыгодно. На площадке остался главный корпус завода, в котором и будут делать растительное масло. Рядом на фундаменте, который залили ещё при советской власти, построили большой цех — там несколько машин уже делают комбикорм.

— Здесь, — показывая на площадку, где возводят новый завод, рассказывает начальник производства Михаил Долматов, — ещё год назад были такие же заросли, как за забором. Люди отсюда ушли, природа поглотила цивилизацию, и мы сейчас возвращаем её обратно.

Деньги из отходов

Заходим в огромный, ещё не оштукатуренный цех. Тут грохочут зернодробилки и грануляторы. Силосов ещё нет, и зерно с готовым комбикормом горами лежат вдоль стен.

— Зачем нам нужен цех по производству комбикорма? От производства масла остаётся жмых, один из компонентов комбикорма, и обычно его продают заводам, которые производят комбикорм, — поясняет Долматов. — Нужно задействовать транспорт, а это лишние расходы на том, что могло бы приносить прибыль. Раньше об этом никто как-то не задумывался, никто не объединял производство масла и комбикормов. Но последние лет десять этот тренд набирает обороты, и большинство серьёзных маслодельных заводов занимается глубокой переработкой отходов.

И чтобы не накапливать горы жмыха, на заводе в мае запустили комбикормовый цех.

Запах масла

Цех же по производству растительных масел собираются запустить осенью. Оборудование, рассказывает Долматов, уже закупили. После завершения монтажных работ где-то в середине лета сделают пробный пуск, и как только хозяйства начнут молотить подсолнечник, на который завод делает основной упор, будут давить масло.

Предприятие планирует перерабатывать в основном местное сырьё. В Добринском районе каждый год отводят под подсолнечник около 9 тысяч га пашни. Это второй показатель в области после Елецкого района, где подсолнечник занимает 13–14 тысяч га. В общей сложности при урожайности около 20 ц с га хозяйства Добринского района намолачивают в районе 35 тысяч тонн семян подсолнечника.

— Настоящее масло будем производить, — комментирует Михаил Долматов. — Не рафинированное, не дезодорированное. А с запахом подсолнечного масла. Фасовка в бутылки пока не планируется. Через два-три года, уверен, дойдём до линии экстракции, до линии бутылочного розлива и, возможно, даже до какого-то местного бренда. Пока планируем поставлять масло в больших ёмкостях на крупные перерабатывающие заводы. Это будет кондитерка, хлебобулочное производство, и наверняка его будут покупать те, кто поставляет бутилированные масла в торговые сети.

Восстановление производства

Проект завода «Добринский» рассматривается ещё как восстановление производства на площадках советских предприятий, которые не выдержали конкуренции или оказались не у дел в 1990-е и нулевые годы.

В Добринке кроме маслозавода сегодня реализуется ещё один крупный проект с объёмом инвестиций в 150 млн рублей — ООО «Липецкие зори» планирует запустить в помещениях бывшей заготконторы мясоперерабатывающий комплекс, который уже называют мясокомбинатом. Согласно проекту, комплекс должен производить 30 т сырокопчёных колбас, 250 т колбасных изделий и мясных деликатесов в месяц. Всё это планируют продавать в Липецке, Москве, Воронеже и Ростове-на-Дону. Для власти важно, что предприятие увеличит налогооблагаемую базу и откроет 60 новых рабочих мест.

О санкциях слышали по телевизору

Были мы и ещё на одном предприятии, которое занимается в том числе производством комбикормов. Это кооператив «Русь». Два года назад собственники компании братья Олег и Игорь Брыкины получили грант на развитие материально-технической базы и купили на него линию гранулирования комбикормов.

— Здесь всё отечественное, поэтому каких-то проблем, связанных с санкциями, у нас нет, — говорит Олег Брыкин. — Комбикормовую линию купили у нижегородской компании «АгроПоставка». Эта компания уже лет, наверное, десять специализируется на выпуске оборудования для производства комбикормов. У них там около 700 наименований всякого оборудования. Мы приобрели линию и до сих пор докупаем разные комплектующие, а если надо — запчасти. У нас, вообще-то, не только комбикормовый цех, мы занимаемся полеводством, держим большую отару овец — везде всё русское. Ну только, может быть, трактор белорусский.

— А наша техника не уступает импортной?

— Вот этого не скажу. Мы всегда покупали отечественную технику, поэтому не могу сравнить. Конечно, импортная техника неплохая. Но сейчас иногда те, у кого импортные машины, рассказывают, что надо в поле ехать, а трактор стоит — с запчастями проблемы. Мы поддерживаем отечественного производителя, — смеётся Брыкин. — Вот для комбикорма, например, тоже покупаем отечественные ингредиенты. Нам для него нужны мясокостная и рыбная мука — покупаем в Воронеже. Ну и ракушку с мелом тоже там берём. Дефторированный фосфат — у «ЕвроХима». Он нужен, чтобы у скота кость была крепкая. В общем, от санкций кто-то, конечно, страдает, но мы о них только по телевизору слышим.

— Из-за санкций, — говорит Галина Демидова, — у нас в районе ни одно предприятие серьёзно не пострадало и тем более не закрылось. Мы всегда ориентируем наших хозяйственников на отечественное оборудование, поэтому у большинства оно российское. Может быть, сказалось и то, что у нас нет особо крупных предприятий. Район сельскохозяйственный, в основном фермерские хозяйства. То есть хозяйства не очень богатые, и они не могли покупать дорогое импортное оборудование. А теперь оказалось, к лучшему.

Made in Dobrinka (Сделано в Добринке)

Из предприятий пищевой промышленности одно из самых известных — компания «Добрэко». Здесь делают хачапури и пиццу. Хачапури продают даже в Нью-Йорке. Это иллюстрирует структурные изменения, произошедшие на рынке питания во время пандемии. Как предсказывали эксперты, сервис сместится в сторону доставки. «Добрэко» не продаёт свои хачапури и пиццу напрямую. Компания работает с федеральным агрегатором доставки «Самокат».

— Один раз в неделю отправляем фуру в Московскую область, в Видное, — рассказывает собственник «Добрэко» Малхаз Авалиани. — Там у «Самоката» склады. А с этих складов они уже отправляют наши хачапури и пиццу по всей России. Их можно купить везде — хоть в Липецке, хоть Омске и Новосибирске.

Новая схема реализации продукции потребовала изменить технологию производства хачапури, которые имеют небольшой срок хранения. Их замораживают и перебрасывают в Московскую область, оттуда по всей стране в рефрижераторах. По словам Авалиани, они первыми в России и в мире применили эту технологию при реализации хачапури.

Что касается Нью-Йорка, то «Самокат» работает на рынке США с 2021 года. Там он запустился под брендом Bike и продаёт то лучшее, что делают в России, в том числе и хачапури из Добринки под товарным знаком Pekaroff. С другой стороны, как говорится в обзорной статье «Хачапури превратился в главное блюдо Нью-Йорка», опубликованной на сайте Eater New York, который специализируется на новостях ресторанной индустрии, хачапури вышли за рамки традиционных грузинских ресторанов второй столицы США. Его требуют чуть ли не во всех барах и бранчах не только на Манхеттене, где живёт около 5 000 грузин, но по всему Нью-Йорку.

Так, благодаря серьёзным изменениям, которые произошли в последние 2–3 года в технологии продаж, маленькая компания со штатом 10 человек из небольшого села смогла пробиться на мировой продовольственный рынок. Всё это позволяет «Добрэко» выпекать по 200 тысяч, а в этом году, если судить по итогам первого квартала, 500 тысяч хачапури в год и иметь выручку до 10 млн в месяц — 9 000 жителей Добринки такого количества грузинского хлеба съесть просто не смогли бы.

Добросовестный Спартак

Нам показывают, как делается хачапури, — от разделки теста до выпечки. Пробуем, хвалим и едем к Спартаку Степаняну, хозяину кооператива «Спартак».

«Спартак» работает с 2009 года. У Степаняна небольшая животноводческая ферма, такой же небольшой мясоперерабатывающий цех и маленький магазин мясных продуктов рядом с центральной улицей. В общем, ничего особенного. Но Степанян — хороший пример того, как власть находит добросовестного, работящего человека, даёт ему гранты и субсидии, а он обеспечивает местных жителей продуктами и работой — в кооперативе трудятся 10 человек.

 — В данный момент моя основная цель — развитие молочного направления, — рассказывает Спартак Степанян. — Сейчас у меня 50 дойных коров и есть желание приобрести ещё 50 голов. Потом планирую сделать нормальный цех по переработке молока. Уже начал этим заниматься.

В прошлом году в «Спартаке» произвели почти 8 т говядины, 11 т свинины, а мясоперерабатывающий цех сделал 4,2 т одной только колбасы, не считая копчёностей и других продуктов. Ничего в магазинчике Степаняна не залёживается. В Добринке и Добринском районе живёт довольно платёжеспособный народ. По словам Галины Демидовой, за первые два месяца этого года средняя заработная плата в райцентре составила 51 тысячу рублей, на сельскохозяйственных предприятиях — более 69 тысяч. Такие высокие показатели получают не за счёт зарплат чиновников, которых в сельской местности мало, а за счёт механизаторов — в сезон их заработки доходят до 200 тысяч рублей в месяц.

Текст: Виктор Унрау 

Фото: Сергей Паршин