Выставка, посвящённая святителю Тихону, открылась в Липецке.
Два человека от липецкой земли, став гражданами небесного отечества, остались в истории страны великими просветителями. Их барельефы высечены на одной духовной ступени новгородского памятника «Тысячелетие России». Этой чести удостоились святители Тихон Задонский и Иннокентий Херсонский — два великих богослова: и того, и другого называли русскими Златоустами.
В присутствии святого
Святому чудотворцу Тихону Задонскому в этом году исполняется 300 лет. В Липецке открыли памятник возле здания епархиального управления: святитель Тихон сидит, опершись на епископский жезл, застыв во внимании, будто слушает пришедших и молится: «Господи, дай мне силы и ума донести Твой свет!».
Так всё и было. Так есть и сейчас. Приезжают в Задонск люди, прикладываются к его святым мощам и возвращаются в мир здоровыми, успокоенными, просветлёнными. Если на земле Господь удостоил своих праведников помогать людям, слыша их молитвы, то там, ближе к Создателю, они ещё усерднее могут молиться за всех нас.
На открытии выставки «Монастырь святителя Тихона» в Липецком областном краеведческом музее митрополит Липецкий и Задонский Арсений сказал об этом социальном аспекте служения: «Когда человек имеет жизненный опыт и пережил сам какие-то обстоятельства, он может людям рекомендовать, как в жизни поступать. Полюбив Иоанна Златоуста и почерпнув у него внимание к социальной деятельности, святитель Тихон смог развить её в Задонской обители так широко, что это никогда не кончалось. Братья монастыря до сих пор записывают случаи благодатной помощи чудотворца».
Опробованное на себе богословие
Музейная выставка построена так, что, двигаясь от стенда к стенду, как будто последовательно преодолеваешь вехи земного пути Тихона Задонского. Человека, не обласканного ни знатным происхождением, ни людьми. Тимофея Кириллова (так звали будущего святителя от рождения) хотели вычеркнуть из церковной жизни, когда не могли принять его в Новгородское духовное училище, потому что в XVIII веке существовал негласный закон: если ты сын священника, то можешь стать священником, а если сын дьячка, то есть не дьякона, а просто прислужника в храме, каким был отец святого, то путь к священству закрыт. К тому же отец рано умер. Матери сложно было накормить шестерых детей, где Тихон был младшим. Он часто ребёнком нанимался в селе пахать землю — за это расплачивались едой, он был этому рад.
Когда стало ясно, что в духовное училище сына не примут, мать в отчаянии решилась отдать его бездетному ямщику. Но старший брат Тихона взмолился не делать этого и сказал, будто предвидел, что Тимофей дорастёт до святителя церкви Христовой: «Ведь он станет тогда ямщиком, а если будет учиться, то может стать большим человеком».
Брат, который тогда уже работал, заплатил за обучение Тихона, и его приняли в Новгородское духовное училище на платной основе. Потом талантливого юношу взяли на казённый счёт в семинарию. Ему бесплатно давали вечером кусок хлеба и кружку кипятка. Хлеба он съедал половину, а другую выменивал на свечи, чтобы читать ночами труды святых отцов. Соученики его, ёрничая, махали лаптем над уединившимся за печкой читающим семинаристом Тихоном, будто совершая каждение, и пели: «Величаем тя, святителю!». Детские шалости иногда сбываются. Став епископом церкви, святитель Тихон не обижался на них, вспоминал это с улыбкой.
Но уныние, или, как он писал, «тоска и ипохондрия», часто охватывало его. И он молится, забывая о потрясениях, о всём гнетущем и рвущем душу, не помня даже о смерти. Когда читаешь его книги, которые издавались тиражами, превышавшими Державина, Жуковского, Пушкина и Некрасова, вместе взятых, чувствуешь, будто в тебя переливается этот свет рассудительной, спокойной благодати и утешения. «Богословие святителя Тихона было не теоретическое, а практическое, — пояснял митрополит Арсений. — На себе опробованное и людям предложенное».
Жил как любил
Забота о людях в избраннике Божьем Тихоне не утихала никогда. Но здесь всё кристально просто. Критерием святости никогда не является страдание, даже если говорить о мучениках, кровно пострадавших за Христа. Святость — это не кровь, не личный эгоизм по отношению к собственной жизни, а Любовь. Именно любовью были движимы такие святые, как Тихон Задонский. Он шёл туда, куда его толкала любовь, которой нет названия, а есть два крыла, две вершины, два сердца: есть Бог и те, кто вручён святому. А это мы с вами, пока не обретём Христа, приведённые любовью.
Тихон Задонский не искал никакой карьеры, кроме карьеры Царства Небесного. В епископстве говорил, что хотел бы снова быть мужиком и пахать землю. Он, таща свой святительский воз, был близок к людям. И они шли к нему, несли вопросы о самом насущном, о жизни, о Боге, не умея найти ответа. Вся Россия впитывала его слова. На прославление святого в Задонск 13 августа 1861 года прибыло около 300 тысяч человек (число горожан тогда составляло всего 7 тысяч).
Архимандрит Гавриил (Мельников), доктор богословия, посвятивший свою диссертацию жизни и трудам святителя Тихона Задонского, рассказывал на выставке о новых найденных подробностях жизни святого избранника:
— У него было очень совестливое, трепетное сердце, обращённое к любому человеку. Возглавляемая святителем Тихоном епархия была огромной: от Тулы до Азова. В Ефремовском уезде он как-то наказал за проступки одного священника, но так переживал, что в течение дня свою резолюцию дважды менял, смягчал. В Воронеже также был наложен штраф на батюшку, но святитель Тихон, думая, насколько обременительно это будет для священнической семьи, заменил штраф на поклоны.
Сокровища духовные, от мира собираемые
В экспозиции выставки Липецкого областного краеведческого музея представлена, можно сказать, духовная история нашего края, который освятил своим 14-летним пребыванием при жизни в Задонске и ныне покоящийся мощами святитель Тихон.
— Некоторые экспонаты доставлены из Орла, — рассказывает экспозиционер краеведческого музея Анжелика Юнченко и поясняет, почему вещи святителя оказались в другом областном центре. — Когда советские власти в 1929 году закрыли Задонский монастырь, мощи святителя Тихона попали в атеистический музей, который располагался в Великокняжеской церкви Ельца, в то время принадлежащего Орловской губернии. Вы можете увидеть прибывшие к нам из Орла на время выставки митру и облачение с мощей святого подвижника Тихона.
Ещё один ценный экспонат — Псалтирь XVIII века. Судя по надписи на форзаце, этой крошечной книжечкой, которая легко помещается на ладони, пользовался святой: «Сей Псалтирь принадлежит Тихону Задонскому». В воспоминаниях его келейников читаем, что святитель Тихон, находясь на покое в Задонске, никуда не ездил и не ходил без маленькой Псалтири и всегда держал её за пазухой. Эту книгу музею подарили дочери Стефана Востокова, последнего перед закрытием настоятеля Древне-Успенской церкви, репрессированного и расстрелянного в 1937 году.
В витринах экспозиции представлена книга собраний проповедей архиереев Воронежской епархии, написанная скорописью в XVIII веке. В ней находится и проповедь Тихона Задонского. Ранее книга хранилась в семье липецкого купца Болховитинова, а в 1910 году её передали Липецкому краеведческому музею. Это тетрадочка с исцелениями, которая велась в 1820–1830-е годы людьми, обращавшимися за помощью к святому чудотворцу.
В экспозиции можно увидеть три тома из собрания сочинений Тихона Задонского, изданные в 1825–1826 годах, и другие уникальные экспонаты, так или иначе касающиеся жизни не только святого, но и великого гражданина Русской земли Тихона Задонского. Во времена Тихона и в XIX веке гражданином называли не любого человека страны, а того, кто готов идти на подвиги, даже жертвы. Таким был Тихон Задонский, который положил свои бесчисленные труды ради спасения ближних, ради отеческой жертвенной любви к людям.
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Г. Никитина, автора