CantusCor — значит петь сердцем. И побеждать.
CantusCor — лучший хор, не иначе! Восторженность певческим коллективом детской школы искусств № 6 Липецка совершенно искренняя. Неоднократно сводный хор CantusCor становился лауреатом различных конкурсов и фестивалей. И этот учебный год завершился для юных хористов победными фанфарами: поющие сердца (так переводится с латинского CantusCor) покорили маэстро Бориса Тараканова. Из 31 коллектива-участника VI Национального конкурса в области хорового искусства и академического вокала «Премия маэстро Тараканова», проходившего в Казани в конце апреля, профессор удостоил липецких хористов Гран-при. Всего же в этом году вокалисты хора стали обладателями пяти Гран-при в различных конкурсах. Когда поют сердцем, по-другому не бывает.
Хор вам в руки
Пение в России — национальная коллективная особенность, которую надо всячески пестовать и поощрять. В школе искусств № 6 и происходит это пестование высшей пробы под руководством заслуженного работника культуры Липецкой области Елены Евгеньевны Серовой. Её руками приводятся в движение голоса пяти коллективов: хора мальчиков «Виват», вокального ансамбля «Очарование», ансамбля младших классов Dolce, младшего хора Dolce и сводного хора CantusCor.
Когда я слышала, как воспитанники Серовой пели «Звёзды» Эрикса Эшенвалдса на детско-юношеском чемпионате мира в Петербурге, думала: как, откуда возникают эти звуки, которые, словно жемчуг, перебираются руками дирижёра? Так, что «в мозгу раздаются не земные «до», а переливы — объёма, света, даже цвета — словом, всего богатства мироздания. И слышится живая, как жизнь, гармония…
Так выглядит мастерство. Неслучайно хором руководит хормейстер, что значит мастер хора. Можно без преувеличения сказать, что Елена Евгеньевна подошла к вершинам вокально-хорового мастерства, став лучшим дирижёром конкурса «Хоровой Нижний Новгород» прошлого года.
Мы песен зажгли свой волшебный костёр
Детское ликование не остановить. Да и не нужно его останавливать, это ведь стихия. Елена Евгеньевна Серова только улыбалась, когда все кричали и прыгали прямо на сцене:
— Ура! Ура, мы первые! Мы!.. Первые!
Зал был похож на большую волну: все вставали с мест, аплодировали. Так завершился конкурс в Казани «Премия маэстро Тараканова», где CantusCor получил Гран-при, хор Dolce и ансамбль «Очарование» стали лауреатами I степени.
— Мы просто работаем, — спокойно поясняет Елена Евгеньевна. — Конечно, побеждать хочется, и это нормально. Изначально бывает так: есть репертуар, который нам интересен. Отлично, давай покажем его лучше, чем делаем на репетиции. Но цель не в победах, а чтобы получилось интересно. Чтобы детям было интересно жить, чтобы они развивались. Ведь сама музыка — это про то, чтобы развивать, приносить радость и дарить гармоничный мир звуков.
— Музыка помогает в развитии, это бесспорно. Но как вам удаётся воспитывать в музыке детей? Чтобы они не уходили из неё, а шли дальше?
— В хоровом пении не надо никого удерживать. Петь все хотят и все будут, я это гарантирую. Ещё не встречала человека, который не хочет петь. Он может и не говорить об этом или бояться, стесняться, но внутри всё рано петь желает. Они все ждут сентября, когда начнутся сводные репетиции. Ребятишки раскрываются, привыкают к себе, своему голосу, друг к другу. Понимают, что хоровой коллектив — это единый организм. Ты не пришёл на репетицию — подвёл. Друг друга поддерживают, помогают. Это, по-моему, здорово. И даже если они не станут профессиональными музыкантами в дальнейшем, не столь важно. Самое главное, они будут хорошими людьми, тонкими, чувствующими. С хорошим вкусом люди, которые смогут прийти в театр, посмотреть оперу или балет и не уснуть, а понять, о чём это. То есть их душа будет цеплять гармонию и нести красоту.
Не сгинуть в бессмыслии
— Бывает так, что, участвуя в громких конкурсах, дети исполняют песни чисто вокальными данными, не понимая, о чём поют. Как вы подбираете репертуар, на что ориентируетесь?
— Во-первых, мы ориентируемся на учебный план, у нас всё-таки школа искусств. Но и своё берём. Если мне что-то нравится, приношу материал, начинаем работать. Бывает так, что произведение «не зашло», что называется, детям, а мне оно казалось замечательным. Тогда мы его откладываем. Но всё равно на нём мы чему-то научились.
Часто прихожу к ним, говорю: «Ребята, я такое нашла! Смотрите, какая мелодия, эпоха интересная, в которую она создавалась. Рассказываю им о композиторе, а они видят, что в тебе это всё горит, и тоже загораются. Мы много поём классики, вообще классика — это то, на чём воспитывается музыкант: на Моцарте, Вивальди, Делибе, Гайдне, Римском-Корсакове, Глинке… И духовную музыку поём. Полюбить классику не очень просто. Для этого надо в неё проникнуть, надо её понимать, чтобы она стала родной. Но это урок потрясающий.
Мы исполняем произведения и на стихи Пушкина, Лермонтова, Гёте… Дети сами приходят и рассказывают какие-то факты из жизни поэтов, какие их затронули. Я говорю: «Хорошо, давайте разбирать: этот характер соединять с музыкой». Конечно, нужно, чтобы исполняемое соотносилось с возрастом исполнителей. Когда ребёнок поёт о неземной любви, это странно и безвкусно, потому что формально. В мире столько красивой музыки, которую мы ещё не спели, ещё не знаем. Так хочется с ней познакомиться по-настоящему.
Мы обладаем широким репертуаром, и он востребован, находит отклик. Помимо классики, в этом году пели много военных песен, патриотических: «Балладу о солдате» Соловьёва-Седого, «Журавли» Френкеля, «День Победы» Тухманова, «Берёзовые сны» Гевиксмана. Моя мама говорит: «Сколько слушаю их, столько рыдаю. Потому что у детей такие глаза, когда они поют эти песни, что душу выворачивает».
И жизни самой подпевать
— Я живу музыкой, — говорит Елена Евгеньевна, в принципе, об очевидном. — Это два в одном: и работа, и хобби. Это моя жизнь. Даже собственные дети с ревностью говорили: «У тебя всё там: и дети, и семья». Хотя и дочь, и сын окончили музыкальную школу. Дочь получила диплом Московского института культуры, участвовала в телевизионном проекте «Новая звезда» от Липецкой области, пела в полуфинале. А сын программист. Но, говорят, математика связана с музыкой.
На мой закономерный вопрос: «Часто ли воспитанники школы искусств остаются в музыке профессионально?» — педагог отвечает:
— Идут в музыку и остаются. Сейчас учится на третьем курсе Московского государственного института музыки имени Шнитке Анастасия Ланина. Музыкальный колледж имени Шнитке окончила Анастасия Кобец. Никита Сиротин получил диплом училища имени Гнесиных. Даниил Космачёв по окончании вокального отделения Липецкого областного колледжа искусств имени Игумнова служил в хоре Александрова вместе с Никитой Сиротиным.
Те самые подводные камни
Когда говорят о правде в творчестве, всякий раз откуда-то издалека звенит небесный голос Пушкина: «А гений и злодейство — две вещи несовместные. Не правда ль?» И часто хочется грустно ответить поэту: «По небесному счёту — нет. По земному, к сожалению, да».
Такая вывороченная ситуация произошла на прошлогоднем хоровом конкурсе в Нижнем Новгороде. О ней рассказали ребята, участники сводного хора CantusCor, потому что неприятным осадком она легла в детское сознание. Лучшим дирижёром конкурса стала Елена Евгеньевна Серова бескомпромиссно. А вот вверенный ей детский коллектив, несмотря на реальное преимущество, столкнули на ступеньку вниз.
Это было нарушение всех норм правды, необъективное судейство. Дети находились в недоумении от нечестности. Когда им раздали бланки с оценками, увидели «а судьи кто» и всё поняли:
— Мы знаем, когда мы спели хорошо, а когда можно лучше, — говорит хорист Николай. — Например, в Москве на Гала-концерте спели не очень собранно из-за того, что рояль был отодвинут далеко от дирижёра. Темп из-за этого отставал, и мы для себя, для хора, понимали, что спели не очень красиво. Но в Нижнем Новгороде, уходя со сцены, мы ощущали, что спели хорошо. Увидели оценки: два московских судьи нам поставили 48–49 баллов из 50-ти возможных. То есть были маленькие замечания, в остальном — отлично. А судья из Нижнего Новгорода поставил 22 балла. Даже с логической точки зрения это невозможно: как у лучшего дирижёра, коим стала на конкурсе Елена Евгеньевна, может быть хор, который находится в серединке конкурсной таблицы? Дай Бог им оправдать своё высокое звание лауреата. Только Елена Евгеньевна очень расстроилась из-за нас.
Музыка нам в помощь
Да, проигрывать нужно уметь, когда этот проигрыш объективен.
— Но, даже если не первое место, наша задача — в следующий раз выйти и сделать лучше, — говорит Елена Евгеньевна. — А потом, если мы приезжаем на конкурс, то обязательно смотрим город, знакомимся с архитектурой. То есть приобщаемся к истории, а не просто приехали и не помним, где находимся. Также смотрим на другие коллективы: кто-то красиво пиано поёт, а у другого хора такая кантилена прекрасная — поучиться нужно.
Мы также разговаривали с Еленой Евгеньевной о том, чему может научить и чем помочь музыка.
— От пения только польза, — утверждает она. — Начиная с того, что музыка вырабатывает дисциплину, и заканчивая выработкой характера, ведь голос — это уверенность в себе. Те, кто ходит в музыкальную школу, чётко знают свой тайминг. Вот я пришёл из школы, нужно поесть, сделать то и то, потом идти на занятия и так далее. Нет времени с утра до ночи «сидеть» в телефоне. И если детям кажется: вот я оставлю музыкальную школу, у меня будет много времени — нет. Времени будет меньше, как ни странно. Когда приходишь домой и у тебя нет ничего срочного, можно отдохнуть, полежать. И вот уже вечер, а ты ещё ничего не делал. Музыкальная школа организует детей и учит распределять время. Сцена вообще помогает преодолевать себя. Волнение, например. Конечно, лёгкое волнение должно быть всегда, потому что поющему необходимо желание поделиться. Победа над волнением приходит с работой над собой. Я обычно рекомендую испытанный на себе способ. Перед выступлением встать перед зеркалом и, глядя в глаза своего отражения (будет очень сложно смотреть себе в глаза, но наше дело — учиться!), проговорить всё в точности, что ты должен сказать или спеть. И тогда выход на сцену будет восприниматься в разы легче, как дубль.
Не каждый выходит в солисты
Познакомимся с нынешними вокалистами, подающими надежды на большом музыкальном пути. Ярослава Дёшина, которой сейчас 16 лет, выпускница фортепианного и хорового отделений школы искусств № 6, уже поёт сольные концерты. В этом году стала стипендиатом благотворительного фонда «Новые имена» имени Иветты Вороновой, победив в номинации «академическое пение». За Ярославой числятся многие победы, даже так: если она участвует в каком-то конкурсе, то непременно станет либо победителем, либо окажется в призёрах. Готовится к поступлению сразу в несколько музыкальных заведений: Гнесинку, Мерзляковку, Институт музыки имени Шнитке. Конечно, это природа, талант. Но девушка не из тех, кто почивает на полученных лаврах:
— Руководителю сложно на занятии всех охватить, дать всю полноту материала. Чтобы проникнуть в тонкости мастерства, надо читать специальную литературу самостоятельно, — считает Ярослава. — Например, как технически сделать, чтобы голос звучал полётно, чисто, полнозвучно и глубоко. На занятиях мы тоже этим занимаемся. Но я хочу связать свою жизнь с вокалом, поэтому вникаю во все тонкости дела.
Коля, не молчи!
Николай Кутепов на год старше Ярославы, и тоже не только хорист, но и народник-аккордеонист. Вспоминает о своих первых днях в хоре Елены Евгеньевны Серовой:
— Мне было 10 лет, когда я пришёл в хор. Помню, сижу с дневником, а ребята старшие говорят: «Ты зачем дневник взял? У нас оценки не ставят». И мне очень хотелось петь басом. Но моя роль в хоре на тот момент была «Коля, не пой. Коля, помолчи, послушай». Маленькие дети сначала должны слушать, привыкать к хору. Меня это не обижало, а завораживало, как звучали басы. Я даже оборачивался, когда их отдельно разбирали. И хотел петь, как сын Елены Евгеньевны Николай Серов. Но у меня был голос высокий. И вот… мутировал я за лето, за три месяца. Уходили на каникулы — был дискантом, пришли в сентябре — поём распевку, а мне высоко. Елена Евгеньевна слышит, что диапазон не тот: «Ну что, Коля, высоко?» Я басом отвечаю: «Да, да, высоко». Меня переставили назад, к басам, и началась хоровая работа «Коля, не молчи!».
Если звёзды зажигают…
Мария Хромых, 16 лет, в коллективе она новенькая, перевелась из другой школы, поёт в хоре два года, но постоянно побеждает в хоровых первенствах вместе с друзьями-хористами из школы искусств.
— Поначалу страшно было петь, — делится Маша. — Мама привела меня к Елене Евгеньевне, она стала прослушивать меня. Когда поняла, что «мой камертон даёт верный тон», взяла меня в коллектив. До этого я училась на балетном отделении три года в другой школе, затем были танцы народов мира. Но петь всегда хотела. В этом году я окончила 9-й класс обычной школы и выпускаюсь с хорового отделения, но ещё год хочу походить в хор. Прикипела сердцем к CantusCor, да и хористы бывшими не бывают, хотя я буду поступать на актёрское отделение.
Мама Маши Людмила Владимировна, имея музыкальное образование, считает, что, если хор даёт кадры в другие сферы искусства, это очень хорошо. «Ведь, если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно». У классика стоит вопросительный знак в конце фразы, а мы поставим утвердительную точку.
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото и видео автора и из архива детской школы искусств № 6 Липецка