Медика в четвёртом поколении Анну Гиндлер сама судьба призвала спасать жизни людей. Практически все жители региона, перенёсшие инфаркт или инсульт, знают этого специалиста или хотя бы раз слышали о нём. В 2022 году кардиолог Анна Гиндлер была признана лучшим практикующим врачом Липецкой области. С декабря прошлого года она заведует региональным сосудистым центром Липецкой городской больницы скорой медицинской помощи № 1.
Зачем кардиологу музыкальный слух?
— Выходной день. Дежурство. Пациента привозит скорая с болями в животе, — рассказывает Анна Гиндлер. — Множество обезболивающих ввели на этапе скорой помощи, врачи подозревали хирургическую проблему или камень в почках, но хирурги ничего не обнаружили. Вызвали меня на консультацию. Начинаю аускультировать (слушать — Прим. ред.) сердце и слышу дополнительный шум в том месте, где выходит аорта. Понимаю, что у пациента, страдающего повышенным давлением, высокий риск развития расслаивающей аневризмы аорты. Приглашаю врача ультразвуковой диагностики, который выполняет УЗИ сердца, и моё предположение подтверждается. У мужчины от сердца до почек разорвался внутренний слой аорты. Мы его госпитализировали, провели необходимое обследование и направили на машине скорой помощи в кардиохирургический центр города Москвы, там ему поставили протез аорты и таким образом спасли жизнь. Я смогла услышать этот дополнительный шум в сердце, потому что окончила музыкальную школу по классу «скрипка».
Кто бы мог подумать, что такой навык в будущем поможет специалисту.
Хочу и буду!
В жизни Анны нет случайностей. В 12 лет девочка отправилась с мамой в путешествие. Ехали в поезде, маршрут проходил через Воронеж. Во время остановки решили прогуляться. Мама предложила зайти в красивое здание с колоннами, которое оказалось медицинской академией.
— Она не преследовала никаких целей, — вспоминает Анна, — просто устроила мне экскурсию. Когда я вошла, увидела людей в белых халатах. Они такие красивые шли по коридору: умные глаза, светлые лица. Тогда ещё не понимала, кто это: студенты или педагоги. У меня дух захватило, подумала: «Хочу! Хочу и буду! Идти с ними рядом! Это моя любовь навеки!»
Желание создаёт возможности
Желание вело девочку по жизни. Она не отпускала мечту. И произошло нечто необычное. В Липецке начали создавать медицинские классы. Один из них был в 44-м лицее. Анна не задумываясь решила туда перейти из своей школы.
— Я тогда закончила 9-й класс, — говорит Анна. — Чтобы попасть в профильный, нужно было пройти отбор в виде вступительных экзаменов. Так как у меня был отличный аттестат, мне предложили только блиц-опрос. До сих пор его помню: «1. Основная реакция кислот? 2. Какой заряд имеет азот в молекуле аммония? 3. Распишите структурную формулу H2SO4». Ответила быстро, минут за 15, потому что ответы на эти вопросы были написаны мелким шрифтом в учебниках. Всегда обращала на него внимание.
От общего к частному
Далее были два года обучения в медклассе, где педагоги преподавали генетику, латынь, углублённую химию и биологию. Сильная база помогла без труда поступить в Воронежскую медицинскую академию, которую Анна окончила с красным дипломом.
— Передо мной встал вопрос, какую выбрать специализацию, — рассказывает Анна. — Декан нашего факультета дал мне хороший совет, предложил начать с терапии, а далее определиться со специализацией: неврология, кардиология, пульмонология. Потому что если сразу сделать выбор, а он не понравится, то изменить его будет сложно. Так и поступила, окончила ординатуру по специальности «терапия» на кафедре «клинической фармакологии». Вернувшись в Липецк, поняла, что кардиология — это то, чем хочу заниматься и где принесу максимальную пользу. Надо заниматься тем, что нравится. Окончила специализацию по кардиологии и получила диплом.
Первым местом работы Анны стала городская поликлиника № 1. Там она работала врачом-терапевтом, как участковый врач выезжала на дом к пациентам. Когда получила специализацию по кардиологии, отправилась трудиться в блок интенсивной терапии областной больницы № 2. Первых пациентов Анна не помнит. Но первая смерть до сих пор в памяти.
Жизнь и смерть
— Это произошло месяца через три с начала моей работы, — вспоминает Анна. — Умерла пациентка с сердечной недостаточностью. Я не могла всю ночь уснуть, очень близко приняла к сердцу… Ну, у всех так. До сих пор к смерти не могу привыкнуть. Даже если это тот случай, когда ты не можешь ничего сделать. Такую ситуацию каждый врач должен пережить самостоятельно. Перемотать время назад, проанализировать всё и подумать, что можно было еще сделать для спасения пациента.
Первый успех тоже случился в этой больнице. Однажды ночью в приёмный покой поступила женщина с болевым синдромом в груди. Анна, сделав кардиограмму, впервые в своей врачебной практике увидела типичные признаки инфаркта.
— Мы вдвоём с медсестрой провели тромболизис, то есть ввели специальное вещество, которое растворяет тромбы и позволяет восстановить кровоток к сердцу, — поясняет врач. — Было очень страшно, ведь от твоего решения зависит жизнь человека. С утра пришло руководство, персонал, похвалили меня, сказали, что всё сделала верно.
Грамотность и эмпатия
После десяти лет работы в больнице и нескольких повышений Анна была назначена заведующей региональным сосудистым центром. В нём два отделения: кардиологическое отделение для лечения больных с острым инфарктом миокарда и неврологическое — для лечения больных с острым нарушением мозгового кровообращения.
Основная задача руководителя — организовать и контролировать их работу. Но, помимо этого, она ежедневно практикует: смотрит пациентов, корректирует лечение, оценивает результаты анализов и обследований, составляет тактику дальнейшего ведения больных.
— Самое главное — ежедневное стремление помогать людям, — отмечает Анна. — Сюда никто просто так не приходит. У всех есть проблемы. Нужно каждому помочь максимально.
В подчинении у Анны Игоревны более сотни человек. При подборе персонала она обращает внимание на грамотность и эмпатию.
— Без любви к людям, сострадания, понимания эмоций, которые испытывает человек, работать невозможно, — добавляет руководитель. — Даже если специалист грамотный. Всегда говорю своим коллегам: относитесь к пациентам так, будто это ваши близкие люди.
Связь поколений
Как оказалось, медицинская жилка — часть генетического кода семьи Анны Гиндлер. Прабабушки по линии отца — сёстры Анастасия и Галина — тоже занимались медициной. Ещё до революции 1917 года обе окончили медицинский институт.
— Мои корни идут от их младшего брата Григория, (мой прадед, дедушка моей мамы) — поясняет врач. — Возможно, он тоже стал бы врачом, но, когда наступили страшные времена 1917 года, ему было лишь 18 лет и он не успел поступить в вуз, стал учителем. Тогда грамотному человеку не обязательно было заканчивать педагогический институт, чтобы преподавать в школе. Прабабушек я не застала, но, по рассказам старших, Анастасия была очень ловкая, шустрая, хваткая, целеустремлённая. Она мечтала быть врачом. Семья была обеспеченная и приняла решение отправить обеих девочек в Санкт-Петербург.
Реликвия от прабабушки
Галина стала микробиологом и всю жизнь работала по этой специальности. От неё Анне в качестве реликвии досталась книга «Медицинская микробиология для врачей и студентов», изданная в 1913 году.
— Прочла книгу и поразилась… знаете, основные принципы лечения и патологии остались такими же. Только ковид не был описан.
Дело важнее
Анастасия работала неврологом, психиатром. В 1937 году была репрессирована, но не сдавалась и продолжала свою деятельность даже в лагерях.
— На её пути встречались различные люди, в лагерь приезжали врачи с проверками, спрашивали, что ей необходимо, она просила книги, ведь приходилось работать не только в рамках своей специализации, а лечить от всех недугов, — делится Анна.
По возвращении Анастасия защитила кандидатскую диссертацию по психиатрии.
У женщины родились двое детей: дочь стала врачом-рентгенологом, сын — программистом. Внук от сына — фармацевтом, сейчас создаёт лекарственные препараты.
— У нас перекликаются две профессии: «айти» и медицина, — с улыбкой говорит Анна. — Вот и мои родители — программисты, а во мне медицинские корни проявились. Хотя в семье не было разговоров про пациентов, случаях в больнице. Но всё равно меня повело в эту сторону. И говорят, хорошо получилось (смеётся).
Ключевые перемены
Анна Гиндлер своим профессиональным взглядом отслеживает перемены в системе кардиологической службы региона. Отмечает, что ключевым моментом в оказании помощи больным стал старт федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми 0заболеваниями».
— Прежде больные не получали такой оперативной и высокотехнологичной медицинской помощи, — говорит специалист. — В 2012-м открылась сеть сосудистых центров, которые работают на раннее восстановление кровотока у больных. К примеру, у человека случился инфаркт. Его привозят, в течение 20–30 минут готовят к операционной, где хирург открывает артерию, вызвавшую инфаркт, и восстанавливает кровоток. Соответственно, осложнений меньше, реабилитация проще. Раньше инфаркт лечился в стационаре только таблетированными препаратами и внутривенными инфузиями. Больные лежали 21 день прикованными к постели, сейчас средняя продолжительность лечения инфаркта — 8–10 дней. При выписке каждый пациент после инфаркта или инсульта обеспечивается в течение двух лет бесплатными лекарствами.
Новая цель
Анна Игоревна мечтает создать центр решения проблемы кардиогенного шока. По её словам, от него умирают 25% пациентов с инфарктом миокарда.
— На фоне инфаркта сердце настолько ослабевает, что не может сокращаться, — поясняет врач. — Давление в организме становится крайне низким, начинают страдать все внутренние органы: почки, лёгкие, мозг и так далее. Если эту ситуацию вовремя не восстановить, то организм погибнет. Первый этап лечения — раннее восстановление кровотока в виде стентирования. Мы это уже делаем в нашем центре. Необходимо настроить второй этап, для которого требуется специализированное дорогостоящее оборудование.
Но, как показывает жизненная практика Анны Гиндлер, главное — захотеть!
Факты о личности
Читает англоязычные художественную литературу и профессиональные книги в оригинале.
21 сентября на юбилейном Российском национальном конгрессе кардиологов министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко наградил благодарностью липецкого кардиолога Анну Гиндлер. Мероприятие было посвящено 60-летию Российского кардиологического общества.
Текст: Виктория Толчеева
Фото: Сергей Паршин, фото из личного архива героини, управление здравоохранения Липецкой области