Выставка с одноимённым названием народного художника России открылась в липецком Музее современной скульптуры.
С творчеством Юрия Гришко липчане давно знакомы: он отдал работе на нашей земле без малого более полувека. В музейных сокровищницах региона — самое масштабное собрание работ художника. Персональные выставки были организованы ещё при его жизни. «Портрет» как послесловие к прожитому и пережитому мастером. И важный жанр изобразительного искусства, способный показать саму суть человека.
Вожди ушли
Всего в экспозиции представлено более 30 произведений из музейных фондов Липецкой области. Есть работы раннего периода творчества мастера конца шестидесятых — начала восьмидесятых. А также более поздние авторские композиции 1990-х и «нулевых».
Скульптуры шестидесятых воспевали культ рабочего человека: на смену агитационным образам вождей пришли сталевары, птичницы и доярки, способные укротить огненную стихию металла или получить переходящий красный вымпел за трудовые достижения. Но, главное, обязательно построить светлое будущее.
От пластилина к меди
Каждый портрет на выставке как отдельная история. Создавались они не в воображении автора, писались с натуры. Например, в цехах заводов: Новолипецкого, сокольского или трубного. Сам Гришко рассказывал, что рабочие в спецодежде казались ему могучими атлантами, способными, очевидно, удержать на плечах не только небесный свод, но и всю металлургическую промышленность.
Из укромного уголка в цехе он наблюдал за своими героями, делал наброски, эскизы из пластилина, чтобы в итоге получить необходимую монолитную фигуру. Так появился знаменитый «Прокатчик» из сварной меди, занимающий центральное место в «портретной» экспозиции.
Среди «палитры» материалов (бронзы, гипса и дерева) для выставочных работ отдельно выделяется металл. К слову, именно в Липецке Гришко со своими соратниками придумали ту самую сварную медь. Основой для формы послужили старые троллейбусные «усы», разрезанные для удобства на фрагменты.
Разная красота
Многие выставочные работы показаны на контрасте. Образ пожилой прокатчицы Шабановой и рядом манкая и изящная скульптурная красота актрисы Светланы Гайтан. Несмотря на полярность, они дополняют друг друга за счёт грамотного сочетания объёма и формы в абсолютно белом музейном пространстве.
«Нельзя сделать хороший портрет, если не любишь человека», — говорил Гришко. И эта философия полностью отразилась в его творчестве. Он всегда стремился ближе узнать своих героев, общался с ними лично, стараясь разговорить и лучше понять ради создания правдивого образа.
Вечно живой
— Юрий Дмитриевич всегда следовал традициям реалистической школы, — рассказывает экскурсовод Надежда Беляева. — Говорят, что сегодня тематический портрет в скульптуре постепенно умирает, но столь масштабные работы, представленные на выставке, — лучшее доказательство мастерства и профессионализма современного автора. При этом в портрете скульптор всё-таки совершил определённую эволюцию, причём в два заметных зрителю этапа.
Время перемен
Сначала он перешёл от «забронзовевшей» производственной темы к станковой скульптуре 1970–1980-х, изображающей членов семьи и друзей. Моделями для отца выступили его дети: младший, Дима, с залихватски нахлобученной шляпой доменщика. И старший, задумчивый и серьёзный Михаил, с трогательным корабликом в руках как символом юности ушедшей эпохи. В экспозиции детские образы занимают почётное место между ударниками труда.
Выше расположены портреты липецких художников Бориса Инкелеса, Анатолия Симонова и бывшего директора областного кинофонда Андрея Корнукова, представителей липецкой творческой интеллигенции, частью которой с шестидесятых стал сам Гришко. Работы специально так сгруппированы, чтобы подчеркнуть разницу характеров и фактуры героев.
Скульптурная память
Работы Юрия Гришко находятся в 34 государственных музейных собраниях, к примеру, в Третьяковской галерее и Русском музее. Отдельные скульптуры хранятся в частных коллекциях, в том числе за рубежом.
Скульптура в рост
На втором этаже выставки представлены экспонаты периода трансформации портретного творчества Гришко. Это работы второй половины 1990-х, когда в связи с развалом Советского Союза был ликвидирован Художественный фонд СССР, резко сократилось число госзаказов. Достать нужные материалы тоже стало проблемой.
Перемены в стране изменили творческий вектор самого скульптора. На смену традиционному бюсту или полуфигуре пришли камерные портретные композиции. От традиционного поплечного портрета мастер перешёл к небольшим цельнофигурным работам.
Спина, я тебя знаю!
— Гришко тщательно прорабатывал силуэт модели, — отмечает Надежда Николаевна, — соблюдал пропорции, демонстрируя при этом умение показать самую суть в заинтересовавшем его персонаже. «Если узнаешь человека со спины, значит, портрет удался», — говорил Юрий Дмитриевич. Несмотря на богатый опыт создания монументальных и станковых произведений, его душа всегда тяготела к камерным работам, потому что именно этот вид скульптуры обостряет восприятие зрителя за счёт своей «кабинетности», компактности. Предполагает более длительный контакт, «немой диалог» с произведением на близком расстоянии.
Работа на доверии
В портретных композициях, где изображены, например, народные художники России Альбина Акритас с Виктором Сорокиным или их коллега Александр Вагнер, внутренний мир героев раскрывается с помощью «мизансцены», удачного расположения фигуры в пространстве.
Скульптор постарался максимально приблизить зрителя к миру своих персонажей за счёт элементов интерьера, бытовой среды. Вот, например, портрет липецкого поэта Ивана Завражина, который небрежно облокотился на стул. Его расслабленная поза, да и сама домашняя обстановка с разбросанными на стуле книгами и чашкой чая говорят о несомненном доверии между автором и моделью.
Мадонна с младенцем
Атмосферу душевного тепла Юрий Дмитриевич передал и в теме материнства, к которой относился по-особенному трепетно. Ещё в 1967 году на одной из первых художественных выставок «Край Чернозёмный» он стал лауреатом со станковой работой, изображающей молодую маму с ребёнком. Оставался художник верен семейным ценностям и в позднем творчестве: в 2015-м, за три года до своей кончины, он сделал гипсовый портрет невестки Светы с внучкой Таней. Пожалуй, особенно трогательно, что открытие сентябрьской «портретной» экспозиции посетила ещё одна внучка маэстро со своими детьми, как бы подчеркнув воспетую в творчестве знаменитым дедом связь поколений.
Человек мира
Юрий Гришко никогда «не застывал» в одной форме, старался развиваться, чтобы отражать атмосферу времени, эпоху. В своих произведениях транслировать не только российскую культуру, но и зарубежную. Он был многократным участником всесоюзных и международных художественных выставок, где знакомился с представителями разных национальностей. Подмечал особенности их внешности, характеров, быта. Так возникла серия работ, демонстрирующих культуру других народов.
Например, «Китайский танец» с веерами и «Шаман», где с помощью характерных жестов-движений, национальных черт Гришко создал обобщённые образы представителей Восточной Азии. Их также можно увидеть на выставке «Юрий Гришко. Портрет» (6 +).
Ближе к мастеру
Особое пространство, также открытое для посетителей, — это мастерская скульптора, расположенная в соседнем зале.
Сотрудники музея постарались воссоздать колорит той самой рабочей обстановки кабинета Гришко, где творил автор знаменитого памятника борцам революции и интерьерной скульптуры Льва Толстого в областном академическом театре драмы.
Он и приехал в 1958 году в Липецк творить — под влиянием романтики того времени. Родом из Мурманска, в нашем городе Юрий Гришко оказался после учёбы в Саратовском художественном училище и службы в армии. Развивающийся промышленный регион, «Липецкая магнитка», привлекал новых молодых специалистов, в том числе представителей творческой элиты. Своя «лаборатория мысли» на улице Студёновской появилась у скульптора только в семидесятых. Он открыл её вместе с коллегами на месте заброшенных слесарных мастерских.
Пространство творчества
Здесь всё напоминает об ушедшем авторе. Его станок, инструменты по работе с глиной и скульптурным пластилином. На деревянных стеллажах — фотоснимки из семейного архива и рабочих поездок.
Организаторы не забыли, что в мастерской скульптор не только творил, но и принимал гостей, поэтому здесь выделили место для проведения творческих мастер-классов. Даже после ухода Юрия Дмитриевича его альма-матер по-прежнему живое и одновременно камерное пространство.
Неидеальное совершенство
Его интересовала разная красота в человеке: и внешняя, и внутренняя. В одном из юбилейных альбомов, посвящённых творчеству мастера, Юрий Гришко признавался: «Люблю жизнь, люблю человека. Идеальных людей нет, но я хотел бы показать то лучшее и красивое, что есть в каждом». Убедиться в этом воочию липчане смогут на выставке «Юрий Гришко. Портрет» (6+) до 30 ноября.
Текст: Елена Мещерякова
Фото: Сергей Паршин