За рулём без прав — мама платит штраф

За рулём без прав — мама платит штраф

Только в этом году 27 подростков попали в ДТП на мотоциклах.

Водители мототранспорта в Липецке бьют антирекорды. За пять месяцев в 51 ДТП погибли 9 человек, 56  получили травмы. В том числе 27 несовершеннолетних. 80% происшествий с мототранспортом в этом году связаны с тем, что водители не имели прав.

Фигуранты 24 дел  подростки. Более, чем в половине случаев, они стали участниками аварий по собственной неосторожности. 19 человек управляли мототранспортом. Ещё трое были водителями электросамокатов, двое  автомобилей. Причины такого лихачества просты  ключи зажигания в свободном доступе, отсутствие навыков вождения и контроля со стороны родителей, которые обычно и покупают детям опасные мотоигрушки.

Видео рейда липецкой Госавтоинспекции (июнь 2025)

Преступная халатность

 Только представьте, из 51 ДТП,  уточняет врио начальника управления Госавтоинспекции УМВД России по Липецкой области Максим Абрамов,  в 14 авариях участвовали водители, не достигшие 16-летнего возраста!  России права на вождение мотоциклом с объёмом двигателя 125 куб см. можно получить с 16 лет.  Прим. Ред.). Обращаясь к статистике, мы, в первую очередь, говорим не о беспечности юных нарушителей, а о халатности их мам и пап, которые покупают детям мототранспорт и разрешают на нём ездить. Разрешают, но при этом в самый критический момент от ответственности уходят.

К примеру, ребёнок, управляя мотосредством, попал в аварию и серьёзно пострадал, находится в реанимации в тяжёлом состоянии, а его родители в беседе с сотрудниками ГИБДД ведут себя хуже детей. Как школьники, оправдываются, мол, он сам, без спроса, взял ключи зажигания. У Госавтоинспекции к таким горе-родителям только один вопрос. Когда ваш малыш учится ходить, вы обычно переживаете за каждый шаг, за разбитый нос и коленки. Так почему же, когда ребёнок вырастает, перестаете за него переживать? И сами толкаете к правонарушениям? А иногда, в буквальном смысле,  к гибели?

Наперегонки с жизнью

Буквально на днях, 28 июня произошло два ДТП с участием подростков на мототранспорте. По информации регионального управления Госавтоинспекции, 15-летний подросток на скутере около 12:30 столкнулся с легковушкой на автодороге Становое  Кириллово  Дмитриевка. 17-летний юноша на питбайке в 22:00 столкнулся с автомобилем на улице Ленина в Грязях. Подростки доставлены в больницу с многочисленными травмами.

Наибольшее число ДТП с участием мототранспорта на липецких дорогах произошло в мае. Так, в 35 ДТП 5 человек погибли и 38 получили травмы. Среди них  21 несовершеннолетний.

3 мая двое 17-летних парней на мотоцикле врезались в отбойник на Студёновском мосту. Сильнее всего пострадал водитель  он попал в реанимацию областной детской больницы с травматическим шоком, закрытой черепно-мозговой травмой и множественными переломами. На месте ДТП медики сделали вывод о том, что пострадавшие были пьяны. По данным пресс-службы УМВД РФ по Липецкой области, у водителя не было прав на управление мотоциклом.
Ещё одно ДТП с несовершеннолетним лихачом зафиксировано 16 мая. На трассе Орёл-Тамбов столкнулись мотоцикл под управлением 15-летнего водителя и легковушка с 47-летним мужчиной за рулём. Мотоциклиста и его 13-летнего пассажира с множественными травмами доставили в больницу. Оба, к слову, были без мотошлемов  видимо, хотели вволю насладиться ощущением свободы и «ветра в волосах». Теперь, увы, их «свобода» ограничена минимум на несколько месяцев, в зависимости от сроков восстановления.

24 мая в селе Преображеновка Добровского района, по данным региональной Госавтоинспекции, 17-летний водитель мотоцикла без прав столкнулся с автомобилем Kia, которым управляла 21-летняя девушка. В результате аварии сам мотоциклист и его 17-летний пассажир с множественными травмами были доставлены в райбольницу. Предварительная версия аварии  потеря контроля над мотоциклом при выходе из поворота на дороге.

27 подростков

попали в ДТП на мотоциклах

142 протокола

составлены на родителей, чьи дети управляли мотоциклами без прав

30 000 рублей

стоимость мотоцикла на маркетплейсах

Пугающая доступность

Зачем подростки играют с жизнью и садятся за руль, толком не умея управлять мотосредством? Молчаливое согласие или полное равнодушие со стороны родителей  одна сторона медали.

Доступность современной мототехники позволяет малолетним нарушителям беспрепятственно выезжать на дороги. К примеру, питбайк (компактный мотоцикл с небольшими колёсами 1214 дюймов  около 30 см, простой конструкцией и облегчённой рамой) на маркетплейсах можно приобрести за 3035 тысяч рублей.

Продаются они свободно, без техосмотра, наличия прав и возрастных ограничений. Некоторые модели не уступают взрослым мотоциклам: объём двигателя до 320 кубов, мощность  до 50 лошадиных сил.

«Покатушки» за свой счёт

Кроссовые мотоциклы б/у можно найти за 90 тысяч, и даже за 60, в зависимости от ремонта и степени повреждений. Выпросить мотоигрушку у родителей или накопить самим для несовершеннолетних водителей сегодня зачастую не проблема. Впрочем, ситуации бывают разные.

 Помню, мне было 16 лет, и я очень хотел мотоцикл,  делится липчанин Андрей С. (имя изменено). К тому моменту подрабатывал  раздавал листовки, мыл машины. В общем, накопил около 10 тысяч. А тут как раз приятель предложил купить отечественный байк с рук именно за эту сумму. Больше года я гонял  и по вечерам, и на выходных, а чтобы родители не узнали о покупке, прятал мотоцикл в гараже всё у того же приятеля. Но они узнали, потому что их непутёвый сын умудрился-таки попасть в ДТП, повредив (правда, несильно) капот легковушки. Итог  воспитательная беседа и исправительные работы в папиной автомастерской в счёт оплаты штрафа и ремонта автомобиля. Сейчас у меня самого подрастает сын. И, если он в 16 лет попросит мотоцикл, я первым делом поставлю условие: накопить на экипировку и отучиться на права. Только в этом случае дам ему денег на покупку байка.

Тормоза, по газам

Взять отцовский мопед, чтобы погонять с ветерком. Именно так решили открыть мотосезон в апреле липецкие подростки из микрорайона Новая жизнь. Без водительских удостоверений на руках, да и мотошлемы были далеко не у каждого, что не укрылось от внимания сотрудников ГИБДД, вышедших в специализированный рейд. Итог  вызов родителей подростков на место «задержания», профилактическая беседа и протокол об административном правонарушении. Транспортное средство передали отцу несовершеннолетнего водителя, поскольку документы на право собственности оказались в порядке. А вот за остальные нарушения пришлось заплатить штраф.

Согласно статье 12.7. КОАП РФ, управление транспортным средством (ТС) водителем, не имеющим права управления (за исключением учебной езды), влечёт наложение административного штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей. Передача управления ТС лицу, заведомо не имеющему или лишённому такого права (за исключением учебной езды) предусматривает штраф в размере 30 тысяч рублей.

Всего с начала года на подростков за рулём мототранспорта составлено 56 протоколов, на их родителей  142. Некоторые материалы сейчас в стадии расследования.

Право на права

Если эндуро мотоцикл зарегистрирован в ГИБДД, у него есть ПТС и номера  это полноценное транспортное средство. На него нужны:

  • Права категории, А или А1 (в зависимости от кубатуры)
  • Страховка ОСАГО
  • Шлем и экипировка

Если мотоцикл чисто кроссовый и не имеет документов  катайся по закрытым трассам, лесам, частным территориям. Но на проезжую часть ни ногой. Точнее, ни колесом.

Мотолюбовь через года

Виталий Док Руденко, председатель ЛООО «Липецкий мотоклуб»реаниматолог-анестезиолог, в мотоспорте с детства. В своё время он мечтал о военной службе, но, когда выехавший из соседнего двора автомобиль протаранил его мотоцикл, о карьере военного 17-летнему парню пришлось забыть.

Благодаря врачам Виталий после ДТП смог встать на ноги и выбрал медицину делом своей жизни. После переезда в Липецк работал в областной детской больнице в отделении реаниматологии, в территориальном Центре медицины катастроф. Со временем юношеское увлечение мотоспортом дало о себе знать: душа настоящего байкера, влюблённого в мотоциклы, требовала некой свободы. Так Виталий возглавил региональную общественную организацию «Липецкий мотоклуб».

Комплексная защита

 Когда мы открываем очередной мотосезон и выезжаем на городские улицы,  признаётся Виталий,  это не демонстрация водительского мастерства и брутальных образов байкеров. Это привлечение внимания других участников дорожного движения (в том числе несовершеннолетних) к нашему появлению на трассах. Если мы что-то и демонстрируем, то исключительно езду по правилам и в мотоэкипировке. Форма мотоциклиста  его вторая «кожа», жизненно важная защита от травм. Она включает в себя шлем, необязательно дорогой, но сертифицированный, с хорошей обзорностью. Для защиты тела  мотоштаны (со специальными вставками для голени, колен, бёдер и других «зон риска» нашего тела). Мотокуртку с «черепахой» из жёстких противоударных протекторов для защиты шеи, ключиц, грудной клетки, позвоночника, запястий. Подчеркну, что правильно должен быть экипирован не только райдер (водитель мотосредства), но и его пассажир.

Виталий Док Руденко, председатель ЛООО «Липецкий мотоклуб»:

 Хочу обратиться к родителям. Важно понимать, что, покупая ребёнку любую (!) двухколёсную технику, от самокатов до мопедов и мотоциклов, вы приобретаете средство повышенной опасности (!). Поэтому сначала нужно задуматься о покупке экипировки и только потом  самого транспортного средства. Чтобы выехать на дорогу, ребёнку нужно пройти обучение вождению, получить права. Что касается мотозащиты, то она должна быть как у водителя серьёзного байка. При езде на самокате (электросамокате) вполне можно обойтись наколенниками, налокотниками, которые используют любители роликовых коньков.

 

Личная история: Гонки по правилам и без

Георгий, 18 лет, мотолюбитель:

 Первое мотосредство у меня появилось в 16 лет. Это был кроссовый мотоцикл, купленный с рук за тридцатку. На нём я проездил ровно один сезон: как любое б/у средство, он постоянно требовал дополнительных вложений. Пришлось своего «коня» продать, и уже в этом году при помощи брата приобрести эндуро (особый класс мотоциклов, предназначен для езды по пересечённой местности, лесам и бездорожью, при этом допущен к эксплуатации на дорогах общего пользования.  Прим. Ред.). Он мощнее моей прежней «машины», с двигателем объёмом 250 кубов и мощностью 25 лошадиных сил.

По правилам, без водительского удостоверения я могу ездить на эндуро только по закрытым трассам, лесам и частным территориям. Иногда так и делаю  устраиваю «покатушки» на мотодроме «Трасса мотокросса» в Липецке. Но это, откровенно, бьёт по карману. По деревне и ближайшей к ней лесополосе тоже особо не поездишь  жителей раздражают громкие звуки, рёв мотора, скрежет металла. Бывает, что на мотоциклистов местные объявляют настоящую охоту: натягивают между деревьев лески или верёвки на уровне шеи, что может привести к летальному исходу или просто сильно травмировать водителя. У меня таких дорожных приключений, слава Богу, не было. И, надеюсь, не будет.

Поэтому да, я выезжал на дорогу, но подальше от центра города. Выезжал, рискуя, что меня остановят сотрудники Госавтоинспекции. И понимая, что я нарушаю правила, потому что мой мотоцикл в ГИБДД (пока!) не зарегистрирован. Правда, «защиту» при езде всегда использовал: экипировка  это святое.

В моём «гардеробе» мотоботы, «моточерепаха» и, конечно, шлем с очками. Сейчас, когда стал постарше, кататься по дорогам общего пользования украдкой надоело, поэтому я планирую получить права для управления мотоциклом.

Мотоцикл по справке

Питбайки могут начать продавать подросткам только по справке из мотошколы. С такой инициативой выступил глава комитета Госдумы по молодёжной политике Артём Метелев. Её уже рассматривают в МВД и Минспорте. Причина  увеличившееся количество аварий, где гибнут подростки. За 2025 год ДТП с участием питбайков стало больше на 25%, погибших  на 29%. МВД объясняет это новым трендом: массовой скупкой мини-мотоциклов и беспорядочной ездой по дворам и трассам. Только за текущий год продажи таких байков выросли втрое.

Только без жертв

Важное средство безопасности в любой дорожной ситуации  аптечка. Если вы стали свидетелем ДТП с участием двухколёсного транспорта, то, прежде всего, нужно проверить, находится ли пострадавший в сознании. Для этого задать ему пару элементарных вопросов вроде «Как тебя зовут?»«Сколько тебе лет?». Убедившись, что человек адекватен, правильно отвечает на вопросы, необходимо установить, есть ли у него кровотечение. Важно уметь наложить кровоостанавливающую повязку, все необходимые методички по этой теме есть в Интернете. Далее нужно вызвать «скорую» и по возможности позвать кого-то на помощь. Люди рядом будут нужны, чтобы помочь наложить жгут на рану или побыть с пострадавшим, пока вы будете встречать бригаду медиков.

Текст: Елена Мещерякова
Иллюстрации сгенерированы ИИ

Фото: из архива героя
Видео: пресс-служба УМВД России по Липецкой области