Сергей Сошников: «Нужно строить так, чтобы в городе хотелось жить»

Сергей Сошников: «Нужно строить так, чтобы в городе хотелось жить»

В этом году Липецкой архитектурной службе 80 лет, и это прекрасный повод побеседовать с почётным архитектором России Сергеем Сошниковым.

Сергей Сошников  почётный председатель Липецкого регионального отделения Союза архитекторов России, член президиума совета старейшин Союза строителей Липецкой области и член экспертного совета при губернаторе Липецкой области.

Основной и вернейший инструмент архитектора  мозг. И именно там, в сером веществе, воспитываются чувство меры, вкус, которые обязаны возникнуть при работе над проектом. А ещё нужно время.

В этом году Липецкой архитектурной службе 80 лет, и это прекрасный повод побеседовать с одним из выдающихся её представителей: почётным архитектором России Сергеем Алексеевичем Сошниковым.

80 лет  для начала

 Сергей Алексеевич, вы приехали в Липецк 37 лет назад, когда архитектурная служба в городе уже существовала. Давайте бросим ретроспективный взгляд на то, как всё начиналось.

 Всё началось в военный 1944 год, когда Липецкая область ещё не была образована, но в Липецке решением областного Совета депутатов трудящихся было создано управление главного архитектора города. Оно утверждало проекты застройки, наблюдало за качеством архитектурных работ, отводило земельные участки под ведомственное, коммунальное и индивидуальное строительство. Также ему была поручена охрана памятников культуры. С тех пор ведомство много раз реорганизовывалось, но всегда держалось главного принципа архитектурной деятельности, записанного в уставе Союза архитекторов: защищать общество от непрофессиональных действий в сфере архитектуры. Чем мы, собственно, до сих пор и занимаемся.

Если оглянуться назад, то в 1950-х годах, например, можно вспомнить показательный момент, подтверждающий вышесказанное. Когда шла застройка площади Ленина в Липецке по проекту ленинградского архитектора Бровкина, областное руководство предъявило ультиматум: если в течение года Христорождественский собор с колокольней, частично разрушенный, утративший архитектурные детали, не будет восстановлен, то к началу ввода в эксплуатацию Дома Советов (здание нынешней областной администрации), его попросту снесут.

И тогда всего за год главный архитектор области Леонид Рудаков разработал проект реконструкции собора, и была отремонтирована колокольня. Так памятник архитектуры  доминанта города  был спасён архитекторами.

Улица Ленина. Субботник. Апрель 1978 года. Автор: Геннадий Логунов

 Известны случаи, когда архитекторов снимали с должности, если они ратовали за восстановление храмов города?

Христорождественская церковь

 Было и такое. В 1961 году глава архитектурной службы города Александр Вагнер был снят с работы в течение одного дня на бюро горкома КПСС за разрешение ремонта Христорождественской церкви (сейчас на улице 9 Января). Это был не лучший период для работы архитекторов, потому что с середины 1950-х годов архитектурные органы лишили самостоятельности и подчинили работе управления коммунального хозяйства города. В это время со строящихся домов убирали всякий декор, снимали штукатурку, карнизы.

Одна из ошибок Хрущёва

 Это так называемые «архитектурные излишества», по словам генсека Никиты Хрущёва, любящего показывать всему миру «кузькину мать»?

 Да, но у малообразованного Хрущёва было много серьёзных ошибок, включая геополитические, от которых мы до сих пор страдаем. Одна из самых значительных заключается в том, что он отдал архитектуру на откуп строительству. В переводе с древнегреческого «архитектор»  главный строитель. И это положение действует во всём мире. Но только в России до сих пор, даже спустя 70 лет после одиозного хрущёвского постановления, архитекторам не удаётся в полной мере вернуть этот статус.

А ведь ещё в июне 2016 года президент Владимир Путин поручил установить до конца года подчинение главных архитекторов непосредственно главному исполнительному лицу региона. То есть фактически архитектор в своём круге вопросов должен стать заместителем главы субъекта Федерации или мэра города.

Так было, когда я работал в должности главного архитектора города. Оперативно разрешались все проблемы. Объезжая город с руководителем администрации, мы думали и принимали решение сразу: что можно сделать, что нельзя, вплоть до мелочей, где какую декоративную решётку уличного ограждения поставить. Сейчас между архитектором и главой города находится масса различных подразделений. При этом группу по благоустройству города у нас упразднили, как и должность главного художника города, хотя много раз поднимался вопрос, что они Липецку необходимы.

И должность главного архитектора сегодня не наделена никакими серьёзными полномочиями. Нужно понимать, что есть определённые стандарты профессии. Для того чтобы стать главным архитектором города, нужно сначала получить образование, а затем лет 710 поработать под руководством опытных коллег. Только после этого специалист может претендовать на внесение своего имени во всероссийский реестр архитекторов, дающий право на самостоятельную творческую и руководящую деятельность.

Да ведь надобно и строить

 У нас страна развивается часто благодаря отдельным специалистам, профессионалам. Вами и вашей группой в городе много было сделано и делается сейчас.

Бирута Канцане

 Я был приглашён в Липецк на должность главного художника города по результатам всесоюзного конкурса. Получил приглашение от руководства города и главного архитектора Липецка Бируты Канцане (наша газета писала о ней в конце 2022 года, когда легенда липецкой архитектуры ушла из жизни, электронную версию текста можно прочитать здесь). До этого учился и затем преподавал в Новосибирске, прошёл все возможные ступени архитектурной профессии в крупном проектном институте Центрального Казахстана. Бирута Павловна говорила как-то, что считает большим, а может, главным своим достижением то, что пригласила группу архитекторов из Сибири и Казахстана в Липецк. Если представить себе на мгновение наш город без построек этой плеяды архитекторов, то Липецк, особенно его центральную часть (площадь Петра Великого, проспект Победы, улицу Терешковой), вообще было бы не узнать. Это были высококвалифицированные архитекторы, лауреаты многих творческих смотров и конкурсов. Да и местные липецкие архитекторы, среди которых немало талантливых людей, оживились после такого вливания «свежей крови». Когда в конце девяностых годов к нам приезжали коллеги из других городов, они говорили, что в Липецке произошла архитектурная революция!

 Расскажите, пожалуйста, как преобразился лик города благодаря приезду группы архитекторов.

 Мы, занимаясь проектированием каждого нового объекта, всегда старались внести не только нечто прогрессивное, но и зачастую даже новаторское. Так, например, было с жилым домом-комплексом на улице Московской, отличающимся от привычной застройки своими монументальными формами и маленькими квадратными, выходящими на транспортную магистраль окошечками. Причём часть из них представляет собой просто ниши. Это первый в России дом, где вопросы шумозащищённости эффективно решались исключительно архитектурными средствами. Так, гаражи выполняют здесь своеобразную роль шумозащитных экранов, а их фундаменты гасят вибрацию от проходящего колёсного транспорта и трамваев. Эксплуатируемая кровля гаражей была рассчитана на заезд тяжёлых пожарных машин, чьи лестницы дотягивались бы до окон 10-го этажа. Ведь в те времена липецкий парк пожарных машин был оснащён лестницами, достающими лишь до окон 9-го этажа.

Самое главное заключается в том, что жилые окна обращены на солнечную сторону, на южный горизонт, а на транспортную магистраль выходят только маленькие окна кладовок и лестничных клеток. Приехавший в Липецк народный архитектор России, академик архитектуры и автор здания театра на Таганке Юрий Гнедовский впечатлился им настолько, что спросил: «Почему вы не выдвигаете этот дом на Госпремию?» Сейчас даже студентов-архитекторов из других городов сюда привозят, чтобы они посмотрели постройку. Это был хороший эксперимент, давший позитивный результат.

«Ривьера» не только крупнейший торгово-развлекательный комплекс региона. Это ещё и общественное пространство под уникальным стеклянным покрытием.

Борьба с навязчивой безликостью

 Если продолжать разговор о жилой застройке, то весьма интересен эксперимент, инициированный Бирутой Канцане, в ту пору занимавшей должность главного архитектора Липецкой области. С целью разнообразить архитектуру домов микрорайон Университетский разделили на кварталы, и каждый квартал проектировали разные архитектурные мастерские: Сергея Высоцкого, Владимира Дмитриева, Геннадия Александрова. Нам, мастерской «Сошников/Аристовы  архитекторы», достался небольшой квартал из трёх многоэтажных домов. И это, как показывает время, дало свой позитивный результат: получился такой своеобразный, интересный и какой-то узнаваемый район, где жителям невозможно заблудиться, как в известном фильме Эльдара Рязанова. Нужно строить так, чтобы в городе хотелось жить.

Ещё у нас такой бич дворовых пространств сейчас существует: загруженность личным автотранспортом, который паркуется везде, где придётся. В 29-м микрорайоне, где работала компания СУ-11, построен один из первых комплексов в Липецке, в котором все машины заезжают на парковку на уровне первого этажа, а на её кровле разбили зелёный благоустроенный двор с площадкой для игр детей и отдыха взрослых. Двор изолирован так, что там могут гулять дети без присмотра родителей, потому что туда не заехать машинам. То есть сделано всё, чтобы создать комфортную среду для проживания и не нарушить существующие нормы.

Многоэтажный жилой комплекс в 29-м микрорайоне не только выделяется на городском фоне арками. При проектировании и строительстве был применён принцип «двор без машин»

Профессия без права на ошибку

 Сергей Алексеевич, архитектор  это профессия результата. Поэтому архитектор не имеет права на ошибку. Проектируя здание или памятник архитектуры, вы же отдаёте себе отчёт в том, что он изменит облик города на десятилетия? Что чувствует при этом архитектор?

 Есть такое выражение, что в архитектуру приходят не для того, чтобы оставаться незамеченным. Но от этого чувство ответственности у адекватного архитектора только возрастает. Много можно говорить на эту тему, я скажу одно. Проблема в том, что настоящие творческие архитекторы смотрят на город из будущего в настоящее и думают о том, как бы не навредить грядущим поколениям, а инвесторы, как и строители, порой видят лишь сегодняшний день. Проблема здесь не только в разных горизонтах планирования, но и в различной, зачастую оппозиционной мотивации своей профессиональной деятельности. Всегда надо помнить: по тому, что мы оставим нашим потомкам, будут судить обо всём нашем поколении. И здесь даже одно нелепо «воткнутое» в историческое сердце города безграмотными архитекторами безликое здание способно навсегда испортить это впечатление.

Беседовала Светлана Чеботарёва
Фото: из архива Сергея Сошникова, «Первого номера», сообщества «Старый Липецк  исторические фотографии города»