Святой маргинал

Святой маргинал

Александр Баргман рассказал в театре Толстого о герое нашего времени  Обломове.

Приносим извинения, страница ещё редактируется. Зайдите чуть позже, чтобы увидеть окончательную версию материала.

Меня часто спрашивают знакомые после прогона или сдачи, стоит ли идти на спектакль. Всегда говорю одно и то же: «Стоит составить своё мнение». Но «Обломов» (12+) в постановке Александра Баргмана в театре Толстого  один из спектаклей, который уже сейчас можно назвать жемчужиной, спектакль, который нужно обязательно смотреть и о котором нужно много говорить.

Театральная справка

Александр Львович Баргман. Актёр театра и кино, режиссёр, продюсер. Лауреат Государственной премии.

Родился 20 июня 1970 года в Душамбе. В 1991 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии по курсу Игоря Горбачёва и был принят в труппу Александринского театра.

В 2002 году с группой единомышленников организовал и учредил «Такой театр», где является его художественным руководителем.
С 2014 по 2016 год  главный режиссёр театра имени Комиссаржевской.

С 2006 года ставит спектакли в России и за рубежом. Автор 50 постановок.

Неоднократный номинант премии «Золотая маска». Лауреат премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области культуры и искусства за исполнение спектакля «Чайка», Свердловский государственный академический театр драмы. Дважды лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучшая работа режиссёра» за спектакль «Сирано де Бержерак» (16+), театр «Мастерская», и спектакль «Трепет моего сердца» (16+), театр имени Комиссаржевской.

Первый Гончаров

Для театра постановка Гончарова не первая. В 2009-м Сергей Бобровский и Леонид Хейфиц поставили «Обыкновенную историю» (12+).

В литературоведении она считается первой книгой трилогии Гончарова: «Обыкновенная история»  «Обломов»  «Обрыв» (12+). Здесь нет сквозных героев, перекличек повествования. Это взгляд писателя на современную для него жизнь России и исследование человека. Как и почему тот отказывается от мечты, от себя и становится обыкновенным винтиком большой государственной машины  это в «Обыкновенной истории». Как человек пытается сохранить себя через отказ от обыденной жизни  «Обломов». Как вообще сохранить свою внутреннюю свободу и своё «я»  «Обрыв». В текстах Гончарова представлены истории людей, которые жили почти 200 лет назад. Но постановка вопросов по-прежнему актуальна.

Может, поэтому для очень актуального режиссёра Александра Баргмана обращение к Гончарову стало естественным. Режиссёр поставил 50 спектаклей, и по пьесам современных авторов, и по классикам, но вот обращение к Гончарову первое. И тут, как говорится, всё совпало: и режиссёрское желание, и типажи актёров.

 Я думаю, Илья Ильич Обломов  герой нашего времени,  выделяет местоимение «нашего» Баргман.  Потому что сохранить свою душу, не став частью толпы, общей идеологии,  для меня это сейчас очень-очень важно. Важно, чтобы человек самосохранился. Чтобы душа его не раздробилась. Да, впервые обратился к Гончарову. Всегда внимательно отношусь к выбору материала. Липецкий театр стал для меня родным (таких несколько), потихонечку к нему прирастаю. Для меня было важно поставить Гончарова в связи с необходимостью глубокого чувственного высказывания и ещё важно, что в липецком театре есть замечательный Володя Борисов. Мне кажется, это прям его дело  репетировать и играть Обломова.

Обломов и Штольц

Обломов в исполнении заслуженного артиста России Владимира Борисова предстаёт по классике: ни одно слово из текста Гончарова не изменено, ночная сорочка и панталоны, в которых он живёт в первом акте, специально состарены, как будто он провалялся в них в постели не одну неделю, да и внешний типаж узнаваемо табаковский из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (12+). Обломов Борисова  очень свой, знакомый уже давно, вообще без диссонансов восприятия.

А кто помнит красавца и умницу Штольца в исполнении Богатырёва, удивится герою Романа Коновалова. Неимоверно зажатый, что подчёркнуто сюртуком-футляром, с несколько деревянной походкой и отточенностью фраз, он предстаёт этаким манекеном, тщательно вырезанным, тщательно сконструированным, и удивительно, что живой.

Ведь подобные люди-манекены, сослуживцы Обломова, уже будут показаны зрителю  в них что-то салтыково-щедринское из «Города Глупова»: заученные фразы, приклеенные улыбки, движение только по заданной траектории, любое отклонение для такого болванчика, будь то диван или просьба о совете, воспринимается как непреодолимое препятствие, сбой в программе.

Две России

Мы помним из школьной программы, что Штольц  пример прогрессивного человека, который способен изменить Россию. И в школе надеялись, что под влиянием Штольца Илья Ильич, как старозаветный богатырь, наконец-то встанет с печи да как начнёт работу работать.

Но Штольц Баргмана односложно скучен. Правда, для современного времени правилен: сколачивает капиталы, с кем нужно любезен, кто ему не полезен, и не заметит даже. Не дай Бог таким менять Россию.

В России Обломова у Баргмана, конечно, всё очень неустроенно: стулья сломаны, бумаги валяются, новогодняя ёлка вот-вот даст корни в мае, а на корабле, что в начале спектакля является частью обстановки, так и не поднимут паруса. Но фоном на стареньком телевизоре идёт передача о какой-то экспедиции то ли к Марсу, то ли для раскрытия тайн океана.

 Мне неинтересен сатирический взгляд на Обломова,  сразу подчёркивает Баргман в небольшом интервью, что дал журналистам в антракте.  Ведь недеяние Обломова, невступление его в жизнь, его бездействие  это и есть действие. Уж лучше вообще не действовать, чем действовать лицемерно. Нельзя сказать, что Обломов  цельный человек, он страдает из-за того, что не может попасть в эту жизнь. Для меня он святой маргинал. Я всех люблю и всем сочувствую. Но я больше всех люблю Обломова. Потому что тоскую в нём о себе. Потому что во мне много Штольца и мало Обломова. Я бы хотел, чтобы было сбалансированно. Я рад, что нам удаётся с артистами преодолеть штампованное отношение к Обломову. Единственное, что может поднять Обломова с дивана  это любовь. И это одна из главных тем. Обломов разбивается о любовь Ольги Ильинской, потому что не может себя изменить.

Несбыточность любви

Ах, как прекрасна Олеся Казанцева в роли Ильинской! Какой завораживающий голос! Она вживую споёт арию из «Нормы» Casta diva. Арию, которая является лейтмотивом мечтаний Обломова: имение, жена, прогулки по тёмным аллеям и вечернее слушание арии. Casta diva  это призыв верховной жрицы друидов Нормы, которая просит богов помочь покарать жадных римлян и освободить родину. В арии есть такие строчки: «Ах! Возлюбленный мой ко мне возвратится, верный первой любви. И против всего мира Стану я тебе защитой».

Но Ольга так и не смогла стать защитой. Эта несбыточность любви так красиво визуально прописана, когда на пустой сцене, где стоит телефон-автомат двое влюблённых объясняются под бесконечным снегопадом из лепестков сирени.

Кто-то в телефоне-автомате увидел отсыл к «Матрице» (18+)  невозможно вырваться, кто-то к «Титанику» (12+)  трагичность любви. Я к фильму «Осенний марафон» (12+)  трагедия невыбора.

Бешеная сценография

В целом спектакль очень интересно выстроен. Художник-постановщик  Елисей Шепелев. Думаю, липчанам особо представлять его не нужно. Достаточно назвать несколько спектаклей, которые он «одел»«Вечера на хуторе» (16+), «Чудики» (12+), «Дамских дел мастер» (12+). Для Баргмана и Шепелева «Обломов»  вторая совместная работа.

 Полтора-два года назад у меня была творческая встреча в Союзе театральных деятелей,  рассказал о знакомстве с художником-постановщиком Александр Львович.  Он подошёл и сказал: «Я Елисей Шепелев». А я о нём знал, слышал. Я внимательно отношусь ко всем знаковым встречам. Мы с ним работаем и, думаю, уже не остановимся.

Чтобы прочувствовать экспрессию воздействия работы Шепелева, приведу лишь один из отзывов зрителей: «Бешеная сценография».

Работа зрителя

Всё более охалатившийся Обломов  его легендарный халат к концу спектакля уже таких размеров, что в него вместе с Ильёй Ильичом заворачивается и жена его Пшеницына. Страдающая, зашитая во всё чёрное Ольга. Уже не такой деревянный Штольц. Сын Обломова, весело бегающий с отцом. Ниспадающий в финале занавес то ли с храма, то с заветной дворянской усадьбы. Какие зрителю искать параллели, что хотел сказать режиссёр? Баргман категоричен  он хочет, чтобы зритель сам ответил на все встающие перед ним, зрителем, вопросы:

 Я бы не хотел, чтобы зритель, выходя из театра, сразу выходил из спектакля. Пусть зритель чувствует-ощущает-работает на спектакле и после него. Вопрос сохранения своей души сегодня важен для каждого.

И зрители продолжали работать. Обсуждение шло в очереди за пальто, на выходе из театра останавливались и сразу не могли уйти  хотелось сверить ощущения, поделиться чувствами и высказаться.

 Мне понравилась атмосфера, с каким вниманием люди смотрели. На спектаклях, где была, люди очень сильно отвлекались, здесь же всё внимание было приковано к сцене. «Обломова» не читала, но хочется почитать и ещё раз посмотреть. Очень жалко Обломова. Любовь не случилась,  поделилась ученица школы  37 Любовь Попова.

 Школьный Обломов оставлял о себе негативное впечатление. А здесь оказалось, он вполне был счастлив такой жизнью. Каждый счастлив по-своему. С другой стороны, чем лучше жизнь Штольца: кататься по заграницам, посещать мероприятия. А Обломов взял в жёны вдову с детьми и дал им какое-никакое будущее,  высказала своё мнение Екатерина.

 Были другие ожидания. «Обломов» представляется размеренным, плавным произведением. Думала, будет скучновато. На самом деле спектакль очень хорошо держит ритм. Хотя всё происходит не в ритме Обломова, не в ритме его жизни, при этом сохраняется тягучесть, в которой живёт Обломов. Плюс нестандартные подходы, например, когда с Обломовым путешествует несколько героев, его «мозговые тараканы перебегают»  это зацепило. И, конечно же, сценография,  рассказала выпускница лицея  44 Мария Полуротова.

 Текст романа сокращён, но сокращён очень хорошо. Остались все ключевые моменты,  поделилась преподаватель русского языка и литературы Галина Меркулова.  А вообще, после этого спектакля жалко всех  и нас, зрителей, в том числе.

Текст: Наталья Горяйнова
Фото: Арсений Босенко