На страже Моцартов

На страже Моцартов

Липецк стал «Камертоном регионов», собрав юных одарённых музыкантов.

Когда мы говорили с художественным руководителем Липецкого Дома музыки Натальей Сосновской о новом концертном сезоне, она упомянула о партнёрском участии в «Камертоне регионов» 0+. Этот социальный проект Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова для одарённых детей тогда только предстоял. И вот звучание юных талантов мы услышали на липецкой сцене.

В мире мелоса

Они настолько тонко чувствуют музыку, что сами могли бы стать её камертонами. Но нужно понять, увидеть в детях настройку эталонному звучанию. Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова занимается этим уже 30 лет. Как это получается, было видно в Липецком колледже искусств имени Игумнова, когда «завсегдатые» меломаны старались не покинуть город и отложить субботние дела, чтобы послушать и увидеть юных Моцартов, солирующих с профессиональным симфоническим оркестром.

Вольфганг Амадей Моцарт стал знаменитым мастером клавирной игры уже в 10 лет, буквально ошеломив своим искусством столицы Европы. Осваивая громадную музыкальную литературу в различных жанрах, он уже в детстве импровизировал в манере композиторов, завоевавших признание к тому времени. А первым композитором, которому подражал Моцарт, стал его отец Леопольд Моцарт  наставник и учитель. Правда, довольно скоро отец оказался под сильным влиянием сына. Но Вольфганг Моцарт не состоялся бы в музыке, если бы отец не занялся его ранним музыкальным образованием.

Количеством не измерить

Участникам социального проекта «Камертон регионов» в Липецке тоже 10 или чуть более лет. Талантам, как известно, надо помогать. И фонд Спивакова стал уже символом благотворительности в искусстве. Регулярно он отбирает талантливых детей, подростков и вручает им стипендии, дарит музыкальные инструменты, приглашает педагогов, чтобы те, увидев неординарную, одарённую личность, смогли дальше развивать этот дар в хороших музыкальных условиях. Детей надо вести, чтобы они добились выдающихся творческих результатов.

Благотворительность не измерить сухой цифирью, и всё же. К своему юбилейному 30-летию фонд Владимира Спивакова подошёл с более чем 16 тысячами проведённых концертов, в которых приняли участие 120 тысяч детей. Организовано свыше 1 100 художественных выставок и подарено более 850 музыкальных инструментов. Выплачено около 5 000 стипендий талантливым детям. На средства фонда сделано порядка 190 хирургических операций.

Как звучит провинция

Многие стипендиаты фонда Спивакова стали виртуозами российской и мировой классической музыки. Они играют в главных оркестрах страны: в Национальном филармоническом оркестре, в «Виртуозах Москвы», в знаменитых балетных труппах.

В социальном проекте «Камертон регионов», поддержанном Фондом президентских грантов, участвуют дети из Екатеринбурга, Курска, Воронежа, Казани, Костромы, Брянска, Тамбова, Псковской области, Петрозаводска и Твери. После Липецка будет такое же «регионовидение» в Махачкале, Омске, Москве. Для чего эта музыкальная география, поясняет художественный руководитель фонда Спивакова Пётр Гулько:

 Мы назвали проект «Камертон регионов», потому что важно показать, что регионы сейчас самодостаточны, а Москва как центр притяжения, как Мекка культуры  далеко не единственное место, где эта культура есть. Мы договорились со многими оркестрами и филармониями нашей страны, которые готовы поддержать юные таланты и дать им возможность выступить на региональных сценах. А также дать публике возможность понять, что у них есть свои особо уникальные дарования, свои личности, которым надо помогать и поддерживать сегодня. Вот в этом смысл проекта «Камертон регионов»: как сейчас звучит провинция, какое у неё будущее, как помочь ему состояться?

Наедине с оркестром

На предложение фонда Спивакова откликнулся Липецкий Дом музыки. В его репертуаре уже около 20 лет успешно действует созвучное мероприятие «С оркестром играют дети», и дирижёр, художественный руководитель Липецкого симфонического оркестра Константин Барков имеет солидный опыт унисона с детьми-музыкантами.

 Я дирижировал и с пятилетней солисткой, и со студентами,  вспоминает Константин Владимирович.  Где-то года четыре назад я познакомился с Екатериной Романовной Ширман  одним из руководителей фонда Владимира Спивакова, и мы вели долгие творческие разговоры: искали, что бы придумать. И вот Владимир Спиваков придумал «Камертон регионов»  мы тут же предложили свою площадку, свой оркестр. Екатерина Романовна привезла к нам классных детей-солистов  один другого лучше. И я счастлив, что после сегодняшнего мероприятия мне дышалось легко! Потому что, когда детей привозят перед концертом, на одну репетицию, это небольшая музыкальная афера. Но мы её в зал не продемонстрировали, потому что дети  и липецкие, и областные, и москвичи  все старались. И у нас такое ощущение, что мы сегодня сыграли большую детскую симфонию в исполнении наших любимых детей-солистов.

 На выступлениях бывали срывы и у великих музыкантов. Рассказывают, что у Артура Рубинштейна казус случился, когда он играл одну из сонат Шопена, во второй части «заплыл» так, что не мог попасть в среднюю. Потом что-то сымпровизировал, «вылез», и вышло всё, как нужно. На следующий день на конференции для студентов консерватории он сказал: «Я дал очень хороший урок вам, молодые люди, как выпутываться из безнадёжных положений». У вас же на «Камертоне»  дети и незнакомый им оркестр. Присутствует волнение

 Без волнения не бывает!.. И вообще аккомпанемент  это всегда сложная история. Легче даже сыграть целостное произведение симфонического плана.

Всё, что исполнялось сегодня с детьми-солистами, наш симфонический оркестр сыграл не один десяток раз. Но, казалось бы, исполняемый 16-летним Захаром Атаманенко концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром  до-минор узнаваем не только музыкантами, но вообще всеми, даже если его сыграть наоборот. Однако каждый солист играет его по-своему, особенно в каких-то каденциях. У каждого исполнителя своё чтение музыкального текста. Это всё равно, что по-разному прочитать «казнить нельзя помиловать». У каждого собственная интерпретация музыки, свои интонация, темп. К этому всему оркестру нужно привыкнуть, в данном случае быстро: не помешать детям, создать комфорт, не навязывать своё. Они  лидеры.

«Как умеют эти руки эти звуки извлекать?»

Лидировали с симфоническим оркестром Дома музыки 11 юных талантов. Следует назвать их и поблагодарить педагогов за знания и смелость. Наталья Сосновская, которая вела концерт, поделилась своим видением:

 Региональные педагоги часто с робостью смотрят на подобные концерты-проекты: оценивается игра учеников, которые вручили им себя. Фактически это показ работы преподавателя. А вдруг что-то не понравится виртуозам или столичным преподавателям? Но это абсолютно напрасное опасение, потому что конкурс даёт ориентир, куда нужно двигаться дальше, к чему стремиться.

Поэтому начнём со своих. Пианистки из Липецка Ранда Алакад и Карина Тоноян сыграли произведения двух композиторов, которые при жизни отказывали друг другу в таланте,  Вольфганга Амадея Моцарта и Георга Фоглера. Варвара Познышева и Дарья Шевченко из Усмани в четыре руки исполнили музыку Глинки. Ещё один замечательный дуэт, только скрипичный, из Ельца  Никита Кривоносов и Сергей Пустохин  погрузил зрителей в музыку Антонио Вивальди. Виолончелистка из Усмани София Языкова блистала с Камилем Сен-Сансем«Арию» Эжена Бозза сыграл на саксофоне также усманец Кирилл Ситбаталов. И другой ученик усманской школы искусств Дмитрий Коробкин исполнил «Аргентинское танго» Р. Пераззоли так зажигательно, что зритель получил особенное удовольствие от звуков его аккордеона. Трубач Андрей Калинин, которому конкурсы дали огромный рост как музыканту, хотя и вырос в музыкальной семье (мама  теоретик, папа работает в «Казаках России», в липецких джазовом и симфоническом оркестрах), сейчас уже студент Академии искусств Липецкого областного колледжа искусств имени Игумнова. На «Камертоне регионов» он играл сложный концерт для трубы с оркестром Александра Арутюняна.

Во второй части проекта фонда Спивакова дал открытый урок по скрипке дирижёр, ректор Государственного музыкально-педагогического института имени Ипполитова-Иванова, художественный руководитель Московского молодёжного камерного оркестра профессор Валерий Ворона. Учениками на урок маэстро пришли дети из музыкальных школ Липецка и области.

Талант и кровь

В липецком «Камертоне регионов» приняли участие юные музыканты Москвы, уже отмеченные стипендиями фонда Владимира Спивакова. Они стали лауреатами престижных музыкальных конкурсов, солировали с именитыми оркестрами России.

 Мне очень понравилось играть с Липецким симфоническим оркестром и дирижёром,  делится впечатлениями Юна Гурьянова. Ей 12 лет, но за плечами  выступления с российскими и международными коллективами, победы во флейтовых конкурсах России, Италии и Норвегии.

Юна учится в Москве, в средней музыкальной спецшколе имени Гнесиных. Играет на флейте, подаренной фондом Спивакова. Исполняя Концертино для флейты с оркестром Отара Гордели, она была похожа на воздушную фею.

 Больше нравится играть с оркестром или одной?

 С оркестром,  говорит Юна и признаётся:  Чувствуется поддержка и то, что на сцене не одна. Дирижёр здесь слушал наши пожелания: где замедлиться, где, наоборот, усилить темп. И нравится само звучание: когда играет много инструментов, звук интереснее.

 Сколько времени нужно готовиться к выступлениям?

 По-разному. В зависимости от того, какой будет концерт, как к нему относишься. И зависит от того, сколько уроков в школе. Так что в день можно играть и 15 минут, а можно и пять часов. Ну вот сейчас, когда такое мероприятие, уроки в школе можно пропустить

Ребята, стоящие рядом, улыбаются, понимающе кивают. Захар Атаманенко  ученик 9-го класса ЦМШ  Академии исполнительского искусства добавляет:

 Если нужно что-то выучить за две недели, занимаюсь 67 часов в день. А в целом для пианиста норма  ежедневных четыре часа. Репертуар подбирает педагог, но он продиктован рамками конкурса, то есть категориями произведений, которые необходимо играть. А утверждаю окончательно репертуар я. Только, готовясь к конкурсам, не так много времени остаётся на то, чтобы играть, что хочешь. Вот Рахманинова я хотел играть сам.

Сложную музыку Сергея Прокофьева пела и скрипка в руках ученицы ЦМШ Софьи Харитоновой, создавая ощущение чего-то нереально-космического. Вспомнились древние пифагорейцы, считавшие, что весь космос пронизан звучащей мелодией, и эта музыка божественна и прекрасна.

 Первый концерт Прокофьева для скрипки с оркестром сложно написан, его сложно учить наизусть: много фактуры, деталей, которых с первого момента трудно уловить, не везде есть мелодия,  рассказывает Софья.  Потребовались усилия, чтобы сыграться, чтобы ритмическая сетка была понятна всем: и мне, и оркестру.

Вверх, к исключительности

У этих детей, как принято говорить, ранняя специализация. Музыка  это не только искусство, но и труд, тем более что на начальных этапах учиться музыке нудновато. Но если нет того благодатного материала, который называется талантом, то всё может закончиться с первыми гаммами. Есть и другая тенденция: остаться на уровне ученичества, то есть когда «пальцы злы, смычок остёр»  и только: чётко, технично играть.

У этих 10-17-летних лауреатов международных конкурсов есть исключительные способности, которые проявляются не столько в технике, сколько в понимании музыки. Дело здесь не в музыкальном слухе и воспетом труде, а в предрасположенности к художественному мышлению, к художественному творчеству. Иными словами, можно технично сыграть с оркестром или без, но без тонкого эмоционального слуха музыкант оставит слушателя абсолютно холодным к музыке. Концерты, подобные «Камертону регионов», способны эту исключительность высветить, показать и зародить понимание важности высоты и уважения к ней. Чтобы понять вообще назначение искусства и его роль в человеческой жизни.

Текст: Светлана Чеботарёва
Видео: автора

Фото из архива Липецкого Дома музыки