Режиссёр из Москвы поставил Мольера на липецкой сцене. Это вторая масштабная работа режиссёра народного артиста Российской Федерации Бориса Морозова с труппой академического театра драмы имени Толстого. В прошлом сезоне мастер представил публике спектакль «Таланты и поклонники» 12+ по Островскому. В этом году новая режиссёрская работа — «Дон Жуан, или Каменный гость» 16+.
Факты биографии
Родился 20 ноября 1944 года в с. Остафьево (Московская область, ныне — в составе Москвы) в семье военнослужащего. С 1951 года проживал с родителями в Челябинске.
В 1968 году Борис Морозов поступил в Москве на режиссёрский факультет Государственного института театрального искусства имени Луначарского (ныне — Российский институт театрального искусства — ГИТИС). Окончил его в 1973 году. Выпускник мастерской народного артиста СССР Андрея Попова.
В разные годы был главным режиссёром Московского драматического театра имени Пушкина, Центрального академического театра Российской армии.
Борис Морозов снимался в кино. Среди его ролей: секретарь райкома Геннадий Веретенников в драме «Вдовы» 0+, пожарный Юрий Афанасьев в фильме «Садись рядом, Мишка!» 6+.
Член Союза театральных деятелей РФ. Профессор кафедры мастерства актёра в ГИТИСе. Заслуженный деятель искусств России (1993). Народный артист РФ (1998).Лауреат театральной премии «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» (1998, «На дне» 16+).
Распутник на распутье?
— В работе над текстом я ничего не придумывал, — комментирует Борис Афанасьевич. — Просто старался правильно расшифровать философскую пьесу Мольера. В моём понимании главный герой Дон Жуан не повеса и распутник, а человек в поиске истинной духовности. Он ищет ответ на вопрос, что такое вера. Бросает вызов небу, ожидая и не получая кары за грехи. Его неверие становится новой религией: бравируя своей безнаказанностью, он тем самым признаёт существование высших сил.
Бойся желаний
Премьера спектакля состоялась 2 ноября. Главную роль испанского аристократа Дон Жуана сыграл артист Евгений Азманов.
— Я уже работал под руководством Бориса Афанасьевича в спектакле «Таланты и поклонники», — рассказывает Евгений, — где сыграл губернского чиновника Григория Бакина. Сложно сравнить эти две постановки: разные эпохи, страны, авторы. Мой Бакин приспосабливается к сильным мира сего. Дон Жуан, по сути, делает то же самое, но более открыто и дерзко.
При этом бросает вызов не только обществу, но и самому себе. У драматурга Тирсо де Молина мой персонаж эдакий распутник, соблазняющий женщин. Мольер же более тщательно разбирается в психологии героя, который мучается от собственных же «проказ», его разрушающих. Одерживая очередную любовную победу или предлагая нищему луидор за богохульство, он словно испытывает на прочность Божье терпение.
Сбросьте маски, господа
— Для моего Дон Жуана женщина — это не просто трофей, — продолжает артист. — Это нечто прекрасное. «Возьмите моё сердце. Сможете его удержать, чтобы я остался с вами на всю жизнь?» — спрашивает он очередную возлюбленную. В отношениях с прекрасным полом он фактически предоставляет женщинам право выбора. Дон Жуан противоречив: обличает лицемерие и одновременно хочет быть лицемером в мире, где жёны не прячут любовников, а добропорядочные мужья открыто изменяют супругам. И всё-таки главный герой находит силы разорвать этот порочный круг и добровольно уйти из жизни (в пьесе у Мольера Дон Жуана увлекает в ад статуя Командора — Прим. авт.). Что это — смирение, подвиг, исцеление от грехов или сила воли? Пусть зритель решает сам. Для меня это однозначно волевой поступок: главный герой понял, что разрушает всё, к чему прикасается. И решил принести себя в жертву.
Кто не рискует
— Точное распределение ролей в спектакле — это половина успеха, — отмечает Борис Морозов. — Дон Жуан — одна из «великих» глубоких ролей. И, конечно, был риск не попасть в точку. Но я раньше работал с Азмановым, видел его в других спектаклях и, по-моему, с выбором главного героя угадал. Пытаясь найти абсолютное попадание в образ, Евгений где-то ошибался на прогонах. Но я всегда говорю: на репетициях актёр имеет право на ошибку, чтобы при тщательном анализе произведения найти тайную сопричастность к своему персонажу. Это и есть стремление к сверхзадаче — один из принципов работы великого Станиславского…
Достучаться до сердца
Супругу главного героя, донью Эльвиру, сыграла артистка театра Евгения Полехина. Её героиня проходит свой нравственный путь: от глубокой обиды на неверного супруга до исцеляющего прощения.
— «Дон Жуан» — это история о человеке, находящемся в поиске, — комментирует Евгения. — Он соблазняет, искушает, но делает это открыто, отчасти бросая вызов обществу, где принято скрывать свои пороки. Характер героя раскрывается в том числе через призму наших отношений.
В первой мизансцене я светская львица, собственница, у которой отняли самое дорогое — мужа. Но мой гневный монолог ничуть не трогает Дон Жуана. В финале спектакля Эльвира предстаёт совершенно иным человеком, сумевшим полюбить супруга по-настоящему. Ей не нужно, чтобы он был с ней. Достаточно, чтобы просто был счастлив, пусть даже с другой. И эта искренность подкупает вольнодумца: пожалуй, впервые слова супруги пробудили в нём нечто похожее на настоящее чувство к женщине. Желанием простить мне Эльвира очень близка. Считаю, что люди, способные к прощению, — это высокодуховные, сильные личности. И, безусловно, интеллектуальные. Умный человек не будет затаивать обиду или мстить. Во всяком случае, он менее к этому склонен.
Пазл сложился
С Борисом Морозовым артистка Полехина работала впервые: репетиции с мастером жанра называет интересным опытом.
— Борис Афанасьевич подробно разбирал произведение, помогал понять различные нюансы роли, — делится актриса. — Отдельно отмечу художника по костюмам Андрея Климова, с которым ранее работала в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Как профессионал, он понимает, что одежда артиста должна быть не только красивой, но и удобной. Поэтому мне комфортно и в костюме для верховой езды, и в платье светской дамы.
По закону чести
— Пьеса Мольера — это абсолютно жизненная история, — уверен артист театра драмы Евгений Власов. — Можно выйти после спектакля и на улице, в соседнем доме или в гостях встретить и Дон Жуана (не дай Бог), и благородного Карлоса, и его брата Алонсо. Это не комедия, а философско-религиозная драма.
Евгений сыграл в спектакле как раз дона Карлоса — дворянина, чью сестру соблазнил коварный Дон Жуан. И похитил её из монастыря. Он нанёс оскорбление не только девушке, но и её родственникам, которые преследуют обольстителя по закону чести.
Встреча героев в лесу как насмешка судьбы. Именно Дон Жуан спасает Карлоса от разбойников. Благородный юноша в награду за чудесное спасение просит своего брата Алонсо «об отсрочке расправы» над обидчиком сестры. Но ловелас широкого жеста не оценил, и его гибель в конце выглядит как закономерность.
Есть контакт!
Евгений Власов также имеет опыт работы под руководством Бориса Морозова в «Талантах и поклонниках». Признаётся: в телефоне хранится более 50 заметок с репетиций не только о сценическом искусстве, но и о жизни.
— Я называю Бориса Афанасьевича «энциклопедией», — делится Евгений. — Это большой мастер, который многому может научить. Ты понимаешь, как растёшь профессионально после каждого совместного проекта. Я параллельно преподаю в Липецком колледже искусств имени Игумнова: опыт сотрудничества с такими личностями, как Борис Морозов, помогает самому в работе со студентами. Очень ценю его советы. «Если кажется, что в данный момент на сцене у тебя всё плохо, цепляйся за партнёра», — как-то сказал мне маэстро. И я цепляюсь, чтобы, как у Станиславского, был актёрский контакт «из души в душу».
Вдохнуть и не дышать
Время не стоит на месте, но характеры, созданные Мольером, не стареют. После выхода пьесы прошло более трёхсот лет, но современный зритель по-прежнему сочувствует героям трагедии (или комедии). Осуждает их или смеётся за компанию. Но точно не остаётся равнодушным. Липецкая публика не исключение.
— Липчане любят театр, — отмечает Борис Морозов. — Вероятно, эта любовь заложена здесь исторически, генетически. Приятно видеть, что академический театр драмы в Липецке находится на новом этапе развития. Много проектов, для постановки спектаклей привлекаются разные режиссёры — это говорит о новом художественном дыхании в храме Мельпомены. Значит, впереди ещё много поводов, чтобы пригласить липчан на очередную премьеру.
Текст: Елена Мещерякова
Фото: Сергей Паршин
Видео: Елена Мамцева