Наблюдения дилетанта в стиле трагифарса
Стараниями редакции не имевший опыта работы в школе молодой специалист-психолог был внедрён на должность классного руководителя в обычную российскую общеобразовательную школу.
Завязка
5-й класс. В 4-м классе фактически отсутствовал классный руководитель. Успеваемость класса ниже среднего. Поставленная администрацией школы перед специалистом-психологом задача — повысить уровень знаний учащихся, мотивировать на учёбу.
Сцена 1
Вооружённый новейшими и объективными методиками диагностирования, настроенный на создание зоны позитивного общения с детьми для выстраивания перспектив их интеллектуального и морально-нравственного развития специалист отправился в класс. Проверка по журналу выявила отсутствие пятерых. В чём причина?
— Маша часто не ходит в школу, так как далеко живёт. Обычно родители передают записку.
— Юля вообще очень редко посещает школу, потому что она плохо себя чувствует.
— Она больна?
— Нет, просто мама оставляет её дома, когда Юля себя плохо чувствует.
— Мама Сени просила передать, что к ним приехали гости, поэтому его два дня не будет…
Молодой специалист крепко задумался: «Выходит, родители сами решают, когда ребёнку ходить в школу и в каком объёме получать знания?»
Знакомая ситуация из классики. Помните Обломова? Илью Ильича?
На уроки в пансион Штольца-старшего он не ездил, если вдруг маменьке показалось, что он плохо спал… Или если начиналась подготовка к праздникам, а то вдруг приехали гости на недельку-другую… Тогда как Штольц-младший учился ежедневно и по жёсткой программе. Неудивительно, что, «переходя в течение 20 лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых», Обломов к 30 годам мог только лежать на диване, ожидая содержания из деревни и мечтая о несбыточном, тогда как «Штольц — ровесник Обломову, нажил дом и деньги», участвует в международных политических и экономических проектах. Если попробовать оценить, чьё положение — свидетельство успеха по современным критериям?
Если же этот пример недостаточно убедителен, можно вспомнить детский стишок Сергея Михалкова «Про мимозу».
Сцена 2
Все ученики 5 класса написали сочинение на тему «Соблюдай ПДД». Для участия во втором этапе городской акции молодой специалист отобрал две работы, подробно объяснив детям, почему остальные сочинения не годятся для участия в конкурсе.
В течение суток пришлось отвечать на заявления родителей:
«Почему вы взяли на конкурс только эти работы? Ведь мой ребёнок имеет право получить приз!»
«Я считаю, что мой ребёнок написал отличное сочинение, а вы его неверно оценили!»
«Сочинение Алины не может быть лучше сочинения моего ребёнка!!! Кто дал вам право оценивать, кто из детей лучше?»
И никак не помогали объяснения типа: «есть конкурсные критерии», «оцениваются сочинения, а не дети»…
Эмоции родителей разливались бурным океаном в нескольких группах в мессенджерах, социальных сетях, пересекались в обсуждениях с группами родителей других школ (конкурс-то городской) и утихли только к утру. Но дети всё же донесли в школу остатки «пенного прибоя возмущения», что едва не привело к конфликту и, как подозревал молодой специалист после высказываний родителей, к полному краху его авторитета в глазах детей.
И снова молодой специалист крепко задумался: «Почему учителя математики не дают советов родителям-бухгалтерам по оценке дебета и кредита? Почему учителя технологии не учат родителей-инженеров новым приёмам моделирования? Почему же родители лучше всех учителей разбираются во всех предметах и могут оценить знания и умения и своего ребёнка, и чужих детей тоже?»
Сцена 3
Воодушевлённый идеей мотивации класса путём выполнения общих дел молодой специалист предложил детям поучаствовать в акции: изготовить тематическую открытку в технике рисунка, аппликации, коллажа.
Конкурса не предполагалось, то есть качество могло быть любым. В общем, простор для вдохновения и полное отсутствие конкурентности. Почти половина детей отказалась делать открытку. Когда же учитель обратился к родителям с просьбой стимулировать детей, получил разные ответы, в том числе: «Петя не рисует и не клеит. Это не его», «У Лизы другие способности, она готовится стать юристом», «Фёдор готовится к соревнованиям по хоккею, ему некогда».
Как дипломированный психолог, молодой специалист оказался в тупике, потому что опять задумался: «Как можно окончательно определить склонности и таланты 12-летнего ребёнка? Почему нужно ограничивать творческую деятельность ребёнка одним направлением?»
Кульминация
Молодой специалист-психолог вёл ещё в своём 5-м классе урок ОДНК — «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Поставил четвёрку Илье. Но мама мальчика обратилась в департамент образования с заявлением-просьбой разобраться в компетентности учителя, мотивируя своё заявление тем, что Илья — участник соревнований по борьбе, поэтому школа обязана идти навстречу и по «ненужным» предметам ставить высший балл, чтобы не портить аттестат.
Вопросов о делении учебных предметов по степени нужности и об отдалённости перспектив аттестата молодой специалист не задавал даже себе.
Развязка
Уже месяц идёт поиск нового классного руководителя.
Открытый финал.
Всегда ли родительская любовь, забота, нежное и трепетное отношение к ребёнку способствуют развитию его интеллекта и духовности?
Могут ли родители объективно оценивать знания, умения, навыки своего ребёнка и компетентность учителя?
Имеют ли право родители определять «профессиональные» склонности ребёнка и ограничивать его развитие?
Есть ли по отношению к школе и к образованию ребёнка у родителей не только права, но и обязанности?
Текст: Н. Алексеева
Карикатура: Елизавета Фурсова, Яна Одинцова, Полина Кубракович