Кто будет следить за временем на «домашнее задание»? Чего ждать от эксперимента с оценками за поведение? Эксперты — о главных школьных новинках.
Изменения в нагрузке на учителей и школьников, особые требования к домашним заданиям и планированию уроков, пилотный проект по выставлению оценок за поведение и многое другое. Большинство новинок определяет приказ Минпросвещения № 704, который вступил в силу 1 сентября 2025 года. У родителей и учителей — масса вопросов. Ответы на них дали эксперты — непосредственные разработчики новых норм.
Приносим извинения, страница ещё редактируется. Зайдите чуть позже, чтобы увидеть окончательную версию материала.
Посмотри на часы
Тему «Домашние задания» горячо обсуждают не первый месяц. Глава Минпросвещения, несмотря на ожидания детей, заявил: отменять их нельзя. Но обещают: домашних заданий станет меньше.
— Домашняя работа — это закрепление материала, его повторение, углубление знаний. Отменять её нельзя. Можно предлагать разные форматы: не только задания из учебника, но и творческие работы, проекты, исследования, — пояснила учёный секретарь Института развития, здоровья и адаптации ребёнка Оксана Адамовская. — Домашняя работа способствует развитию учебной самостоятельности. Это важный навык. В документах регламентирована продолжительность выполнения домашнего задания именно для того, чтобы не было перегрузки. Учитель должен подобрать такой объём домашнего задания, чтобы ребёнок выполнял его в первом классе не более часа, а в старших — не более 3,5 часа.
Но как учителю узнать, сколько времени каждый ребёнок тратит на выполнение домашней работы? Все дети разные.
— Мы проводили мониторинг: разброс по времени выполнения домашней работы огромный. Дети, с которыми «домашку» делают родители, помогают, поясняют, уроки готовят быстро, укладываются в нормы. А кто-то сидит — одним глазом в телефон, другим ¬— в телевизор и только потом — в учебник, говорит Оксана Адамовская. — Конечно, есть дети, которые без отвлекающих моментов работают долго, не все могут учиться самостоятельно, где-то объективно нужна помощь родителей. Поэтому сейчас идёт работа по определению уже не времени выполнения, а объёмов заданий на дом. Это поможет учителю задавать так, чтобы ребёнок уложился во все нормативы.
Разгрузочный день
В топе новостей теме домашнего задания не уступает история с сокращением в целом нагрузки на школьников — определено максимальное число учебных часов, начало и конец учебного дня. По данным опросов, около 80% учеников испытывают состояние перегруза от занятий.
— Как показывают наши исследования, в большинстве случаев дети перегружены вовсе не уроками, — рассказала Оксана Адамовская. — А вот перегрузка идёт за счёт того, что сразу после школы ребята бегут на различные кружки, секции — до самого вечера. А потом в ночь ещё и домашнее задание.
— Есть санитарные нормы и правила, которые определяют трудоёмкость учебных предметов. У каждого свой коэффициент трудности, — пояснила директор Института развития, здоровья и адаптации ребёнка Елена Приступа. — А при составлении расписания не всегда это учитывают. И получается, что урок физкультуры ставится первым или третьим. А желательно физкультурой завершать учебные дни. Или в расписании появляются сдвоенные уроки с высоким коэффициентом сложности. Происходит неравномерное распределение нагрузки, и нет учёта пиковых дней, когда самая высокая работоспособность у детей. Как правило, она нарастает от вторника к среде и сохраняется в четверг.
Самыми сложными предметами считаются математика, физика. Например, у математики коэффициент сложности — 8, а у физкультуры — единица. Для каждого класса есть коэффициент общей нагрузки в день. Например, для первого класса в понедельник — 19. Среда — 26. Задача того, кто распределяет уроки на день, — не выйти за рамки этих цифр. В помощь учителю разработаны 30 вариантов расписаний, которые помогут максимально приблизиться к соблюдению норм.
Выйди и зайди нормально
Оценки за поведение: большинство родителей «за». Но есть опасения насчёт объективности. Кто и как будет ставить двойки?
-Пилотный проект стартовал в семи регионах для учеников 84 школ, — сообщила научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Лидия Москаленко. — Конечно, логичнее всего эту оценку проводить через классного руководителя. Но родители опасаются, что тогда она будет субъективной. Поэтому на время «пилота» привлекаем к этому не только классных руководителей, но и педагогов-предметников, социальных педагогов, педагогов-психологов. Предлагаем, чтобы и класс в этом каким-то образом участвовал. Но так, чтобы всё это не скатилось в публичную «порку».
Оценивать поведение будут по пяти критериям: дисциплинированность, соблюдение норм общения с детьми, со взрослыми, социальная активность и правомерное поведение. Сейчас эксперимент проходит в 1–8 классах. И речи о включении этой оценки в аттестат пока нет.
— Это попытка посмотреть, насколько показатель фактического поведения соответствует показателям социального поведения ребёнка, установленным в нашем обществе, — внесла ясность Лидия Москаленко. — Некая мера профилактики.
Единое не значит одинаковое
Слова «единое образовательное пространство» теперь главное понятие. Но многих это пугает. «Единое» слышится как «одинаковое». А значит, как будто без творчества.
— Единое образовательное пространство как нормативно-правовая категория существовало ещё на заре российского закона «Об образовании» 1992 года. Оно предполагало некие рамки, внутри которых каждая школа будет автономна. Автономия эта обернулась тем, что примерно до 2020 года в 40 тысячах наших школ фактически было 40 тысяч разных образовательных программ, — рассказал директор Института содержания и методов обучения Максим Костенко. — Ребёнок, приехав в Москву, например, из Тамбова, мог в новой школе не понимать, о чём речь, так как учился по другой программе. Сейчас наконец идём к тому, чтобы в полной мере начал исполняться принцип, который заложен в Конституции России — равные условия обучения, воспитания и развития для каждого. От педагога, от его профессионализма и творчества зависит, как подать единый по содержанию материал.
— Учитель приходит в класс или преподаватель — в аудиторию вуза, и лекцию или урок на одну и ту же тему может читать за день несколько раз, и каждый раз по-разному. Разные дети перед ним, настроение разное. Он актёр, который играет пьесу уже раз двести, но всегда — по-разному, — рассуждает ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков. — И здесь, конечно, во главе угла творчество и методическое мастерство. Очень важно, чтобы через разнообразие приёмов, методических, технологических и эмоциональных, мы смогли донести это единое содержание.
Страница подготовлена в рамках совместного проекта газеты «Первый номер» и «Российской газеты».
Текст: Мария Агранович
Фото из архива «Первого номера»