«Безверие» и вера Дон Жуана

«Безверие» и вера Дон Жуана

Режиссёр из Москвы поставил Мольера на липецкой сцене. Это вторая масштабная работа режиссёра народного артиста Российской Федерации Бориса Морозова с труппой академического театра драмы имени Толстого. В прошлом сезоне мастер представил публике спектакль «Таланты и поклонники» 12+ по Островскому. В этом году новая режиссёрская работа  «Дон Жуан, или Каменный гость» 16+.


Факты биографии

Родился 20 ноября 1944 года в с. Остафьево (Московская область, ныне  в составе Москвы) в семье военнослужащего. С 1951 года проживал с родителями в Челябинске.

В 1968 году Борис Морозов поступил в Москве на режиссёрский факультет Государственного института театрального искусства имени Луначарского (ныне  Российский институт театрального искусства  ГИТИС). Окончил его в 1973 году. Выпускник мастерской народного артиста СССР Андрея Попова.

В разные годы был главным режиссёром Московского драматического театра имени Пушкина, Центрального академического театра Российской армии.
Борис Морозов снимался в кино. Среди его ролей: секретарь райкома Геннадий Веретенников в драме «Вдовы» 0+, пожарный Юрий Афанасьев в фильме «Садись рядом, Мишка!» 6+.

Член Союза театральных деятелей РФ. Профессор кафедры мастерства актёра в ГИТИСе. Заслуженный деятель искусств России (1993). Народный артист РФ (1998).Лауреат театральной премии «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» (1998, «На дне» 16+).

Распутник на распутье?

 В работе над текстом я ничего не придумывал,  комментирует Борис Афанасьевич.  Просто старался правильно расшифровать философскую пьесу Мольера. В моём понимании главный герой Дон Жуан не повеса и распутник, а человек в поиске истинной духовности. Он ищет ответ на вопрос, что такое вера. Бросает вызов небу, ожидая и не получая кары за грехи. Его неверие становится новой религией: бравируя своей безнаказанностью, он тем самым признаёт существование высших сил.

Спектакль «Дон Жуан, или Каменный гость» 16+ — вторая масштабная работа народного артиста России Бориса Морозова с липецкой труппой

Бойся желаний

Премьера спектакля состоялась 2 ноября. Главную роль испанского аристократа Дон Жуана сыграл артист Евгений Азманов.

 Я уже работал под руководством Бориса Афанасьевича в спектакле «Таланты и поклонники»,  рассказывает Евгений,  где сыграл губернского чиновника Григория Бакина. Сложно сравнить эти две постановки: разные эпохи, страны, авторы. Мой Бакин приспосабливается к сильным мира сего. Дон Жуан, по сути, делает то же самое, но более открыто и дерзко.

При этом бросает вызов не только обществу, но и самому себе. У драматурга Тирсо де Молина мой персонаж эдакий распутник, соблазняющий женщин. Мольер же более тщательно разбирается в психологии героя, который мучается от собственных же «проказ», его разрушающих. Одерживая очередную любовную победу или предлагая нищему луидор за богохульство, он словно испытывает на прочность Божье терпение.

Сбросьте маски, господа

 Для моего Дон Жуана женщина  это не просто трофей,  продолжает артист.  Это нечто прекрасное. «Возьмите моё сердце. Сможете его удержать, чтобы я остался с вами на всю жизнь?»  спрашивает он очередную возлюбленную. В отношениях с прекрасным полом он фактически предоставляет женщинам право выбора. Дон Жуан противоречив: обличает лицемерие и одновременно хочет быть лицемером в мире, где жёны не прячут любовников, а добропорядочные мужья открыто изменяют супругам. И всё-таки главный герой находит силы разорвать этот порочный круг и добровольно уйти из жизни (в пьесе у Мольера Дон Жуана увлекает в ад статуя Командора  Прим. авт.). Что это  смирение, подвиг, исцеление от грехов или сила воли? Пусть зритель решает сам. Для меня это однозначно волевой поступок: главный герой понял, что разрушает всё, к чему прикасается. И решил принести себя в жертву.

Кто не рискует

 Точное распределение ролей в спектакле  это половина успеха,  отмечает Борис Морозов.  Дон Жуан  одна из «великих» глубоких ролей. И, конечно, был риск не попасть в точку. Но я раньше работал с Азмановым, видел его в других спектаклях и, по-моему, с выбором главного героя угадал. Пытаясь найти абсолютное попадание в образ, Евгений где-то ошибался на прогонах. Но я всегда говорю: на репетициях актёр имеет право на ошибку, чтобы при тщательном анализе произведения найти тайную сопричастность к своему персонажу. Это и есть стремление к сверхзадаче  один из принципов работы великого Станиславского

Достучаться до сердца

Супругу главного героя, донью Эльвиру, сыграла артистка театра Евгения Полехина. Её героиня проходит свой нравственный путь: от глубокой обиды на неверного супруга до исцеляющего прощения.

 «Дон Жуан»  это история о человеке, находящемся в поиске,  комментирует Евгения.  Он соблазняет, искушает, но делает это открыто, отчасти бросая вызов обществу, где принято скрывать свои пороки. Характер героя раскрывается в том числе через призму наших отношений.

В первой мизансцене я светская львица, собственница, у которой отняли самое дорогое  мужа. Но мой гневный монолог ничуть не трогает Дон Жуана. В финале спектакля Эльвира предстаёт совершенно иным человеком, сумевшим полюбить супруга по-настоящему. Ей не нужно, чтобы он был с ней. Достаточно, чтобы просто был счастлив, пусть даже с другой. И эта искренность подкупает вольнодумца: пожалуй, впервые слова супруги пробудили в нём нечто похожее на настоящее чувство к женщине. Желанием простить мне Эльвира очень близка. Считаю, что люди, способные к прощению,  это высокодуховные, сильные личности. И, безусловно, интеллектуальные. Умный человек не будет затаивать обиду или мстить. Во всяком случае, он менее к этому склонен.

Пазл сложился

С Борисом Морозовым артистка Полехина работала впервые: репетиции с мастером жанра называет интересным опытом.

 Борис Афанасьевич подробно разбирал произведение, помогал понять различные нюансы роли,  делится актриса.  Отдельно отмечу художника по костюмам Андрея Климова, с которым ранее работала в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Как профессионал, он понимает, что одежда артиста должна быть не только красивой, но и удобной. Поэтому мне комфортно и в костюме для верховой езды, и в платье светской дамы.

По закону чести

 Пьеса Мольера  это абсолютно жизненная история,  уверен артист театра драмы Евгений Власов.  Можно выйти после спектакля и на улице, в соседнем доме или в гостях встретить и Дон Жуана (не дай Бог), и благородного Карлоса, и его брата Алонсо. Это не комедия, а философско-религиозная драма.

Евгений сыграл в спектакле как раз дона Карлоса  дворянина, чью сестру соблазнил коварный Дон Жуан. И похитил её из монастыря. Он нанёс оскорбление не только девушке, но и её родственникам, которые преследуют обольстителя по закону чести.

Встреча героев в лесу как насмешка судьбы. Именно Дон Жуан спасает Карлоса от разбойников. Благородный юноша в награду за чудесное спасение просит своего брата Алонсо «об отсрочке расправы» над обидчиком сестры. Но ловелас широкого жеста не оценил, и его гибель в конце выглядит как закономерность.

Есть контакт!

Евгений Власов также имеет опыт работы под руководством Бориса Морозова в «Талантах и поклонниках». Признаётся: в телефоне хранится более 50 заметок с репетиций не только о сценическом искусстве, но и о жизни.

 Я называю Бориса Афанасьевича «энциклопедией»,  делится Евгений.  Это большой мастер, который многому может научить. Ты понимаешь, как растёшь профессионально после каждого совместного проекта. Я параллельно преподаю в Липецком колледже искусств имени Игумнова: опыт сотрудничества с такими личностями, как Борис Морозов, помогает самому в работе со студентами. Очень ценю его советы. «Если кажется, что в данный момент на сцене у тебя всё плохо, цепляйся за партнёра»,  как-то сказал мне маэстро. И я цепляюсь, чтобы, как у Станиславского, был актёрский контакт «из души в душу».

Вдохнуть и не дышать

Время не стоит на месте, но характеры, созданные Мольером, не стареют. После выхода пьесы прошло более трёхсот лет, но современный зритель по-прежнему сочувствует героям трагедии (или комедии). Осуждает их или смеётся за компанию. Но точно не остаётся равнодушным. Липецкая публика не исключение.

 Липчане любят театр,  отмечает Борис Морозов.  Вероятно, эта любовь заложена здесь исторически, генетически. Приятно видеть, что академический театр драмы в Липецке находится на новом этапе развития. Много проектов, для постановки спектаклей привлекаются разные режиссёры  это говорит о новом художественном дыхании в храме Мельпомены. Значит, впереди ещё много поводов, чтобы пригласить липчан на очередную премьеру.

Текст: Елена Мещерякова
Фото: Сергей Паршин
Видео: Елена Мамцева