Наталья Сосновская: «Стараемся расширить музыкальное сознание»

Наталья Сосновская: «Стараемся расширить музыкальное сознание»

Второй раз в Липецке пройдёт фестиваль «Современное в традициях» 6+.

Прошлой осенью этот музыкальный форум был дебютным для Липецкого Дома музыки и новым для музыкантов, съехавшихся в Липецк из разных мест. А в 2025 году «Современное в традициях» уже становится брендом региона и обещает вспыхнуть драгоценностью в осенней дымке: быть многогранным, ярким, звучным фестивалем на все музыкальные вкусы. Горячим, как ушедшее лето.

Опять 25!

Для Липецкого джазового оркестра фестиваль совпал с повторным юбилеем. Музыкальному коллективу опять 25 лет. Так получилось, что в этом году в День города музыканты вышли к зрителям, на берег Комсомольского пруда, сыграли одно произведение, и их выступление прервал сигнал красного уровня воздушной опасности. Юбилярам пришлось уйти со сцены, а ведь такой эмоциональный запал был!.. Но ничего, джаз всегда был музыкой андеграунда и противостояния, и фестиваль «Современное в традициях» станет для Липецкого джазового оркестра реваншем, чтобы сыграть тот самый концерт в честь собственного основания.

 Этот концерт с потрясающей программой,  говорит художественный руководитель Липецкого Дома музыки Наталья Сосновская.  Мы пригласили яркого молодого музыканта-саксофониста Дениса Мельникова. Он заведующий джазовым отделом, преподаватель Академии джаза Игоря Бутмана и руководитель биг-бенда. И другой виртуоз трубы, победитель проекта «Большой джаз» на канале «Культура» Михаил Бручеев, также приедет из Москвы, чтобы принять участие в концертной программе нашего джазового оркестра.

Традиции  это современность

 Наталья Георгиевна, мы вынесли юбиляров на авансцену. Но обозначьте, пожалуйста, объединяющую идею фестиваля «Современное в традициях», с которым Липецк проживёт с 20 по 30 сентября и который станет культурным событием города. Да и нашей традицией он постепенно становится, притягивая интересы и увеличивая количество зрителей и участников.

 Фестиваль «Современное в традициях» концептуальный. Его идея заключается в том, что современность не существует без традиций. Если музыкант не укоренён в традиции, он не может развиваться дальше. А потом, на протяжении достаточно большого количества лет, в крайнем случае с 1960-х годов, этот возврат к прошлому вырастает в новую традицию. И чем дальше мы уходим во времени, тем глубже проникаем в традиции, тем ближе становимся к ним. Того же Альфреда Шнитке интересовала музыка барокко, да и сейчас музыкантов это интересует, равно как и Ренессанс. А рок-музыкантов привлекает Средневековье. Неспроста же появился у нас готический рок. Поэтому «Современное в традициях» не оксюморон такой, а естественный процесс, поскольку традиции рождают музыкантов, питают современное направление.

Связь времён не распадётся, культура не умрёт

 Как посыл о взаимопроникновении времён и культурных традиций отразится непосредственно на программе фестиваля?

 Мы будем торжественно открывать свой фестиваль концертом ренессансной музыки. К нам приедут музыканты, один из которых, Дмитрий Попов, играет на ренессансной лютне. Можно сказать, что лютня была одним из самых распространённых инструментов эпохи Возрождения. Благодаря ей классическая музыка вошла в широкое музицирование. Лютнисты первыми стали записывать музыку табулатурой. Она первый инструмент, на котором можно играть аккомпанемент и голос одновременно. Именно это способствовало тому, что лютня звучала и во дворцах, и на улицах, и в крестьянских домах. Вот такой по-настоящему народный инструмент, каким сегодня для нас является гитара.

Под лютневый аккомпанемент Дмитрия Попова и Дениса Генова меццо-сопрано Софья Шевчук исполнит произведения выдающегося английского лютниста и композитора Джона Дауленда. Он не очень популярен у нас, но его сочинения занимают важное место в истории европейской музыки XVIXVII веков. В программу также включены произведения неизвестных авторов этих столетий, что позволит слушателям полнее ощутить атмосферу эпохи.

23 сентября состоится премьера монооперы Дмитрия Гусева на стихи Евдокии Растопчиной «Цирк XIX века». В ней переплетаются музыкальный театр, поэзия и сатира, проводятся параллели между балами XIX века и боями гладиаторов Древнего Рима.

26 сентября в Доме музыки будет звучать орган, объединяющий многовековые музыкальные традиции и современные интерпретации  от барокко до сегодняшнего дня. Зрители услышат шедевры Баха, Боэльмана, Франка, Паганини, а также мировые премьеры и эксклюзивные аранжировки. В концерте примут участие органистки Мария Бельтюкова из Минска и Анастасия Павлова-Купранец из Санкт-Петербурга, которые представят сольные номера и композиции для органа в четыре руки. Их исполнение дополнит взаимодействие с другими инструментами и голосом: в программе заявлены произведения для сопрано в исполнении Татьяны Абдулиной, скрипки  Татьяны Якуниной и виолончели  Эльвиры Фатишовой.

Окуните ваши кисти

 Ваш фестиваль также презентирует возможности художественного искусства.

 Да, в программу фестиваля включены две художественные выставки. Одна имеет непосредственное отношение к традициям и современности, а другая  к открытию сезона.

Зрители познакомятся с работами музыканта и художника Дмитрия Попова. Он через геометрические элементы передаёт сложные переживания, философские размышления, абстрактные концепции. В его художественных композициях прослеживается влияние музыки. Подобно фуге, Дмитрий строит своё искусство на развитии темы, где каждый элемент вступает в диалог с другим, создавая гармоничное целое.

Ещё один художник, чьи работы приурочены к открытию сезона,  Иван Пархоменко. Он получил художественное образование в Липецке. Произведения художника выставляются и продаются в Москве и за рубежом, а в Липецке его выставка проводится впервые. Иван Пархоменко работает в смешанной технике; он вообще человек художественно разносторонний, даже снялся в фильме «Нюрнберг» 18+, исполнив роль художника-карикатуриста, рисовавшего Геринга. Его композиции не ограничиваются рамками реальности и смогут погрузить пришедших на выставку в Дом музыки в загадочно-медитативный мир сюрреализма.

Выше и ближе только звёзды

 Какие традиции перешли из первого фестиваля «Современное в традициях» и приумножились во втором?

 В контексте прошлого фестиваля мы обращались к космической теме, открывали новые произведения. Также и в этот раз мы открываем совершенно неизвестного в России композитора Густава Холста, его оркестровую сюиту «Планеты». Каждая часть этого произведения посвящена какой-то одной планете, которой присваиваются характерные черты. Если это Марс, то, естественно, война. Венера  лирика, любовь То есть нас с вами благодаря музыкантам Липецкого симфонического оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Константина Баркова, готовящим эту феерию, ждёт настоящее мультимедийное и смысловое погружение в космос. Также оркестр исполнит фрагменты из балета «Сотворение мира» Андрея Петрова и финал Первой симфонии Александра Скрябина.

 Мне кажется, будет погружение не только в глубокий космос, но и в глубины себя. Космос ведь совсем недалеко, рядом. Ну, как лабиринт, например. Можно бродить сколько угодно в поисках выхода, а можно просто протиснуться в незаметный проём в стене  и ты почти у цели. Думаю, во Вселенной так оно и есть. Поэтому космос  в нас. И здесь мы плавно подходим к вопросу «зачем?». Как однажды известный культуролог Кирилл Разлогов задал вопрос: «Нужны ли фестивали, и если да, то зачем?» Как бы вы ответили на него?

 Конечно, фестивали нужны. У фестивалей, как правило, много функций, но мне кажется наиболее важным то, что, соединяя традиции и современность, мы соединяем культуры, народы. В прошлом году к нам приезжала органистка Мария Бельтюкова из Минска, в этот раз она также участвует, и не одна, а с коллегой из Петербурга. Здесь консолидирующую роль сыграла виолончелистка Липецкого Дома музыки Эльвира Фатишова. Вместе с минчанкой, которой так понравился наш прошлогодний фестиваль, они потом ездили с концертами по всей Беларуси.

В этот раз также будут совместные гастрольные поездки. Например, опера Дмитрия Гусева «Цирк XIX века» прозвучит в тамбовской усадьбе Асеевых. То есть липецкие музыканты распространяют культуру вовне. Я довольна тем, что нам многое удаётся.

 Вы уверены, что фестиваль длиною в 10 дней может обладать мощным просветительским эффектом?

 У нас много людей, интересующихся музыкой, и мы стараемся расширить их музыкальное сознание посредством новых произведений, незнакомых широкой аудитории, вообще новых форм искусства. Много умных, образованных людей, которые хотят думать, понимать смыслы и формы. Есть зритель, нуждающийся в отдыхе, развлекательности, это тоже нормально.

 Возможно, поэтому перед фестивалем вы устроили диалог со зрителями?

 Фестиваль  явление праздничное, торжественное, со своими законами, ритмами, драматургией. Но организаторы и музыканты должны понимать, что действительно интересует публику. И мы запустили опрос в соцсетях о том, что люди хотели бы услышать. Кто-то говорил о джазе, кому-то хотелось больше рока, были те, кому понравился Исаак Дунаевский, которого называют советским Моцартом. И зрители, побывав у нас на концерте, посвящённом его творчеству и памяти, желали услышать вновь эти произведения. Нам важно понимать, что тот образ фестиваля «Современное в традициях», что мы создаём, нужен тем, кто придёт и будет приходить на этот праздник искусства.

Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Станислав Истомин, Липецкий Дом музыки