Репортаж из перинатального центра. «Первый номер» побывал там накануне Дня матери.
Только в этом году сотрудники Липецкого областного перинатального центра помогли появиться на свет уже больше шести тысячам малышей. «Выражаю огромную благодарность», «Понимающий и отзывчивый персонал», «Душевное человеческое отношение», «Профессионалы с большой буквы» — это реальные отзывы женщин, которые считают счастьем, что их детей первыми в этом мире встретили врачи и медсёстры именно этого медицинского учреждения.
Это и есть счастье
Небольшая, но уютная палата. Рядом с кроватью мамы — колыбель малыша. А сам Климентий Волчецкий, одного дня от роду, сладко спит у мамы на руках.
— Папу ждём, — объясняет Анастасия Волчецкая. — У них с сыном будет первая встреча, вчера я мужу только фото малыша отправила. Он сказал, очень волнуется. А я уверена: всё пройдёт великолепно. У меня сейчас такое замечательное настроение! Это мои первые роды. Я, конечно, знала, что рожать больно, но не представляла, что настолько. Но — это просто необъяснимо — после, казалось бы, невыносимых мук берёшь ребёночка в руки — и будто ничего и не было, наступает такая эйфория! Я думаю, это и есть счастье. Наверное, именно чтобы испытать это снова, женщины приходят сюда во второй и в третий раз.
Настя — учительница начальных классов, её муж Никита — электрик. Ребёнок у них желанный и запланированный, имя для мальчика они выбрали вместе. Настя очень хотела, чтобы Никита присутствовал на родах, говорит, пять месяцев его уговаривала, но он так и не решился.
Рожать будешь сама!
Предполагаемая дата родов, выставленная в женской консультации, у Анастасии совпала с реальной. Уже с утра она приехала в центр.
— Схваток не было совсем, — рассказывает молодая мама. — Я думала, будут стимулировать. Но моя доктор, Валентина Владимировна, посмотрела меня и сказала: «Рожать будешь сама! Езжай домой и жди начала». К обеду действительно началось. В четыре часа меня отправили в родильный зал, а в семь вечера сынишка появился на свет.
3 кг 300 г, 54 см. Для новорождённого, по словам акушеров-гинекологов, прекрасные показатели. Настя говорит, никогда не забудет этот волнующий момент — долгожданный первый крик её сына. А ещё в памяти останется тёплое отношение персонала.
— Ой, мне и фитбол давали, чтобы от боли отвлекаться, и фильмы какие-то включали, и уколы обезболивающие предлагали, и, самое главное, успокаивали — ведь в момент родов женщина совсем беззащитная, — улыбается Анастасия. — Мне, конечно, было совсем не до фильмов. Я очень благодарна сотрудникам центра за их профессионализм и душевность.
Пришла, потому что доверяю
А у ровесницы Насти 28-летней Елизаветы Казаковой новорождённый сын уже второй ребёнок. Дома её ждёт пятилетняя дочка. Её Лиза рожала в этом же центре, и роды принимал тот же самый доктор — Валентина Дрыгина.
— Я доверяю здешним врачам, поэтому снова пришла сюда, — объясняет Елизавета. — Оба раза по медицинским показаниям мне делали кесарево сечение. Малыш родился только вчера, но я уже встаю, беру его на руки, кормлю, общаюсь с ним. Всё хорошо, спасибо докторам.
— Мы прилагаем все усилия, чтобы мамочкам у нас понравилось, чтобы приходили к нам снова, — говорит заведующая вторым акушерским послеродовым отделением Валентина Дрыгина. — За квалифицированной помощью, за комфортными условиями. В платных палатах родственники могут навещать маму и малыша.
Есть даже палата люкс — это отдельная квартира, где от родов до выписки семья может быть вместе. Раньше такие условия предоставляли только в Москве, теперь наши мамы остаются рожать в Липецке.
Психология — это важно
Валентина Владимировна рассказывает: комфортные условия будущим роженицам создают ещё на этапе ведения беременности: назначают удобное время приёма, общаются внимательно и доброжелательно.
— Женщины хотят человеческого отношения, а нам хочется, чтобы женщина уходила из роддома не со словами: «Рожать больше никогда не буду», а со словами: «Как было здорово, хочу ещё сюда прийти», — объясняет акушер-гинеколог высшей квалификационной категории. — И в родзале, и после родов мы стараемся не только квалифицированно помочь маме и малышу, но и создать подходящую психологическую обстановку. Роды проходят у всех по-разному: кому-то хочется тишины, а кому-то нужно, чтобы его постоянно подбадривали, чтобы не было грустно и одиноко.
Максимально трогательно
Валентина Владимировна констатирует: рожать сейчас стали гораздо позже, чем раньше. Однозначно нельзя сказать, что это плохо: в 33 года женщина подходит к рождению ребёнка полностью осознанно.
— Хотя, — улыбается доктор, — я знаю 17-летних девочек, которых могу назвать серьёзными и ответственными мамами.
В перинатальном центре около 800 сотрудников, из них 147 врачей и 360 человек среднего медперсонала. Абсолютное большинство — люди, влюблённые в своё дело. Сама Валентина Дрыгина стать гинекологом мечтала ещё со школы. В перинатальном центре работает с 2000 года, со дня его открытия.
— Я никогда не забуду первые роды, которые я принимала, — рассказывает Валентина Владимировна. — Это было ещё в интернатуре в Воронеже. Я, конечно, очень волновалась, но рядом были старшие коллеги, которые мне помогали. Это было максимально трогательно. Я испытала незабываемые эмоции: радость, удовольствие, осознание важности своей роли — я сделала такое чудесное дело!
Учим детишек жить
Акушерские послеродовые отделения врачи называют физиологическими — сюда попадают крепкие и здоровые новорождённые. Но в центре есть ещё два особых отделения: интенсивной терапии и реанимации новорождённых и патологии новорождённых и недоношенных детей. Здесь выхаживают малышей с экстремально низкой массой тела и с другими жизнеугрожающими состояниями, например с сердечной недостаточностью.
— Детки у нас постоянно, — говорит заведующий отделением интенсивной терапии и реанимации новорождённых Иван Алтухов. — Но сейчас их значительно меньше, чем раньше. Это говорит об эффективной работе всей службы родовспоможения. Мы учим этих детишек жить. А потом переводим их — уже вместе с мамами — в отделение патологии новорождённых. Там им помогают развиваться.
Это дорогого стоит
В этом отделении, рассчитанном на 20 коек, в год лечат более 400 малышей. Оно оснащено современной аппаратурой. 60 специалистов, из них 13 врачей, добились очень хорошей выживаемости среди недоношенных: она составляет 96%, это выше, чем в большинстве регионов ЦФО. Здесь умеют выхаживать даже самых маленьких крох. Недавно спасли мальчика, вес которого при рождении составил всего 480 г.
— Мы не просто сохранили ему жизнь, он сейчас уже ходит, нормально развивается, выглядит как абсолютно здоровый ребёнок, — улыбается главный врач перинатального центра врач высшей квалификационной категории кандидат медицинских наук Михаил Щегольков. — У глубоко недоношенных детей потом закономерно возникают проблемы со зрением, со слухом, с двигательной активностью. Наши же неонатологи и реаниматологи добились того, что на данный момент ребёнок практически здоров. Это дорогого стоит.
В ответе за этих крохотных людей
Недоношенные малыши требуют особого наблюдения и внимания. Чтобы минимизировать негативные последствия раннего появления на свет, врачи моделируют условия, приближённые к внутриутробному состоянию, проводят респираторную терапию, ведут инфекционный контроль.
— У самых маленьких детей ещё незрелые лёгкие, мы помогаем им дышать, — объясняет Иван Алтухов. — Корректируем анемию недоношенных: они ещё не могут вырабатывать гемоглобин.
Поддерживаем сердечную деятельность. Это очень сложно и очень интересно: нужны филигранность и точность, которых нет больше нигде. Скрупулёзно высчитываются даже не граммы препаратов, а микрограммы. Для этого у нас особые программы, специальное программное обеспечение. Плюс мы все можем сами делать УЗИ нашим пациентам, даже молодые коллеги, которые только этим летом пришли, уже владеют ультразвуком. Мы полностью в ответе за этих крохотных людей — у них такое же право на жизнь, как у нас. С ними можно работать и получать великолепные результаты.
Концепция открытой реанимации
После этого отделения малышей переводят в отделение патологии новорождённых и недоношенных детей.
— Вместе с ребёнком лежит и мама, — рассказывает Михаил Щегольков. — Они могут там провести и месяц, и два, и три. Ребёнок лечится и подращивается до момента, когда мы понимаем, что его можно выписать в домашние условия.
— Когда малыш сам начинает сосать, набирает около 2 кг, держит температуру, не нуждается в медицинском наблюдении, — добавляет Иван Алтухов. — Тут ещё важно, чтобы у мамы с малышом был комплаенс (соответствие требованиям), чтобы она понимала, что это за ребёнок, как с ним нужно обращаться и как к нему относиться. Это должна понимать не только мама, но и вся семья.
Именно для формирования такого комплаенса в обоих отделениях работает «концепция открытой реанимации» — в определённые часы к малышам могут приходить не только родители, но и другие родственники. Они общаются с ребёнком, трогают, могут поменять памперс и покормить его. Естественно, под контролем медперсонала.
15 часов над операционным столом
Областной перинатальный центр — одно из самых серьёзных профильных учреждений в ЦФО. Тут принимают самые сложные роды, на которые беременных — или с хроническими заболеваниями, или с акушерскими осложнениями — везут со всей области.
— Мы за счёт высокой квалификации наших специалистов — в основном они все с высшей квалификационной категорией — и укомплектованности современным оборудованием справляемся с самыми сложными ситуациями, — объясняет Михаил Щегольков. — Например, с 2022 года мы проводим операции при предлежании плаценты с врастанием в матку. Это на данный момент, наверное, самая опасная ситуация в акушерстве. Операция сложная технически, с огромной кровопотерей, многочасовая, её ведёт бригада из 15 человек. Раньше таких беременных отправляли в Москву. Теперь проводим в год по 8–10 подобных операций, сохраняем жизнь и ребёнку, и матери.
Это моё призвание
У самого Михаила Евгеньевича обязанности главного врача такого крупного учреждения, понятно, отнимают много времени. Тем более что год назад к перинатальному центру присоединили ещё и роддом на улице Папина. Ежедневно в этих двух учреждениях принимают в среднем по 20 родов. Как главного внештатного акушера-гинеколога управления здравоохранения при тяжёлых случаях Щеголькова вызывают в любой район области. Но он остаётся верным выбранной профессии: по-прежнему оперирует и ведёт роды.
— Я пришёл сюда простым врачом, потом стал заведующим отделением, заместителем главврача, вот дорос до главврача, — рассказывает Щегольков. — Это моё призвание. С одной стороны, работа весьма сложная: мы отвечаем сразу за две жизни, мамы и ребёнка. Бывают стрессы, многочасовые операции. Работа круглыми сутками без выходных и праздников. Но, с другой стороны, работа в акушерстве не сравнится ни с какой другой в плане положительных эмоций. Мы каждый день видим рождение человека. Рождение чуда. Счастливые глаза женщин. Это вдохновляет и придаёт сил.
Как специалиста Щеголькова очень печалит тенденция последних лет на снижение рождаемости.
— К сожалению, сейчас рожает в основном малочисленное поколение 1990-х, и преодолеть этот тренд мы пока не можем, — разводит руками главный врач перинатального центра. — Но, по прогнозам, с 2026 года начнётся повышение рождаемости. Я на это очень надеюсь.
Спасибо за работу
Показатели младенческой смертности в Липецкой области ниже, чем в среднем по России (2,4 на 1 000 рождённых детей, в РФ — 4). Липецкая область по этому показателю входит в тройку лидеров среди регионов ЦФО. С января по октябрь 2024 года в области появилось на свет 5 593 новорождённых, в том числе 269 недоношенных. Снизить уровень младенческой смертности удалось благодаря современному оборудованию и подходам к лечению недоношенных детей.
— Наш перинатальный центр — один из самых оснащённых в федеральном округе, и оборудование постоянно обновляется, — прокомментировал губернатор Игорь Артамонов. — За последние несколько лет поставили новые аппараты УЗИ, ИВЛ, рентген. Но всё это не работает без врачей и медсестёр. Благодарю наших медработников за прекрасную работу.
Текст: Марина Карасик
Фото: Сергей Паршин