Педагоги-музыканты «высаживаются» в общеобразовательных школах Липецка.
Школьный урок что искра: за 40 минут музыкантом не стать, но загореться интересом к музыке можно. Особенно когда в класс вошёл не просто уставший преподаватель, потирая сизую от очков переносицу, и, возводя очи к подвесному потолку, начал заунывный рассказ о «домисолях», а заряженный энергией гармонии «музыкальный десант».
Здравствуйте вам!
— Доброе утро! Здравствуйте! Добрый день и добрый вечер! Нам совсем-совсем не лень говорить при каждой встрече, — поёт и растягивает мехи баяна, мастерски владея инструментом, преподаватель липецкой школы искусств № 3 Валерий Николаевич Беляев.
— Доброе утро! Нам совсем-совсем не лень! — бодро вторят ему ученики 2 «А» 38-й школы, куда зашёл «музыкальный десант» в 10:00.
Это первый «марш-бросок» педагогов, а дальше — больше. Проект «Музыкальный десант» 0+ возник как идея в стенах липецкой школы искусств № 3 и был поддержан городским департаментом образования. Ради детей и музыки, а значит, будущего культурного уровня всех нас.
Эти музыкальные педагоги станут приходить в обычные городские школы с тем, чтобы наглядно и живо знакомить детей с музыкальными инструментами (фортепиано, гитарой, баяном), приоткрывать им возможности искусства музыки. Проект имеет здравый и благой умысел: заинтересовать детей музыкой и содействовать их приходу в музыкальные школы, где сейчас, к слову и для информации, обучают бесплатно.
В былые времена научиться музыке стоило денег. Домашним учителям платили за обучение дворянских детей. В советские и ранние постсоветские времена в музыкальных школах ученик оплачивал занятия, принося справку о зарплате родителей. Соответственно, процент платы за «музыкалку» был у всех разный. Сейчас же нужно только желание — детское и родительское.
Как мы теряем поколения
В общем-то, простая арифметика. Потеряв одно поколение, которое живёт в прострации, а не культурой: не ходит на музыкальные концерты, не посещает театры, выставки, — мы теряем сразу три поколения. Предположим, отец и мать ребёнка ходили на концерты. Дети не ходят. Значит, и дети детей не будут ходить. Теоретически на концерты начнут ходить только их внуки. Но это чисто теоретически. В реальной жизни, скорее, не пойдут.
Родители второклассников, к которым нагрянул «десант» педагогов-музыкантов, — это дети девяностых. Понятно, что им довелось расти в насквозь вывороченные времена, и, как говорят, «не вини людей, вини время». Так случилось.
Людей когда-то не научили, в силу неизбежных обстоятельств, смотреть вглубь себя, развиваться, не заложили определённые ценности. А во взрослой жизни приходится больше времени тратить на работу, а не на внутреннее развитие. Тут уж не до оценки собственных знаний или незнаний, вообще не до взглядов внутрь, где, кстати, можно найти пустоту. А что могли дать человеку мелодрамы с грошовыми переживаниями, фильмы с россыпями убивалок и целовалок, ритмы с текстами-примитивами вместо музыки… Да, и сейчас массовая культура не многим лучше — стоит лишь включить телевизор, чтобы убедиться. Как сказал один школьник, «посмотришь на наших поп-артистов, и не хочется учиться никакой музыке».
Надо сеять, и прорастёт
Но понять нужно, что культура — это последнее, что теряется перед чертой, за которой терять уже больше нечего. Понять придётся, потому что человека без культуры нет.
Директор музыкальной школы № 3 Ольга Юрьевна Тонкошкур, зачинатель идеи «муздесанта», после мини-концерта педагогов поделилась видением ситуации:
— В детях мы увидели отклик, они очень благодарны, дети здесь хорошие. Но вот подошла сейчас к мальчику, спросила: «Ты хочешь учиться в музыкальной школе?» Ребёнок повёл плечами: «Мне так понравилось фортепиано. Но мама меня почему-то никуда не записывает…» Мне сложно сказать, что с нашим обществом сверху донизу происходит сейчас. Да, время не стоит на месте, убыстряется, меняется темп жизни. Но разве раньше люди меньше работали? Когда пережили страшную войну Великую Отечественную, работали много времени и ещё физически трудились — нужно было страну поднимать. Но как люди поднимались духовно! Сейчас — вы же видите — появились электронные инструменты. Пианино электронное мы продемонстрировали детям — это же улучшение жизни. Но что внутри нас происходит, я как преподаватель не понимаю. Когда произносится фраза «поменялись ценности», задаюсь вопросами: «А на что они поменялись? Что вообще люди хотят от жизни?». Подлинные ценности должны оставаться одними и теми же и главными, потому что это то, что определяет направление нашего движения по жизни. И если с нами нечто невообразимое произошло, система координат куда-то сместилась, то культуру нужно не просто нести, а насаждать. В интересах нас же самих, для нормального функционирования.
Кто должен помочь человеку отыскать свои ценности? Прежде всего, родители. А если не случилось, то в силу вступают другие институты. «Музыкальный десант» — наш эксперимент и опыт, когда мы, преподаватели, вышли из своей зоны комфорта, чтобы привести тех, кто в этом нуждается (да, это жизненно необходимо), к культуре через музыку. Шаг сделан, мы и дальше будем следовать этому пути.
Стать на ступеньку выше
О том, как влияет музыка на человека, говорила и показывала второклашкам другой «музыкальный десантник», преподаватель фортепиано и заместитель директора по воспитательной работе 3-й школы искусств Елена Васильевна Колганцева:
— Ребята, вы сегодня не только пели, но и узнали новое о музыке. Где «живут» ноты на нотоносце и на клавиатуре музыкального инструмента, чем музыка близка литературе, что такое чтение музыкального произведения. Даже про дровенки, в которых мужичок ёлочку везёт, узнали. Вы также должны знать, что если будете учиться не только в общеобразовательной школе, но и в музыкальной, то станете на ступеньку выше своих сверстников: будете более образованными, тонко чувствующими, творческими и просто более интересными людьми.
Малыши и впрямь загорались музыкой. Пели, тянули руки, отвечая на вопросы: простые и такие, где нужно было подумать. Слушали с восторгом и, наверное, с мечтами играть самим. Даже на этом 40-минутном уроке-экспромте становилось понятно, что, соединяясь с духовным и культурным опытом, запечатлённым в музыке, человек становится творческой личностью в глубоком смысле. И смысл этот заключается для всех в творчестве жизни в целом: в человеческом общении, любви, доброте, работе, самовоспитании.
«Ракоход» наоборот
На уроке и я открыла для себя некоторые музыкальные вещи, которые почему-то прошли мимо моего пятилетнего обучения в музыкальной школе или забылись. С интересом услышала о «ракоходе»: если перевернуть нотный лист и сыграть музыку, написанную «ракоходом», то получится то же самое произведение (это «ракоход» с инверсией). А есть «ракоход», играемый с начала до конца и с конца к началу, но обе мелодии будут звучать по-разному.
С «ракоходами» экспериментировал Бах, написавший «Крабий канон» 0+, где произведение играется с начала до конца, а потом ноты переворачиваются вверх ногами, всё исполняется в обратную сторону, при этом музыка не меняется. Подобную шутку позволял без злодейства над музыкантами и гений Моцарт. Написав «Застольную мелодию для двоих» 0+, он клал на стол ноты между двумя скрипачами, и они исполняли мелодию одновременно, каждый глядя в нотную запись со своей стороны стола. Возможно, таким образом Моцарт и Бах старались постигнуть все тайны сотворения музыки. Но эти произведения можно услышать сейчас и удивиться. Они оказывают на нас воздействие, и проанализировать механизм этого влияния сложно. Гораздо проще обратить внимание на простое и ясное чувство, которое испытывают полноценно развитые люди.
Это чувство возникает от соприкосновения с культурой: когда вы слушаете или исполняете прекрасную музыку, читаете замечательную книгу, разглядываете талантливую живопись, вы вдруг отрываетесь на мгновение и думаете: «Как неправильно я живу! Какой я глупый, злой или некрасивый. Сегодня же стану жить по-другому: умно, по-доброму, благородно». В этом и есть моральное воздействие на слушателя, зрителя, читателя, исполнителя настоящего искусства — лучшего, что у нас есть.
«Та музыка нас связала уже навсегда»
Учитель 2 «А» класса, где проходил импровизированный урок «музыкального десанта», Лариса Александровна Белозёрова поблагодарила за мероприятие, сказав:
— Обязательно нужно делать в общеобразовательных школах такие мини-концерты, которые знакомят учащихся с разнообразием музыкальных инструментов. Ведь музыка — это единый всемирный язык, который не надо переводить. На нём душа говорит с душой.
Во вторник «Магомед двинется к горе»: теперь уже первоклассники 38-й школы посетят школу искусств № 3. А «десант» педагогов отправится по приглашению в 20-ю школу Липецка — знакомить с музыкальным опытом веков новые поколения.
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Сергей Паршин