В Липецке в 1942-м формировался 1-й танковый корпус Михаила Катукова.

В этом году отмечается 125-летие гения танкового боя и родоначальника советской танковой армии Михаила Ефимовича Катукова. К рождению танковой армии Липецк имеет непосредственное отношение, ведь именно в нашем городе весной 1942 года был сформирован 1-й танковый корпус.
Танковый дебют
Приказ НКО № 0064 о срочном формировании 120 отдельных танковых бригад был издан Сталиным 12 августа 1941 года. В каждой бригаде было по 91 танку: 7 — КВ, 20 — Т-34/Т-50, 64 — Т-40/Т-60 и более 3 000 человек личного состава. 4-ю танковую бригаду возглавил Катуков.
В кандидатской диссертации «Советские танковые войска в оборонительных боях. 1941–1943» советский военный деятель полковник Матвей Акопов пишет: «Бригадная организация в 1941 году дала возможность большому числу не имевших боевого опыта командиров научиться самостоятельно принимать решения и отвечать за них, так как им пришлось управлять пусть небольшими, но самостоятельными танковыми частями». Школу командования танковой бригадой прошли многие советские полководцы. Дебют Михаила Катукова как командира танковой бригады был, пожалуй, самым ярким.
В октябре 1941 года на Орловско-Мценском направлении за восемь дней непрерывных боёв его бригада уничтожила 133 немецких танка, задержала продвижение 2-й танковой группы генерала Гудериана и вместе с другими частями сорвала вражеский план обойти Москву с юго-востока. В ноябре 1941-го бригада Катукова была переименована в 1-ю гвардейскую танковую бригаду.
И именно генерал-майору Катукову, герою обороны Москвы, было поручено в 1942-м создать 1-й танковый корпус.

Место дислокации — Липецк
Согласно директиве НКО № 724218сс от 31 марта 1942 года 1-й танковый корпус начал формироваться в Москве и Липецке.
В наш город стягивались части будущего корпуса. Костяк составила 1-я гвардейская танковая бригада, которой до этого и командовал Катуков. Кроме того, в подчинение генерал-майора передавались 89-я бригада тяжёлых танков KB, 49-я танковая и 1-я мотострелковая бригады. Всего в корпусе должно было быть 24 танка КВ, 88 — Т-34 и 69 лёгких танков.
Липчане встречали Катукова приветливо и заинтересованно. «Не ждут, когда попросишь, а сами предлагают: у нас есть то-то и то-то, может быть, пригодится для войск», — рассказывает в своей книге воспоминаний «На острие главного удара» маршал.
Тяжело в учении
Катуков добивался полной взаимозаменяемости в экипажах, орудийных, пулемётных и миномётных расчётах. Лично проводил разговоры о боевом опыте: разбирал отдельные бои, анализировал достижения и промахи. Занятия с танкистами велись непрерывно днём и ночью. Расставляли людей таким образом, чтобы в каждом танковом экипаже костяк составляли обстрелянные, прошедшие фронтовые испытания люди.
Интересным фактом являлось наличие «золотых» и «серебряных» карт у танкистов. Первые — красиво расчерченные, с недостоверными данными — предназначались для врага, в случае взятия в плен. Вторые — с подлинной информацией — составлялись на месте, в случае необходимости.
Катуков разработал и внедрил успешную тактику ведения оборонительного боя. Когда немцы имели преимущество в бронетехнике, он использовал танковые засады. Оборудовали ложные окопы, в которых устанавливали макеты орудий, позади тщательно маскировали свои танки. Противник открывал огонь по ложным целям. Когда гитлеровцы подходили на нужную дистанцию — 200–300 м, катуковцы обрушивали на них шквальный огонь.

Не только танки
Михаил Ефимович старался учесть и предусмотреть всё, начиная с оперативно-тактических вопросов и заканчивая организацией боевого и материального обеспечения. Несмотря на дефицит свободного времени, успевал познакомиться с липецкими достопримечательностями.
«Побывали в домике Петра I, в сохранившейся императорской канцелярии. Домик этот как бы приоткрыл нам кусочек военной истории Российского государства. Ведь в Липецке Пётр I, готовясь к Азовскому походу, отливал ядра, ковал якоря, — словом, делал всё, что нужно в те времена для флота», — писал Катуков.
Также в его памяти сохранились тёплые воспоминания о Липецком театре. Катуков лично передавал свои пайки ребёнку одной из актрис.
«Городской театр давал спектакли, и наши танкисты были желанными гостями у местных артистов. Помнится, показывали они несколько вечеров подряд „Коварство и любовь“, — делился Катуков. — В далёкое и чужое нам прошлое уносила зрителей-воинов романтическая драма Шиллера. Но бойцы корпуса воспринимали её по-современному, их глубоко волновали перипетии разыгрываемого на сцене представления. И не потому ли, что борьба добра со злом, лежавшая в основе пьесы, была по душе нашим танкистам, отвечала настроениям людей, сражавшихся с ненавистным трудовому народу фашизмом?»
Танковые бои
Направляясь в Липецк, Катуков побывал в Ельце, где в это время находился генерал-майор Лизюков. Оба сошлись во мнении: раз в этот район переброшено большое количество бронетанковых войск, значит, предстоят серьёзные дела.
Они были правы. В мае 1942-го вермахт пошёл в наступление на Северный Кавказ и Сталинград. Второй раз под угрозой оккупации оказалось и Черноземье. Катуковцы дали первый бой гитлеровцам на рубеже Волово — Тербуны. В июне—июле 1942-го вели бои по линии Ломигоры — Большая Вершина — Большая Ивановка в Воловском районе.
В битве под Курском генерал Катуков во главе 1-й танковой армии прикрывал особо важное направление — «на Курск», принимал участие в Белгородско-Харьковской наступательной операции, а затем и при развитии наступления к Днепру. В 1944 году танковая армия громила врага в правобережной Украине, участвовала в Проскуровско-Черновицкой операции. В 1945 году танкисты под командованием Катукова освобождали Польшу и Германию.
Памятник танкистам
Дуло танка направлено на юго-запад. Там находился Тербунский рубеж, где проходили самые ожесточённые бои Воронежско-Касторненской операции по освобождению Липецкого края от фашистов и где состоялась первая массовая танковая битва времён Великой Отечественной (битву под Озёрками на Тербунском рубеже называют малой Прохоровкой).
Год открытия 1 декабря 1978 года состоялось открытие памятника.
Тип танка — Т-34 -85. Боевой танк изготовлен по время Великой Отечественной войны.
Автор проекта — инженер ЛТЗ Владимир Кожухарин. Монумент обрамляет огромная звезда.
Железобетонные конструкции памятника изготовлены на Липецком тракторном заводе. По замыслу автора танк будто парит над землёй — находится «в полёте».
В 2015 году памятник реконструировали. Фундамент был усилен и облицован красным гранитом. Звезду вокруг танка обработали современным полимерным покрытием красного цвета.
Народный памятник
Танк стал первым народным памятником в Липецке. Идея установки принадлежит директору школы № 40 Серафиму Павловичу Нестерову и учащимся из клуба «Поиск», которые занимались историей катуковцев. Ребята в 1977-м написали письмо главному маршалу бронетанковых войск Герою Советского Союза Амазаспу Бабаджаняну с просьбой выделить танк для мемориала. В 1978-м в Липецк прислали легендарный Т-34-85. Боевая машина была не на ходу. Ряд признаков указывал, что этот танк выпускался срочно — для фронта. Восстанавливали его для водружения на постамент рабочие ЛТЗ. В годы войны в цехах завода ремонтировали танки, в том числе для корпуса Катукова.
С именем Катукова
В 1983 году от памятника танкистам взяла начало улица Катукова. Сегодня это одна из крупнейших магистралей областного центра протяжённостью почти 3 км.
В 2005 году к 60-летию Победы на улице установили стелу в честь маршала Катукова.
8 сентября 2016 года на территории школы № 70 установили памятный знак Михаилу Катукову. Инициатором стала директор школы Ольга Радомировна Прокопенко. Школе присвоили имя легендарного маршала.
Текст: Екатерина Бровкина
Фото: Сергей Паршин, Белгородский государственный музей — диорама и из книги М. Е. Катукова «На острие главного удара»