Важные свойства благоустройства

Важные свойства благоустройства

«Клуб городского жителя» подвёл промежуточный итог своей работы и поделился планами на будущее.

За каждой встречей  конкретные решения. За каждой суммой  новая благоустроенная территория. Сегодня в рядах клуба уже 770 человек. Это настоящая команда  те, кому небезразлично будущее Липецка. «ПН» после заседания пообщался с активистами клуба и узнал, как они всего за год сумели изменить свои дома и дворы.

По инициативе губернатора

Официально «Клуб городского жителя» (КГЖ) появился в марте 2024 года по инициативе губернатора Игоря Артамонова. На одной площадке удалось объединить активистов для обмена опытом и совместного решения вопросов в сфере ЖКХ и благоустройства. На момент открытия в организации было 330 человек. Сейчас их количество увеличилось более чем в два раза.

По словам заместителя председателя департамента развития территории администрации Липецка Алексея Тихомирова, спектр вопросов, волнующих жителей и требующих решения, обширный. От качества водоснабжения и соблюдения пожарной безопасности в многоквартирных домах до исполнения сроков капремонта. По-прежнему в приоритете благоустройство территорий.

 Тема благоустройства особенно волнует горожан,  говорит Алексей Владимирович.  Это ремонт дорог и проездов, пешеходных зон, установка детского и спортивного оборудования, ямочный ремонт во дворах, опиловка деревьев, ремонт контейнерных площадок, установка лавочек, урн, ограждений и освещения на придомовых территориях.

Только в 2024 году на реализацию предложений липчан по улучшению внешнего облика города губернатор выделил 180 млн рублей. Благодаря чему удалось благоустроить 156 объектов. В этом году финансирование выросло вдвое  до 360 млн рублей. Сегодня перед мэрией стоит задача привести в порядок 263 городских объекта. И эта задача будет также успешно реализована, заверил Тихомиров.

Погода в доме и порядок во дворе

Её в шутку называют участковым: всех жителей своего МКД Наталья Лаптева, старшая по дому  22 в 15-м микрорайоне, знает в лицо.

К «клубному движению» она присоединилась практически с момента официального открытия КГЖ. И сразу проявила инициативу. Вместе с командой других неравнодушных жильцов подготовила документы и отправила заявку для участия в муниципальной программе «Мой двор». Заявку одобрили, а полученную субсидию в размере 5 млн рублей собственники жилья в июле 2024 года потратили на благоустройство территории.

 «Клуб городского жителя»  это важная информационная площадка,  уверена Наталья Лаптева,  где мы узнаём о муниципальных программах, механизмах работы с управляющими компаниями. Или о соревнованиях. Правда, не спортивных, а, например, между ТОСами (территориальными общественными самоуправлениями), где можно получить призы за самый креативный субботник. Его проводит департамент развития территории. Мы не просто поучаствовали  победили, а на выигранные средства купили ель и посадили её во дворе накануне 9 Мая  как символичный знак Победы.

Работают профессионалы

Дважды в неделю на базе «Клуба городского жителя» ведётся приём граждан квалифицированными специалистами. В ближайшее время очередная консультация потребуется и Наталье. Она хочет создать ТСЖ (товарищество собственников жилья) для совместного управления общедомовым имуществом.

 К сожалению, очень часто управляющие компании свои обязательства по ремонту (и текущему, и капитальному) не выполняют,  отмечает участница клуба.  Мы как собственники жилья должны понимать, за какие услуги платим, и контролировать их качество. Я уверена, что в клубе мне помогут выяснить все плюсы и минусы оформления ТСЖ. И, как всегда, сделают это на профессиональном уровне.

Советчица с опытом

 Интересоваться «кухней» процессов в МКД я начала с 2013 года,  рассказывает член совета «Клуба городского жителя» Людмила Кузьмина.  К тому времени качество работы нашей «управляшки» откровенно перестало устраивать  решили её поменять. Помню, что самостоятельно листала Жилищный кодекс и пыталась вникнуть, как законным способом провести собрание собственников. Спасибо жителям моего дома на улице Смургиса, 6, которые выступили единым фронтом для наведения порядка в нашем МКД. Более 10 лет я вхожу в совет дома. И была уверена, что мои знания пригодятся уже в составе совета «Клуба городского жителя», как, собственно, и получилось.

Построим городок

По словам Людмилы, общность интересов и стремление к улучшению условий жизни  вот одна из основных идей создания клуба. Он позволяет активным липчанам пополнять свои знания в сфере ЖКХ. С помощью обучающих семинаров, офлайн-мероприятий и общения в рабочем «клубном» чате. А ещё быть в курсе проблем многоэтажек (и придомовых территорий), чьи жители обращаются в клуб за советами и помощью. Одна из задач Людмилы в команде КГЖ  мониторинг проблемных объектов. В их числе оказалась и дворовая территория между домами на улицах Смургиса, 6, и Водопьянова, 39, где проживает общественница. В 2024 году территория вошла в программу «Ремонт двора» благодаря мониторингу дворовых и спортивных детских площадок, проводимых КГЖ. Теперь на месте аварийного объекта появился обновлённый детский городок.

 Хочется, чтобы «Клуб городского жителя» продолжал оставаться надёжным посредником между народом и властью,  подводит итог Людмила.  Наша деятельность гласная и открытая, поэтому мы, как правило, находим понимание с профильными (ведомственными) структурами. Задача у нас общая  работать на благо любимого города.

Права и обязанности

 Всё началось с аварийной ситуации,  так вспоминает своё знакомство с КГЖ член совета «Клуба городского жителя» Татьяна Соломыкина.  У нас в доме по адресу: улица Филипченко, 8/3, начала течь крыша, за помощью мы отправились в управляющую компанию. На обвинения в бездействии услышали в ответ: «Это вы бездействуете». И мы решили действовать, потому что по закону инициировать срок переноса капремонта могут только собственники жилья. Изначально наш дом 1989 года постройки стоял в плане после 2040 года. Мы организовали экспертизу состояния дома, подготовили необходимый пакет документов (пригодились юридические консультации в КГЖ)  и дело пошло. Нам уже отремонтировали аварийную крышу. Работы по водоотведению, водоснабжению, отоплению, электрике, ремонту фасада и фундамента начнутся позже, мы рассчитываем, что в 2026 году. Часть работ (это как минимум покраска стен и потолка) возьмёт на себя управляющая компания.

Душа города

В прошлом году команда Татьяны Соломыкиной стала победителем программы «Мой двор»  участвовать в ней девушке подсказали в клубе. 5 млн рублей собственники потратили на благоустройство придворовой территории. Теперь у местных жителей появились новая парковка, зона отдыха с лавочками и деревьями, аккуратные пешеходные дорожки, контейнерная площадка. В ближайшее время должны сделать освещение. И Татьяна продолжает действовать:


 Мы хотим территорию возле дома оформить из муниципальной в собственность жителей МКД,  комментирует активистка.  Чтобы продолжить её благоустройство с учётом мнения общего собрания жильцов. Проще говоря, на наш вкус. Пока будем поддерживать порядок на уже отремонтированной территории, в перспективе хотели бы оборудовать детскую площадку.

Позвони в клуб  помогут

Липчанка Ирина Майнингер присоединилась к «Клубу городского жителя» осенью прошлого года. Сразу жители её дома поменяли управляющую компанию. Более опытные коллеги из клуба помогли правильно оформить договор с УК, закрепить на бумаге права и обязанности сторон. Теперь за обновлённой придомовой территорией по адресу: улица Доватора, 2, жители и управляющая компания следят как равноправные партнёры. Например, в случае поломки оборудования на детской площадке.

 Что-то собственники ремонтируют сами. В отдельных случаях фотографирую факт поломки и отправляю в управляющую компанию, а они устраняют неисправность,  пояснила Ирина.

Пройдя долгий путь в поиске УК, Ирина в составе клуба сама помогает новичкам выбрать нужную или оформить заявку для участия в программе «Мой двор». Ведь основная «специальность» Ирины в команде КГЖ  капремонт и строительство.

И, если в рабочий «клубный» чат прилетает подобный запрос от кого-то из жителей Липецка, знайте, именно она возьмёт его в работу: проконсультирует по телефону, встретится лично, посетит собрание жильцов, чтобы разобраться в проблеме.

 Все члены совета клуба, а это 11 человек, работают на добровольных началах,  поясняет Ирина.  У нас также есть семьи, дети, домашние заботы. Но, когда ты погружаешься в проблему, помогаешь людям в ситуации, в которой и сама оказывалась, и видишь положительный результат, хочется продолжать работать эффективнее.

 Радует, что в городе появилась новая культура взаимодействия,  прокомментировал «ПН» после встречи мэр Липецка Роман Ченцов,  когда жители и власть вместе решают, каким будет Липецк завтра. Спасибо всем, кто верит в проект. И своим трудом меняет наш город.

Роман Ченцов, глава Липецка:

 «Клуб городского жителя»  это место, где мы говорим друг с другом открыто и честно. Люди приходят с предложениями, а мы вместе ищем, как их воплотить. И самое главное, эти предложения исходят от самих липчан. Ведь именно жители лучше всего знают свой двор, свой район, понимают, что нужно соседям, где нужно благоустроить территорию, а где поставить освещение или детскую площадку.

Работа клуба  это реальные решения. За это время прошло уже 395 стратегических и форсайт-сессий, в которых участвовало больше 19 тысяч человек. Это огромная вовлечённость. Мы обсуждали дороги, пешеходные зоны, освещение, детские и спортивные площадки. Все самые острые вопросы, которые волнуют людей.

Мы вместе учимся работать эффективнее. С сентября прошлого года по сентябрь этого более 500 человек приняли участие в обучающих семинарах. В августе этого года 200 липчан ездили в Елец и Задонск в рамках проекта «Клуб городского жителя: патриотика». Это значит, что проект выходит за рамки городских вопросов и становится частью большой культурной и патриотической работы.

Я возглавляю Липецк чуть больше года и за это время смог убедиться: «Клуб городского жителя»  это новая культура участия. Это способ, когда жители и власть вместе формируют повестку.

Узнать всё о работе «Клуба городского жителя» можно в официальной группе в ВК.

Стать членом клуба можно, заполнив заявление и отправив его скан на электронную почту lipetsk_club@mail.ru. Также заявление вы можете заполнить в городском Совете депутатов с 8:30 до 17:30 в будний день. Телефон для консультации: 8-903-028-03-14. Записаться на приём в «Клуб городского жителя» по телефону: 26-15-16.

Цифры:

770 участников «Клуба городского жителя»
181 млн рублей в 2025 году направили на ремонт дорог и проездов
~ 60 млн рублей направили на освещение дворов
47 млн рублей ¬ на ремонт пешеходных зон
41 млн рублей  на спортивные и детские площадки

Текст: Елена Мещерякова
Фото: Станислав Истомин