Юбилейный, 40-й фестиваль «Липецкие театральные встречи» состоялся.
Двухнедельный праздник настоящего искусства. Пятнадцать спектаклей. Специальные гости из Москвы, Смоленска, Калуги, Севастополя, Сергиева Посада, Твери.
Классику посвящается
В этом году фестиваль посвящён 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Поэтому выбор постановки в день открытия фестиваля неслучаен: на сцене академического театра драмы имени Толстого показали спектакль «Капитанская дочка» (12+). Работа режиссёра Центрального академического театра Российской армии Павла Сафонов — классическое прочтение бессмертной повести.
Новые старые смыслы
— Наряжать пушкинских героев в джинсы или снабжать их смартфонами точно не мой вариант, — делится Павел Валентинович. — Не знаю других способов привлечения зрителей в театр, кроме как воссоздать на сцене те смыслы, которые Пушкин вкладывал в текст. Думаю, что мы максимально постарались это сделать. Актёры — с помощью своего таланта, выразительной пластики, акцентов в костюмах (во втором акте уже погибшие обитатели крепости появляются как воспоминание — одетые в белое с ярко-красными деталями в одежде). Художники — благодаря впечатляющему сценическому пространству с «кадрами» первых свиданий Петра Гринёва и Маши Мироновой в Оренбурге, заснеженной крепости, казни коменданта и его супруги, приезда Маши к императрице.
Взгляд из будущего
Спектакль пришлось специально адаптировать к липецкой площадке (поворотный круг сцены театра драмы — 12 м, московского театра — 26 м. — Прим. авт.). Например, отказаться от пятиметрового бутафорского сугроба. И большого дерева «в саду Царского Села». По мнению режиссёра, эти новшества пошли только на пользу постановке: стали для актёров проверкой на прочность. Ещё одна особенность: липчане увидели на сцене сразу двух Гринёвых. Постаревшего, который вспоминает историю своей жизни. И молодого Петрушу. В остальном — всё по Пушкину.
Честь — никому
— В любом классическом произведении есть аналогия с жизненными историями, — продолжает Павел Сафонов. — Любовь Гринёва и Маши разворачивается на фоне пугачёвского восстания. Герои оказываются в непростой ситуации, но не предают свои идеалы. В жизни нам тоже приходится выбирать. Пушкин напоминает, что главное — оставаться собой, «беречь честь смолоду».
Круглые даты
— Этот год богат на юбилеи, — отметила директор академического театра Российской армии Милена Авимская. — У нас в Москве стартовал 95-й театральный сезон, фестивалю «Липецкие театральные встречи» — 40 лет. Ещё одна дата — 225 лет со дня рождения Пушкина. Открывать театральные встречи в Липецке, где мы впервые, в столь значимый год ответственно и почётно. Очень благодарны принимающей стороне — директору театра Юрию Итину — за приглашение. Более 20 лет назад Юрий Константинович был моим педагогом в ГИТИСЕ, поэтому вдвойне рада встретиться с ним на Липецкой земле. У вас роскошный театр европейского уровня.
Повесть о человеке?
Народная артистка России Ольга Богданова сыграла в «Капитанской дочке» роль императрицы Екатерины Великой. В этой героине её особенно восхищает безусловная любовь к России. И умение ценить каждого человека. Например, капитана Миронова, который с остальными жителями крепости отказался присягать самозванцу.
— Это событие в историческом масштабе вроде бы незначительное, — рассуждает Ольга Михайловна, — но Екатерину II впечатлила самоотверженность коменданта. Мне кажется, в этом проявляется абсолютное величие — женщины и императрицы. По-моему, каждый правитель, вступая на престол, должен понимать, что он служит людям, существует для них. И помнить каждого преданного ему человека, о чём Пушкин и напоминает в повести.
Звук и слово
Какой же юбилейный фестиваль без премьер? «Пушкин и музыка» (6+) — совместный проект академического театра драмы и Липецкой государственной филармонии смог показать мощь и силу пушкинской поэзии и прозы через призму музыки. Литературное слово и музыка в исполнении симфонического оркестра стали равноправными участниками действия.
— «Пушкин и музыка» — классический случай, когда творчество гения вдохновило организаторов на новый проект, — рассказывает директор академического театра драмы Юрий Итин. — Все музыкальные (авторские) произведения в программе, благодаря которым Пушкин зазвучал по-новому, — это национальная идея и гордость России. Отдельные композиции, по-моему, вообще «вшиты» в наше сознание как культурный код. Зритель может не знать название оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила» (6+), но увертюру к ней хотя бы раз слышал.
Не конфликт, а стихия
— Для проекта режиссёр Пётр Куликов выбрал «внутреннего» рассказчика, — продолжает Юрий Константинович, — которого сыграл артист нашего театра Владимир Юрьев. — Он вкратце рассказывал о каждом литературном произведении в программе, взаимодействовал с дирижёром. Как скрепа, объединял фрагменты разных текстов в единое целое, «прошитое» музыкой. Главная задача была — не испортить две «стихии», ведь звук и слово не должны конфликтовать. Судя по отзывам зрителей, это удалось.
Пушкин в движении
На спектакле зрители услышали знакомые со школьной скамьи отрывки из «Сказки о царе Салтане» (0+), повести «Метель» (12+), поэм «Руслан и Людмила» (6+), «Цыганы» (12+), драмы «Борис Годунов» (12+) и других шедевров. Под аккомпанемент симфонического оркестра Липецкой филармонии. «Проиллюстрировала» текст известная музыка Глинки, Рахманинова, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Свиридова и Хренникова. На сцене выступили приглашённые солисты и дуэты. Никакой статики в программе — мизансцены, декорации, свет менялись постоянно.
Гений-помощник
— Хотели показать не конкретное произведение автора, а несколько фрагментов его творчества, — уточняет режиссёр Пётр Куликов, — поэтому в сценарии пришлось чем-то жертвовать. На репетиции, к примеру, чересчур массивно выглядела сцена коронации князя Гвидона в «Сказке о царе Салтане» — мы её убрали. Реплики героев тоже пришлось сокращать, чтобы сохранить динамику проекта. Прежде всего, отталкивались от литературного материала, чтобы его удачно сочетать с музыкальным. Работали в тандеме с главным дирижёром симфонического оркестра филармонии Михаилом Мясниковым, а помогал нам… сам Александр Сергеевич Пушкин.
Вечная тема
— В театральном искусстве ведущая роль, бесспорно, у режиссёра, — делится Михаил Мясников, — но у нас с Петром Ивановичем сотворчество в приоритете. Мы обсуждали выбор музыки для каждого текста. Моменты, где лучше сделать паузу артистам, где «подышать». По личной просьбе режиссёра я буквально за пару вечеров написал музыку к «Пиковой даме», для сцены игры в карты. Знаю, что и другие мои коллеги пробуют сочинять мелодии к пушкинским произведениям. Получается, его творчество «звучит» — это главное.
Никаких игрушек
Выйти за привычные сценические рамки фестиваля в прямом смысле смогли гости из Тверского театра кукол — артистки спектакля «Маленькие большие женщины» (12+). Никаких кукольных историй и минимум декораций. На сцене виолончель и фортепьяно, над которым повесили вуаль — своеобразный «экран» для театра теней. Она как важный инструмент «сыграла» в одном из эпизодов, когда актриса вспоминает погибшую сестру. На сцене оживали личные истории актрис под аккомпанемент выпускницы Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова Дарьи Степановой. Постановку можно смело назвать спектаклем-исповедью.
— Он родился из театрального упражнения, — рассказывает директор театра и главный режиссёр Виталий Салтыков, — в основе которого детские воспоминания артисток. Про любовь либо про отсутствие любви. Возможно, с кем-то они будут созвучны: наша задача, чтобы действие происходило не только на сцене, но и в зрительских сердцах.
Вне времени
Завершился юбилейный фестиваль в Липецке спектаклем «Дуэль» (12+) в исполнении артистов МХТ имени Чехова. Это классическая история, где нет однозначно положительных или отрицательных персонажей. Исполнитель роли военврача Самойленко заслуженный артист России Игорь Золотовицкий отметил «интернациональность» произведений Чехова.
— Знаете, не в обиду классику, но у театралов другой лозунг: «Наше всё — это Чехов!», — делится Игорь Яковлевич. — Он актуален вне зависимости от страны, языка и литературного перевода. Мы в этом убедились на майских гастролях в Японии. Великий артист Александр Калягин как-то сказал, что театр существует, пока есть гастроли. И я с ним согласен. И с Чеховым согласен. Думаете, это Самойленко старается примирить героев «Дуэли»?
Главным миротворцем в своих произведениях был сам Чехов. Он есть в каждом из персонажей: и в зоологе фон Корене, и в дьяконе Победове, и, конечно, в моём герое. И каждый раз как настоящий большой художник помогает находить новые смыслы в, казалось бы, знакомом тексте.
Помню, играем в очередной раз «Дуэль». Я произношу фразу: «В семейной жизни главное — это терпение. Не любовь, а терпение». И тут одна из зрительниц поворачивается к мужу и громко шепчет: «Ты понял?». Мне об этом позже Валерий Трошин рассказал (исполнитель роли Победова). Понимаете, вот наша главная миссия — чтобы люди после спектакля вынесли для себя какой-то урок. Главное только, текст не забыть (улыбается).
Победа — за искусством
— Говорят, 40 лет не отмечают, но мне кажется, не надо в эти приметы верить, — подводит итог Юрий Итин. — Мы сделали фестиваль не для профессионалов, а в первую очередь для жителей Липецкой области. Без номинаций и соперничества. Не хотели, чтобы состязались федеральные театры и камерные, например из Сергиева Посада. Главной задачей было подарить сценическое искусство зрителю.
Ровно 12
С закрытием «Липецких театральных встреч» гостей вечера в видеообращении поздравил руководитель Центра театра и кино в Москве Никита Михалков. Он выразил надежду привезти в Липецк спектакль «12» — одну из нашумевших постановок своей «Мастерской». Как знать, может, это заявка для будущей программы фестиваля?
Текст: Елена Мещерякова
Фото: Сергей Паршин, Игорь Кондратьев