Ветеран СВО работает электрогазосварщиком и занимается патриотическим воспитанием молодёжи.
Липчанину Андрею Кноделю всего 22. Но он уже ветеран СВО. За его плечами — суровые бои под Харьковом, где он получил тяжёлое ранение. Ещё недавно он сам сидел за партой, а теперь занимается патриотическим воспитанием школьников — вместе с фондом «Защитники Отечества» посещает школы, беседует с учениками. В прошлом году ему повезло участвовать в Параде Победы на Красной площади. Андрей говорит: это одно из самых сильных впечатлений в жизни.
Красиво и мощно
Погода в Москве 9 мая 2024 года разительно отличалась от обычной для этих дней: Парад Победы впервые в истории прошёл под снегопадом. Но это не помешало военным продемонстрировать грозную красоту военной техники, а зрителям, наблюдающим за чётко печатающими шаг расчётами, — ощутить гордость за нашу страну. В Параде участвовали 9 000 человек и 75 единиц техники, в том числе ракетные комплексы «Искандер» и «Ярс», способные нести тактическое ядерное оружие. На Красной площади в тот день были и наши земляки — участники СВО, которых пригласили в качестве гостей: Михаил Мохов, Владислав Лосев, Игорь Иванов, Алексей Рева, Алексей Дрюков и Андрей Кнодель. Поездку организовал фонд «Защитники Отечества». Андрей уже участвовал в Параде Победы — в Санкт-Петербурге в 2021 году. По его словам, Парад в Москве намного величественнее.
— Прошёл почти год, но я всё помню до мелочей, — вспоминает Кнодель. — Речь президента России, вынос государственного флага и Знамени Победы, марш почётных караулов, исторических рот, военнослужащих и оркестра, парад военной техники — я получил грандиозные эмоции! Все, кто был на площади, объединились в едином порыве, в чувстве гордости за нашу страну. Ребята, которые, невзирая на холод, маршировали без бушлатов, в парадной форме, прошли безукоризненно. Красиво, мощно. Парад по телевизору и парад вживую — это две разные вещи.
Три месяца «за лентой»
На СВО Андрей Кнодель попал как служивый человек — приказали, и пошёл. В 2020 году его призвали на срочную службу, уже через четыре месяца он заключил контракт с Минобороны и стал профессиональным военным. Говорит, поступил так, потому что понравились командиры и часть. Он служил в мотострелковой бригаде в Санкт-Петербурге. В январе 2022 года его подразделение направили на учения в Курск, а в середине февраля — в Белгород. 23 февраля в 11 ночи солдат повезли в харьковском направлении. В четыре утра они пересекли границу с Украиной. В этот день объявили о начале СВО.
— У меня нет позывного, тогда, в начале спецоперации, мы воевали без позывных, — вспоминает Андрей. — И специальных опознавательных знаков не было, мы повязывали белые ленты из марли себе на левую ногу и правую руку, чтобы отличаться от хохлов, чтобы свои не убили.
Через три месяца, в мае 2022-го, Андрей получил минно-взрывное ранение, баротравму уха и ранение ноги. Поначалу почти не слышал, сейчас слух восстанавливается.
— Врачи сказали, пять лет понадобится на восстановление, но ухо уже начинает слышать, — рассказывает парень. — А в левой ноге выше колена застряла пуля. Меня эвакуировали сначала в госпиталь в Белгород, потом на самолёте отправили в Москву, в главный военный клинический госпиталь имени Бурденко.
Спасся сам и спас других
С поля боя раненый Андрей выехал на своей технике — в мотострелковом взводе он был механиком-водителем 9П149. Это советская боевая машина с противотанковым ракетным комплексом. Гусеничная, на базе легкобронированного тягача. Выехал не один — захватил с собой ещё трёх тяжелораненых братишек. К сожалению, одного из них до госпиталя не довёз.
— В машине нет отсека для десанта, там барабан для ПТУРов — противотанковых управляемых ракет. Людей туда не посадить, но я вывез ещё троих ребят, — говорит Андрей. — Не знаю, из какого они подразделения, как их зовут. Они, как и я, попали под обстрел, и их загрузили ко мне в машину. Один был без правой руки и левой ноги, другой без половины лица — осколком оторвало. А третий парнишка, к сожалению, скончался у меня в машине. Он рядом со мной сидел. У него было прострелено лёгкое, всё свистело, пищало при дыхании, видимо, воздух не поступал. Тело я передал медикам.
Сильнейшее впечатление на сержанта Кноделя произвело то, как на Харьковщине встречали русских военных. Люди стояли вдоль дорог и смотрели на них с надеждой. Подходили, обнимали. Спрашивали: «Вы нас спасёте?» Со слезами рассказывали, что восемь лет с ними творили.
— Никогда не забуду детей, — Андрей опускает взгляд. — Они вроде были радостными, но как бы в ступоре: военные с оружием, танки. Детская психика на это не рассчитана.
Травмы и стресс
26 мая 2022 года Кноделя демобилизовали. Кроме ранений диагностировали и ПТСР — посттравматическое стрессовое расстройство. Его находят почти у всех участников боевых действий. Когда осенью 2022 года объявили частичную мобилизацию, Андрей в неё не попал — как негодный к службе.
— Мне до сих пор снятся кошмары, — Андрей не может об этом спокойно говорить. — Мучит жуткий стыд из-за того, что не смог спасти товарища, который был со мной в машине. Снится: приходят ребята и говорят: «Ты нас не спас!» Я пытаюсь объяснить, что я не виноват, что ничего не мог сделать… Каждый раз просыпаюсь в холодном поту и в слезах.
Сейчас он занимается с психологом — реабилитацию организовали в фонде «Защитники Отечества». Старается выполнять его рекомендации: больше гулять, общаться с близкими, посещать выставки, ездить на природу.
— То, что мы видели там, накапливается, остаётся внутри. Многие с таким диагнозом замыкаются в себе, начинают злоупотреблять алкоголем — это самая большая ошибка, — уверен Андрей. — У нас в фонде очень хороший психолог, к нему можно записаться на приём. Причём в экстренном случае к тебе даже среди ночи приедут.
Быть полезным обществу
Сейчас Андрей работает электрогазосварщиком на НЛМК. Устроиться туда ему тоже помогли в фонде «Защитники Отечества». До армии он окончил индустриально-строительный колледж, получил корочку сварщика 4-го разряда.
— Мне позвонила мой социальный куратор Виктория Раевских, сказала, что для ветеранов СВО в центре занятости организуют форум вакансий, — вспоминает Кнодель. — Я пришёл, мне предложили пройти переобучение на 5-й разряд, я отучился. А на следующем форуме вакансий уже пригласили на собеседование на НЛМК. Устроился, работаю в цехе металлических конструкций. Работа очень нравится, и коллектив у нас замечательный.

«Гордость Липецкой земли»
Это региональное продолжение федеральной программы «Время героев». Образовательный проект стартовал в январе 2025 года. Ветераны СВО, военнослужащие и волонтёры, желающие быть полезными области и стране, могут подать заявку на сайте: гордость48.рф. Обучение пройдёт на базе Президентской академии. Участники изучат государственную политику и систему госуправления, экономику и финансы, региональное и муниципальное управление, современные технологии управления. В апреле и мае 2025-го пройдут анкетирование кандидатов, написание эссе, тестирование, отбор на программу. Собственно обучение и стажировка запланированы на июнь 2025-го — июнь 2026-го. Затем состоятся тестирование и экзамены, включение в кадровый резерв, работа с наставниками.
Несколько раз Андрей как ветеран СВО встречался с главой Липецка Романом Ченцовым. Недавно ему предложили работать в Ассоциации ветеранов СВО и в Общественном совете при главе города: помогать своим же товарищам, которые приходят с фронта.
— Потому что мы, как никто другой, знаем, какая поддержка им нужна, что для них важно, — рассуждает ветеран. — Можем поделиться опытом, как адаптироваться к мирной жизни. Главное, не нужно бояться чего-то нового, перемен в жизни.
Заниматься общественной работой Андрею нравится. Говорит, он неравнодушный человек. Если фонарь не горит или сквер замусорен, мимо не пройдёт.
— Хочу быть полезным обществу, — поделился ветеран. — Если нужно будет учиться, я готов. Сейчас работает программа «Время героев», ветеранам СВО уделяют большое внимание. Это здорово.
Найти применение опыту
Роман Ченцов, глава Липецка: — В регионе создана Ассоциация ветеранов. Координировать боевое братство в Липецке будет Общественный совет. Встретился с ветеранами, готовыми активно включиться в работу, найти применение своему опыту. Будем вместе с липецким фондом «Защитники Отечества» помогать товарищам, вернувшимся с фронта. Договорились с ветеранами об участии в разработке городских инициатив — от благоустройства скверов до поддержки семей военных. И, конечно, предложил им регистрироваться в образовательной программе «Гордость Липецкой земли». Её участники смогут пройти стажировки в муниципальных учреждениях, чтобы внедрять полученные знания на практике. Горжусь нашими бойцами. Они наши защитники, верные своему Отечеству, товарищам, липецкой земле.
Патриотизм подлинный и мнимый
От фонда «Защитники Отечества» Андрей Кнодель занимается патриотическим воспитанием школьников. Ему нравится и отношение ребят к этим беседам, и их уважение к истории России.
— Серьёзные вопросы задают, — улыбается Андрей. — Мол, зачем вообще начинали СВО, стараются докопаться до сути. Что такое настоящая дружба? Какие черты характера нужно воспитывать в себе будущему защитнику Родины?
Но в одной из школ его возмутило поведение родителей одного из учеников. После подобной беседы со школьниками они пришли в школу ругаться: не нужно нашему сыну эту пропаганду навязывать. Но абсолютное большинство и детей, и взрослых, говорит сержант Кнодель, благодарны нашим воинам и понимают, какое важное дело они делают. Его очень трогают письма, которые школьники отправляют на фронт и в госпитали, ведь солдаты получают физически ощутимые частички добра.

Я с тобой, всё хорошо!
Самому Андрею очень помогает его любимая девушка. Вера учится в ЛГТУ, изучает фундаментальную и прикладную химию. Он познакомился с ней уже после демобилизации.
— Конечно, она много расспрашивала про фронт, — кивает Андрей. — Я поначалу отмалчивался, а потом рассказал обо всём, что меня тревожит. Я ей доверяю. Она умница, всегда поддерживает меня. Тут и с работой не сразу всё получалось, она меня ободряла: «Я с тобой, всё хорошо, ты всё преодолеешь!» Я её очень люблю. Хотелось бы прожить с ней всю жизнь.
Недавно он получил водительское удостоверение. После контузии врачи долго не разрешали ему водить автомобиль. Самое обидное, что в 2020 году он отучился в автошколе, сдал теорию и площадку, а за день до дня, когда было назначено вождение по городу, его призвали на срочную службу.
— Но зато теперь я всё сдал без помарок, легко, — смеётся Андрей. — Я ведь в армии ездил на транспорте. В моей 9П149 просто рычаги вместо руля, а так всё одно и то же. Собираюсь покупать автомобиль. Я очень рад за ребят, приходящих с фронта инвалидами, которым Фонд выдаёт машины с ручным управлением, ведь без авто сейчас никуда.
Украинская пуля в метро
Несмотря на то что на фронте Андрей был всего три месяца, он до мелочей помнит те дни, они просто врезались в память. Было много тяжёлых событий. Но часто они смешивались с забавными и смешными. Вот что случилось с ним уже на гражданке, когда его выписали из госпиталя в Москве и он собрался домой, в Липецк.
— Когда меня ранило в ногу, боли я даже не почувствовал, — вспоминает Андрей. — И страха-то не было, гнев, ярость, странное состояние, как будто ты не в этом мире. Идёшь, тебя шатает, слышишь, как твоё сердце бьётся. Я только толчок ощутил — будто споткнулся. Ребята спрашивают: а что у тебя кровь идёт? Когда пулю доставали, она выше колена застряла в бедре, — это отдельная история. Врачи положили изъятую пулю мне в карман кителя, а я и не знал об этом, она же без гильзы, маленькая, такой кусочек металла. Поехал домой, в метро захожу, охранник: «Почему вы с пулей?» — «Какая пуля?» Он показывает, я достаю. Говорит, объясняйте. Я отвечаю: «У меня было ранение, из госпиталя еду. Врачи спрашивали, что с ней делать, я сказал, выбросить, мол, зачем мне нужна украинская пуля. А они сделали по-своему, ничего мне не сказав, типа оставили на память». Но отнеслись охранники уважительно, говорят: «Что же с тобой делать?» — «Понять, простить и отпустить». — «Ну иди!»
Текст: Марина Карасик
Фото: Илья Перфилин и из архива героя