Липчане стали меньше жаловаться на качество воздуха в городе.
Совокупный объём выбросов опасных загрязняющих веществ уменьшился почти на 3 тысячи тонн в год, а загрязняющих веществ — почти на 11 тысяч тонн. Об этом депутатам рассказал руководитель областного управления Роспотребнадзора Владимир Коротков.
Исследований больше — нарушений меньше
Снизилась и доля нестандартных исследований (превышение допустимых уровней. — Прим. ред.), определяемых в Липецке. Это результат реализации федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология» с 2019- го по 2024 год. С начала года санитарные врачи провели более 10 тысяч исследований. Доля нестандартных исследований не превышает 1%. В основном это бензопирен, диоксид серы, взвешенные частицы РМ2, 5, РМ10. Для сравнения: в 2001 году этот показатель достигал 24%. Причём в 30 случаях было превышение предельно допустимых концентраций в пять раз. В 2005 году зарегистрировано 14% нестандартных проб. И это притом что количество исследований в то время варьировалось от 3 тысяч до 6 тысяч. В основном превышения были по ароматическому углеводороду и бензолу.
А в период действия федерального проекта количество исследований выросло. Сегодня их проводят более 16 тысяч ежегодно. Расширился и перечень показателей, на которые осуществляется мониторинг, — с 19 до 28.
— За девять месяцев текущего года в Роспотребнадзор поступило всего лишь 78 обращений от жителей на качество воздуха. Пик жалоб пришёлся, когда шёл запах с полей. Все обращения отработали. Ничего опасного не нашли, — рассказал Владимир Коротков. — Не было выявлено в этом году и серьёзных нарушений, связанных с выбросом вредных веществ на предприятиях. На границах санитарных зон тоже ничего не находили. Могу сказать одно, за последние 10- 15 лет качество воздуха, которым мы дышим в Липецке, существенно изменилось в лучшую сторону.
Чистый воздух
Федеральный проект «Чистый воздух» национального проекта «Экология» направлен на улучшение экологической обстановки и снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Его участники — 12 крупных промышленных центров: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.
Принимаемые меры обеспечат кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха, в том числе снижение выбросов не менее чем на 20%, а к 2030 году — в два раза. Достигнуть целей планируется за счёт мероприятий по снижению выбросов от промышленных предприятий, объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры.
А если найду?
— Что будет происходить, если вы зафиксируете превышение каких-либо вредных веществ? — поинтересовался депутат по избирательному округу № 29 Дмитрий Погорелов.
— Есть чётко отработанный алгоритм действий. Если мы выявляем превышение, то сообщаем об этом в соответствующие природоохранные структуры. Если понимаем, что это какое- то определённое предприятие, то даём информацию с указанием предположительного источника либо управлению экологии, либо Росприроднадзору, — пояснил главный санитарный врач региона Владимир Коротков. — Кроме этого, работаем с прокуратурой, чтобы получить разрешение на проверку виновника.
Экологичные миллиарды
Самое большое промышленное предприятие на территории Липецка — Новолипецкий металлургический комбинат. Его деятельность влияет на все сферы жизни липчан. Экология не исключение. Но и тут технологии не стоят на месте.
Несмотря на то что производство стали на НЛМК выросло, валовая удельная эмиссия (количество выбрасываемого в атмосферный воздух вредного вещества в течение определённого времени. — Прим. ред.) снизилась с 2020 года на 10%. Ежегодно на природоохранные мероприятия НЛМК направляет более 10 млрд рублей.
Без запаха
— Основные затраты — это защита атмосферного воздуха. Ведём постоянный мониторинг, чтобы понимать, в правильном ли направлении мы идём, — сообщил начальник управления промышленной экологии НЛМК Сергей Евсеев. — У нас есть два передвижных поста, используем данные Росгидромета, Роспотребнадзора. В 2020-х годах установили почти 100 экологических видеокамер. Машинное зрение позволяет фиксировать отклонения и оперативно передавать данные экологам и ответственным службам. С 2015 года большое внимание уделили запаху, который наполнял наш город — это сероводород. Внедрили безводное охлаждение шлака, что позволило избавиться от этого запаха. Снижаем эмиссию пыли, для этого реконструировали системы аспирации (удаление пыли и газов, образующихся в процессе работы технологического оборудования. — Прим. ред.) на доменных печах № 3, 4 и 6.
К 2026 году на НЛМК запланировано снижение совокупной эмиссии по 20 контролируемым веществам (в том числе оксид и диоксид азота, диоксид серы, оксид железа, пыль и т. д.) на 21% по сравнению с 2017 годом в расчёте на один и тот же объём производства.
Электротяга к чистой атмосфере
На качество воздуха большое влияние оказывает и транспорт. Поэтому городские и областные власти в последние годы пересмотрели приоритеты развития транспортного комплекса. Задача снижения загрязнения воздуха автотранспортом была признана одной из приоритетных. В рамках её решения значительно обновился автопарк общественного транспорта. Теперь на городских маршрутах курсируют автобусы более высокого экологического класса, чем раньше.
Значимые экологические преимущества представляет и развитие электромобильного транспорта.
— В этом году управление дорог и транспорта региона передало городу десять электробусов и станции для их ультрабыстрой зарядки. Сейчас они работают на маршрутах № 5 и 10, — рассказала начальник отдела охраны окружающей среды Татьяна Протасова. — В Липецке реализуется концессия по развитию электротранспорта. В 2023 году приобретено 28 новых трамвайных вагонов, в этом году — ещё 18. С 20 июня они вышли на маршрут.
Дороги тоже в деле
Развитие транспортной системы не даст положительного эффекта без хорошей дорожной инфраструктуры. В рамках нацпроекта «БКД» в этом году ремонтируют 32 участка дорог, а за счёт других источников финансирования — 37. Запланирован ремонт мостов.
— Одни из самых важных мероприятий по снижению выбросов вредных веществ от автотранспорта — это введение координированного управления светофорными объектами и автоматизированная система управления дорожным движением, — рассказала Татьяна Протасова. — Доля дорог, работающая в режиме «перегрузки» в часы пик сократилась на 3% по отношению к 2018 году и составляет 62%.
Улучшить атмосферный воздух в городе стараются и с помощью «зелёных легких». По словам председателя департамента дорожного хозяйства и благоустройства Павла Звонарёва, до конца года будет высажено 1 800 деревьев.
Текст: Марина Костюк
Фото из архива «Первого номера»