Победные ноты «Акварели»

Победные ноты «Акварели»

Воспитанники липецкой Детской школы искусств  3 стали лауреатами всероссийского проекта «Россия. Дети». Пять дней в ВДЦ «Орлёнок». Восемнадцать человек в составе. Первый опыт для обновлённого коллектива. И сразу 2-е место! Для всех участников вокального ансамбля «Акварель» из Липецка выступление в столь масштабном конкурсе было в новинку. И тем ценнее успех.

Музыка без выходных

 Присоединиться к проекту «Россия. Дети» согласились не сразу,  рассказывает руководитель коллектива Светлана Смольянинова.  Сначала оценили свои возможности. Ведь кроме нашей программы (а это три композиции) мы должны были исполнить в составе сводного хора десять музыкальных произведений. Решение об участии приняли весной. Тогда же, в мае, начали разучивать конкурсные задания. Занимались даже летом, чтобы достойно представить программу на всероссийском уровне, показать работу отделения хорового и сольного пения Детской школы искусств  3.

К верхней ноте

Творческий путь руководителя вокального (академического) ансамбля «Акварель» Светланы Смольяниновой начался с газеты, где она увидела объявление о наборе в детскую школу искусств. Между музыкой и хореографией выбрала первый вариант. В своё время Светлана Александровна окончила хоровое отделение музыкальной школы  5 в Липецке, затем Тамбовский государственный университет имени Державина. Успела поработать в Липецком камерном хоре, преподавала в Институте культуры и искусства ЛГПУ. В ДШИ  3, где сейчас трудится педагог, её пригласили четыре года назад.

«Акварельный» набор

Всего среди участников проекта «Россия. Дети»  2,5 тысячи детей из 34 регионов нашей страны, от Калининграда до Мурманска. Свой профессиональный уровень на сцене «Орлёнка» смогли продемонстрировать юные танцоры, художники, актёры, музыканты и певцы. В «акварельном» репертуаре были немецкая народная песня «Лягушачий концерт», знаменитые «Московские окна» Тихона Хренникова и композиция «Я хочу быть похожим на ветер».

Подружимся?

Каждый день липчан был расписан буквально по минутам. Репетиции проходили на свежем воздухе, под «аккомпанемент» Черного моря. Помимо творческой программы, обязательно культурные мероприятия и вечерние дискотеки с первыми знакомствами и бумажными сердечками в подарок.

Что такое настоящая «орлятская» дружба, дети, возможно, за пять дней понять не успели. Но наладить общение между «Олимпийским»«Штормовым» и «Комсомольским» лагерями точно сумели. В том же «Штормовом» проходил «Грандиозный пленэр» с участием вип-гостя  профессора Российской академии музыки имени Гнесиных Юрия Богданова.

Чудеса своими руками

Кроме учеников художественных школ порисовать на природе мог любой желающий. Юные липчане тоже присоединились к визуальному искусству. Под романтическую музыку Мендельсона и Шопена школьники творили на мольбертах. Каждый  свою историю. «Уверен, сейчас произойдёт чудо»,  кивнул маэстро. И по мановению волшебной палочки (или, может быть, дирижёрского смычка) на горизонте показался алый парус  символ юности и любви к искусству. «Акварельки» успели сделать пару фотографий: и с известным дирижёром, и на фоне плывущего паруса.

Споём вместе

Фееричным событием проекта стал итоговый гала-концерт, где участники исполнили заявленные десять песен. Большой сводный хор на сцене и столь же звучное многоголосье детей (и педагогов) в зале  зрелище до мурашек.

Среди солистов хора были и липчане: Алексей Мякинников и Береника Парышева. Лёша  выпускник Детской школы искусств  3, а с этого года  студент Липецкого колледжа искусств имени Игумнова.

Через тернии

 Как попал на большую сцену?  переспрашивает мой собеседник.  Честно, не сразу. На репетиции дирижёр предложил, что называется, показать себя. Я исполнил знаменитую песню «Соловьи», которую разучивал всё лето. Без ложной скромности скажу, что после выступления зал просто взорвался овациями. Было очень приятно, что аплодировал не только Липецк, но и коллеги из Воронежа, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга

Но дирижёр решил по-другому: сольную партию я не получил. Может быть, диапазон не подошёл (у Алексея бас.  Прим. авт.). Расстроился, конечно, потому что глубоко чувствую это произведение, оно мне близко.

Соло «на коленке»

 После небольшого отдыха снова начались прогоны,  продолжает Лёша.  Маэстро Борис Тараканов предложил «отказникам» попробовать спеть два произведения на выбор: «Родина моя» и «С чего начинается Родина?». И в итоге меня официально утвердили на гала-вечер в составе сводного хора.

Признаюсь, на самом концерте очень переживал. Шутка ли, более 2,5 тысячи человек смотрят на тебя. Начал подглядывать в ноты, где-то от волнения даже слова забывал, но в целом считаю, что с задачей справился. Учитывая, что соло для этих двух песен учил практически на ходу. И благодарен полученному опыту.

Полетели за призом!

Организаторы проекта интригу сохраняли до победного: результаты конкурса объявили только в финале гала-концерта.

 Ко мне подходили эксперты, отмечали наше выступление,  делится Светлана Александровна,  но как распределятся места, конечно, я не знала. Да и само выступление получилось «стрессовым»: должны были выйти на сцену первыми, а в итоге из-за задержки трансфера приехали последними. «Дети, мы, несмотря ни на что, должны спеть улётно!»  обратилась я к коллективу. Вот мы и улетели  на второе место (улыбается).

Динамично на отлично

 Больше всего на конкурсе мне понравилась песня «Родина моя»,  делится двенадцатилетняя Алёна Рогачёва.  Ну, знаете, «я, ты, он, она, вместе  целая страна»? Такая весёлая, динамичная, с молодёжным рэп-вступлением. Мы её пели в финале, получилось очень эмоционально! А потом, когда узнали, что стали лауреатами, эмоции просто зашкаливали. Считаю, что это отличный результат. Правда, кроме мамы и классного руководителя, никому не успела рассказать об успехе. Но обязательно исправлюсь (улыбается).

Лучший рецепт

«Соловушка»  так смело можно назвать одну из участниц коллектива «Акварель», восьмилетнюю Стефанию Лучникову. Чтобы достигнуть совершенства в вокальном искусстве, она готова заниматься до восьми часов подряд.

 Понятно, что ноты в первой октаве брать легче,  рассказывает Стеша.  Высокие ноты даются труднее, как, например, в «Беловежской пуще» (одной из конкурсных песен), где для чёткого исполнения приходилось постепенно повышать тональность. Для этого нужно распеваться, делать специальные дыхательные упражнения. Это не просто моя задача как вокалистки, но ещё и лучшее лекарство. Дело в том, что в день выступления в «Орлёнке» я приболела. Но только вышла на сцену, начала петь и сразу почувствовала себя лучше. Как будто с каждым новым аккордом недомогание уходило  и я выздоровела. Очень хочу вернуться в «Орлёнок»  к морю и друзьям. А ещё забраться на самую высокую гору и спеть на вершине ту самую «Беловежскую пущу».

Саксофон наперевес

Солист ансамбля «Акварели» Аким Смольянинов занимается музыкой с семи лет. Пожалуй, его путь был предопределён с рождения: нотную грамоту парень выучил раньше, чем букварь. А разве могло быть по-другому в творческой семье, где мама  вокалистка (и по совместительству педагог сына), а папа  солист Липецкой государственной филармонии. Если в популярной песне сосед играл на кларнете и трубе, то отец Акима Илья Смольянинов  на кларнете и саксофоне. Поэтому и предложил сыну выбрать именно этот духовой музыкальный инструмент, чьё звучание поэтически сравнивают с мужскими слезами.

Меж двух «огней»

Выступать юному таланту в «Орлёнке» пришлось сразу в двух коллективах. Кроме «Акварели» Аким солирует и в образцовом эстрадном ансамбле «Бабушкин джем», которым руководит его отец. С тяжёлым саксофоном наперевес парень бегал с одной репетиции на другую. Пожалуй, ему можно было смело вручить приз зрительских симпатий за проявленное терпение.

 

Наедине с песней

Умение собраться в нужный момент  этому тоже Светлана Смольянинова учит своих воспитанников. Перед выступлением отыскать укромный уголок, пройти (или, как говорят артисты, «промумукать») всю программу, постараться разбудить свою внутреннюю энергию. И на таком эмоциональном подъёме выходить к публике. Каждый раз как в последний.

Есть подход!

 Детский коллектив самый непредсказуемый, учитывая, что у каждого ребёнка свой характер и эмоциональный настрой,  делится Светлана Александровна.  Но их поведение можно контролировать. Уговорить, убедить, настоять на своём  строгостью, лаской или шуткой, чтобы дети исполнили произведение на высоком уровне. Взять хотя бы Лёшу Мякинникова. Сначала он выступал в хоре. Я присмотрелась, прислушалась к нему, отметила явные данные к сольному пению. И посоветовала заниматься вокалом. Он подумал-подумал и принёс мне какие-то дворовые песни. В воспитательных целях отговаривать подростка не стала, но со временем Алексей и сам понял, что репертуар надо менять. И перешёл на классику.

Цельный образ

При подготовке к выходу на сцену лишних деталей нет. Важно всё: и знание программы, и внешний вид  это ещё один полезный урок для юных музыкантов от их наставника.

 Всегда говорю, что характер и настроение песни должны отражаться у артиста на лице,  подтверждает Светлана Александровна.  Перед зеркалом мы тщательно отрабатываем мимику и жесты, чтобы понимать, в каком образе выходить к зрителю. Чтобы палитра наших «акварельных красок» сияла.

Острый глаз, чуткий слух

Правая (и левая) рука Светланы Смольяниновой  концертмейстер Ирина Калинчева. Она же «старшая пионервожатая» для участников «Акварели». Между собой коллеги и артисты называют Ирину Владимировну олицетворением мягкой силы, «ансамблем в ансамбле». С первого прикосновения к клавишам она старается, чтобы каждая нота попадала в сердце и музыканта, и зрителя.

 У меня многолетний опыт выступления с симфоническим оркестром,  делится Ирина Владимировна.  Работать с вокальным отделением  это особая специфика. Не нарушая фортепианную партию, я должна помочь вокалистам не сбиться с тональности. Недаром говорят, что мы, концертмейстеры, обладаем «лошадиным зрением», способны спинным мозгом ощущать, что происходит сзади. Когда остановиться или снова начать играть, подстроиться к темпу выступающих. Я в профессии почти 45 лет, побед с разными коллективами было много, но в лагере на берегу моря никогда не выступала. Посещение «Орлёнка»  это мечта далёкого детства, которая наконец-то исполнилась. Да ещё так триумфально!

Что по плану?

Правда, почивать на лаврах коллективу «Акварели» некогда: после недавнего успеха юные артисты приступили к повседневным репетициям. В ближайших планах у «акварелек»  выступление на региональном этапе фестиваля «Дельфийские игры». Рассматривают липчане поездку в будущем году на международный конкурс детского музыкального творчества имени Шостаковича в Санкт-Петербурге. Решение об участии примут зимой. Пока же в портфолио ансамбля диплом II степени конкурсного проекта «Россия. Дети» занял почётное место. А в домах участников коллектива появились яркие магнитики  как напоминание о тёплой «музыкальной» осени-2024.

А судьи кто?

Выступление конкурсантов проекта «Россия. Дети» оценивало уникальное по составу жюри. Это представитель Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова Виктор Хапров, российский музыкант и дирижёр Борис Тараканов, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры Лариса Яруцкая, официальный представитель Дельфийского движения в Краснодарском крае Ольга Зети.

Текст: Елена Мещерякова
Фото: Сергей Паршин и из архива героев