С мотором в сердце

С мотором в сердце

Как подполковник юстиции Андрей Чернышов восстанавливает советские автомобили и почему это помогает ему в расследованиях.

В восстановленной Чернышовым «Ниве» 1987 года выпуска все детали оригинальные. На клеймах стоит «Сделано в СССР»

Ярко-жёлтый советский внедорожник ВАЗ-2121 1987 года выпуска в гараже Чернышова выглядит так, будто только вчера сошёл с конвейера. Заместитель руководителя Правобережного межрайонного следственного отдела Следственного комитета России по Липецкой области подполковник юстиции Андрей Чернышов  человек с твёрдым характером, вниманием к деталям и редким хобби  он восстанавливает редкие советские автомобили. Мы встретились Андреем Викторовичем накануне профессионального праздника, дня следователя, и поговорили о том, как хобби помогает распутывать сложные дела.

Подполковник юстиции восстанавливает советские автомобили и коллекционирует редкие фонари

Реликвия с жёлтым кузовом

 В 2022 году был на фестивале «Ретро-Лето»,  рассказывает Андрей Викторович о своей «Ниве» Среди сотен машин  «шестёрок»«троек»«волг»«побед» и «москвичей» были только две «Нивы»: моя и одна импортная, с правым рулём. Такие автомобили сегодня редкость. Их в основном брали охотники и рыбаки, и эксплуатация по бездорожью быстро приводила к износу.

«Ниву» Чернышов покупал для охоты, но, когда она была восстановлена и покрашена, стало ясно: перед ним не просто рабочая машина, а полноценный ретро-экземпляр с историей. Его дед, заядлый охотник, когда-то мечтал о такой же  и Андрей Викторович считает, что сегодня исполнил мечту всей семьи.

Частица истории страны

В кабинете следователя можно заметить немало деталей из прошлого: прокурорская фуражка с чёрным околышем  со времён начала службы Чернышова, с красным  сотрудника следкома. Внизу за стеклянными дверками шкафа  советские фонарики. Одна из таких ламп  железнодорожная, с цветными фильтрами  подарок отца. Другая  коллег, которые знают о его увлечении.

 Мне дороги такие вещи,  говорит Андрей Викторович.  В них  тепло прошлого и частица истории страны.

На стенах в гараже у него вымпелы: «Коллектив коммунистического труда» и «Бригада коммунистического труда». Несмотря на то, что сам Чернышов родился в 1986 году и почти не застал советское время, он с уважением относится к достижению той эпохи  особенно в инженерии.

 «Нива» была первым гражданским внедорожником с полным приводом в Советском Союзе,  рассказывает следователь.  Это технический прорыв. Её конструкцию позже адаптировали японцы для своих автомобилей. «Ауди» с системой полного привода появилась только в 1989 году, а наша «Нива» пошла в серию в 1977-м.

Командирский «бобик»

В коллекции Чернышова есть и ГАЗ-69 1958 года выпуска  легендарный армейский фаэтон с матерчатым верхом и дверями. В армии такие машины называли командирскими, а в народе  «бобиками».

 Мы с отцом буквально собрали её из металлолома,  говорит подполковник юстиции.  Как и «Ниву», восстанавливали по крупицам, соблюдая историческую точность.

По словам Чернышова, классическую «Ниву» выпускают до сих пор, но внешнее сходство обманчиво: настоящие знатоки отличат оригинальную машину от современной по множеству деталей. Он ищет и покупает запчасти по всей России, тщательно подбирая элементы: от зеркал до фар.

 В моей «Ниве» всё оригинальное,  отмечает он.  Даже запах салона напоминает детство, когда ездил с отцом или дедом.

Андрей Викторович Чернышов. Подполковник юстиции. Родился на Алтае, в городе Бийске. В 2008 году окончил «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» и пошёл служить в армию. После неё работал следователем. Прошёл путь от следователя до заместителя руководителя Правобережного межрайонного следственного отдела СУ СК России по Липецкой области. Расследовал более сотни уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях против личности, в том числе экономические — о невыплате заработной платы, налоговые и коррупционной направленности. Награждён медалью «За безупречную службу» III степени.

Хобби как профессиональный инструмент 

Своё увлечение техникой Чернышов применяет и в работе. Его опыт не раз помогал в расследовании уголовных дел, связанных с транспортом.

 Следователь должен быть универсалом,  говорит Андрей Викторович.  Одновременно могут быть в производстве дела о налоговых преступлениях, невыплатах зарплаты и дорожно-транспортных происшествиях. В делах по ДТП недостаточно знать правила дорожного движения  нужно разбираться в устройстве автомобиля. Иначе трудности могут возникнуть при назначении элементарных судебных экспертиз и проведении следственных экспериментов. И здесь моё хобби очень помогает.

Так, в одном уголовном деле, которое расследовал Чернышов ещё в Усмани, необходимо было установить, кто из двух человек в машине был за рулём. При ДТП виновника аварии и его пассажира выбросило через лобовое стекло. Один из них был сотрудником силовых структур и отрицал, что управлял «Жигулями». Установить истину Чернышову помогло знание отечественных авто.

 Виновник ДТП был установлен совместно с судмедэкспертами по результатам кропотливой аналитической работы,  рассказывает следователь. Используя чертежи автомобиля, провёл измерения и с учётом конструктивных особенностей салона сопоставил их с характером травм. У пострадавших, в зависимости от того, кто где сидел в момент ДТП, имелись разные повреждения. При предъявлении действующему тогда сотруднику силовой структуры неопровержимых доказательств, тот не стал отрицать вину и подтвердил выводы следствия.

Невероятное исчезновение 

В другом случае, виновник аварии и его пассажир исчезли из салона «Ауди», хотя двери заклинило, а стёкла были невредимы. Чернышов, зная особенности немецкой машины, понял, что они выбрались через багажник.

 Те, кто занимается машинами,  говорит Чернышов,  хорошо знают, что багажник «Aуди» открывается изнутри. Водитель и пассажир сложили заднее сиденье, перебрались в багажник, выбрались из машины и скрылись с места ДТП. На основании собранных в ходе следствия доказательств суд вынес обвинительный приговор.

Когда каждое мгновение — доказательство

Техническое мышление, внимание к деталям и настойчивость помогли Андрею Чернышову восстановить буквально по минутам обстоятельства серьёзного ДТП с наездом на пешехода в районе Сокола.

К моменту прибытия полиции пострадавший уже был в больнице, а водитель с места происшествия скрылся. По описанию очевидцев удалось найти автомобиль с характерными повреждениями  он находился неподалёку. Выяснилось, что за рулём находился 17-летний подросток, не имевший прав.
Чернышову предстояло не просто выяснить, что произошло, а точно определить, как.

 Пострадавший утверждал, что пересекал дорогу на зелёный свет,  рассказывает Андрей Викторович.  Подросток, напротив, настаивал, что пешеход вышел на проезжую часть на запрещающий сигнал. Ситуация осложнялась тем, что место ДТП вскоре после происшествия попало под дорожные работы  исчезли все визуальные ориентиры. Свидетелей удалось найти не сразу.

Чтобы восстановить точную картину, следователю пришлось запрашивать старую схему дорожного участка  до начала ремонта. На ней были отмечены светофоры, пешеходные переходы и другие элементы инфраструктуры. В итоге, уже на месте, с учётом показаний свидетелей, погодных условий и времени суток, был проведён детальный следственный эксперимент. В процессе реконструкции удалось установить взаиморасположение автомобиля и пешехода, траектории их движения и обзорность.

 Результаты показали: подросток не лгал. Нетрезвый пешеход действительно пересекал дорогу на запрещающий сигнал светофора вне зоны перехода. Подросток ехал не более 50 км/ч, но даже при экстренном торможении избежать столкновения было технически невозможно,  подчёркивает подполковник юстиции.

Выводы следствия в итоге подтвердили и эксперты: наезд оказался неизбежным. В связи с отсутствием вины подростка расследование уголовного дела прекратили. Но за езду без прав ему и родителям пришлось ответить.

Эксперт по «двойникам»

Сейчас подполковник юстиции Чернышов расследует уголовное дело о мошенничестве при постановке на регистрационный учёт «БМВ», ввезённого в Россию с поддельным идентификационным номером. Он установил, что номер в электронном блоке не совпадает с маркировкой на кузове и агрегатах. «Двойника» обнаружил в одной из соседних стран, куда отправился автомобиль после его продажи в 2020 году.

 Этот номер хранит всё: объём и мощность двигателя, цвет, комплектацию. Несовпадения указали на подмену. Машина была угнана в Германии и ввезена под чужими документами,  поясняет Андрей Викторович.

Для подполковника юстиции хобби  не способ отвлечься от работы, а её важное продолжение. Благодаря вниманию к деталям, глубоким знаниям и инженерной логике он точно устанавливает факты и принимает обоснованные решения. В каждом винтике, в каждой восстановленной детали старой машины не только память о прошлом, но и часть характера следователя, умеющего видеть главное и доводить дело до конца.

Текст: Юлия Кузнецова
Фото: Сергей Паршин