В рамках Всероссийского фестиваля «ЛевитовФест» известные писатели обсудили будущее российской прозы и поэзии.
В этом году четвёртый «ЛевитовФест» прошёл в необычном формате образовательно-просветительской конференции. Причина — массированная атака БПЛА на Липецк в ночь на 9 августа. Несмотря ни на что, культурное мероприятие собрало на территории Липецкой области и ещё крепче сплотило более сотни авторов со всей России — от Севастополя до Мурманска.
Исходный код
Международная литературная премия имени Левитова учреждена в 2020 году к 185-летию выдающегося писателя-народника Александра Ивановича Левитова (1835–1877). Итоги премии объявляются на литературном фестивале «ЛевитовФест» в Липецке, куда приглашаются участники шорт- и лонг-листа премии. На фестивале проходят обучающие семинары, выступления, интеллектуальные дискуссии и экскурсии по городу Липецку и Липецкой области.
Непредвиденные обстоятельства
«Дорогие друзья! Сообщаем вам, что фестиваль «ЛевитовФест» отменяется. Вместо него пройдёт Всероссийская образовательно-просветительская конференция имени Левитова». Такую фразу увидели участники фестиваля утром 9 августа в соцсетях вместо привычного позитивного поста от организатора — поэта и прозаика Анны Харлановой.
— В такие моменты приходится непросто, — призналась она в беседе с корреспондентом «Первого номера». — Мы следим за новостями и стараемся выполнять все требования администрации. Развлекательные мероприятия отменены, пришлось вносить коррективы. Но в итоге всё получилось. У нас отличная команда, мы сумели быстро перестроиться. Благодарю участников, что никто не запаниковал, все отнеслись с пониманием, действовали строго и без лишних эмоций. Эта ситуация показала, насколько мы сплочены, движемся единым духом и фронтом.
По словам Анны Харлановой, главная миссия фестиваля, который в этом году трансформировался в конференцию, — сохранение русского языка, национальной памяти, патриотическое воспитание и развитие литературы в целом.
Время начала
Все мероприятия, запланированные с 9 по 11 августа, ради безопасности участников и гостей перенесли в закрытые пространства. Это библиотеки Липецка, села Доброго (родина писателя Александра Левитова) и Задонского района, усадьба Рязанка, ОЦКНТ.
Одним из крупных событий стал круглый стол «Сочинительство. Время конца?», на котором писатели обсудили будущее литературного творчества. Спикерами выступили писатель Александр Пензенский, поэт, публицист Геннадий Рязанцев (Липецк), прозаик, критик Андрей Тимофеев (Москва), прозаик, публицист Платон Беседин (Севастополь) и поэт, литературный критик Борис Кутенков (Москва). Ведущим вечера стал писатель, журналист Роман Богословский (Москва).
Каждый гость рассуждал на заданную тему. Первым слово взял Геннадий Рязанцев.
— «Поэзия есть изначальное называние мира», — сказал Мартин Хайдеггер. Какое великолепие заключается в этой фразе, напоминание человеку-творцу о его главном предназначении. Человек призван созерцать и называть вещи такими, какими их видит сам творец, ибо он был сотворцом созданного мира. А любовь — золотой ключ к разгадке жизни, — пофилософствовал поэт.
Андрей Тимофеев в своём выступлении обосновал необходимость вектора в художественной прозе:
— «Литература никому не нужна», — слышим мы. Но на чём это основано? В советское время книги были источником информации, тогда не было гаджетов. Поэтому падение тиражей вполне объяснимо. Это, скорее, второстепенное. А первостепенное — в последние годы мы жили в постмодернизме, литература перестала нести смысл, стала развлечением или эстетством. А может, не было нерва у времени, который мог бы ясно и резко воплощаться в литературе? Сейчас этот нерв появился.
Куда уходит слово
— Мне не кажется, что-то заканчивается, — подхватил мысль Борис Кутенков — Как писал Пастернак в письме Мандельштаму: «Кончается то, чему дадут кончиться. Возьмёшься продолжить — и не кончится». Всё трансформируется. Раньше поэзия была высокой, сейчас этого нет. Но я наблюдаю за современной поэзией и могу сказать, что сейчас поэзия не центристская — стихи можно найти на любой вкус. А поэт, когда пишет, он выражает свой индивидуальный мир, не старается угодить читателю.
Платон Беседин добавил остроты в разговор:
— В основе любого произведения лежит слово. Мы находимся в той точке развития цивилизации, когда оно уходит из центра мировоззрения. Поколение до 20 лет не является словоцентричным, в этом и трагедия. Наша ключевая задача — «человеку слова» нужно противостоять «цифровому человеку». — Писатель указал на стеллаж библиотеки с аналогичной надписью.
Слушатели круглого стола тоже включились в обсуждение. «Если бы вы были на концерте Гуфа или Мачете, то поняли бы, что поэзия не умерла, а видоизменилась, дети это хорошо потребляют», «Не надо детям запрещать, надо прививать вкус», «Нужно работать над собой, чтобы мы заговорили своим голосом».
Волшебники Кудыкиной горы
Литературное просвещение продолжилось в субботу на Кудыкиной горе в Задонском районе. Организаторы вместе с авторами детской литературы решили: пробуждать у ребят интерес к чтению нужно даже в сложные времена!
Как точно подметил Борис Кутенков в своих путевых заметках, участники литературного события умело «вытесняли ужас повседневностью».
— Везде дождь, а здесь — солнце! Говорят, что это место заколдованное, так оно и есть, — поделилась мнением писатель, журналист Виолетта Минина. — А всё потому, что на Кудыкиной горе собираются волшебные люди!
Среди них — детские писатели, которые представили свои книги, поделились опытом и вдохновением на семинаре ДетЛит». На площадке любители сказок и потрясающих историй рисовали песком на световых планшетах, создавали поделки по мотивам известных произведений. На мастер-классе и взрослые, и дети с удовольствием расписали сумки-шопперы.
Метр в презент
Несмотря ни на что, как дружно решили участники фестиваля, в этом году Липецк снова стал знаковой точкой литературной карты России. И не только литературной.
11 августа в ОЦКНТ прошло заседание липецкого киноклуба «Ностальгия», в котором приняли участие режиссёр, ведущая Аглая Набатникова и её супруг — писатель, публицист Андрей Рубанов. Они презентовали гостям совместное творчество — короткометражный фильм «Девка-баба». Зрители с восторгом приняли необычную историю о традиционной кукле-мотанке.
Радость триумфа
После показа фильма в рамках конференции организаторы объявили победителей международной литературной премии имени Александра Левитова. Члены жюри читали произведения участников без фамилий, под номерами, и оценивали их по десятибалльной шкале. По сумме баллов лучшими названы шесть человек.
Каждый из них получит по 20 тысяч рублей. А остальные участники — радость от всё-таки состоявшегося мероприятия и встреч со старыми знакомыми.
— Если бы удовольствие от нашего общения можно было измерить в денежном эквиваленте, то получилось бы уехать на месяц к тёплому океану, — с юмором заключила писатель и победитель премии прошлого года Светлана Ахмедова.— Но я бы отказалась.
Шестеро лучших
— «Проза 18–40. Открытие»: Ксения Еленец,
— «Проза 40+. Мастер»: Владислав Щербак,
— «Поэзия 18–40. Открытие»: Мирослава Бессонова,
— «Поэзия 40+. Мастер»: Надя Делаланд,
— «Детская литература»: Светлана Горева,
— Специальный диплом премии Левитова-2024 «За вклад в развитие современной прозы»: Роман Богословский.
Текст: Анна Дикарева
Фото: Фото из личного архива Анны Харлановой и участников фестиваля, а также из сообщества липецкого киноклуба «Ностальгия»