Белоснежная мода любви

В историко-культурном музее «Городская управа» можно увидеть метаморфозы свадебной моды.

Одно и то же свадебное платье так же неудобно надеть дважды, как невозможно войти в одну и ту же реку. Оттого и ценен этот наряд, и образ создаётся щепетильно, отражая индивидуальный стиль каждой пары. Вместе с тем свадебная мода соотносится с модой времени, поэтому по платьям и вуалям, костюмам, строгим галстукам или бабочкам можно судить о стилях эпох с точностью до 10 лет.

Сохраните семейный альбом

Музей «Городская управа» заинтересовался не только эволюцией свадебного наряда. Свадебная мода  это лишь один аспект большого проекта «Семейный альбом», получившего поддержку фонда «Милосердие» в рамках программы «Стальное дерево-2024».

Смысл проекта  сохранить семейный альбом, чтобы вспомнить самим и дать возможность детям, внукам и последующим поколениям познакомиться с летописью собственной семьи в фотографиях и взять то лучшее, что было. Мы ведь всегда надеемся, что следующее поколение будет жить лучше.

В музее в рамках проекта поздравили юбиляров семейной жизни, сохранивших супружеские отношения на протяжении 50 и более лет (номинация «Золотая свадьба»). Желающие поделились личными историями (номинация «Семейные воспоминания»). А в конце сентября состоится ролевая игра в здании музея  бывшем особняке больших купеческих семей Хренниковых, Небученовых и Болховитиновых.

 Надеемся, что наш проект поможет по-другому взглянуть на семью,  рассказывает заведующая музеем «Городская управа» Ирина Сулина.  Мы почему-то думаем, что наши дети или внуки сами узнают историю семьи или уже знают её по умолчанию, поэтому в суете забываем рассказать, как жили их предки, как трудились, чем дорожили. И это уходит. Но если мы вместе посмотрим альбом с семейными фотографиями и скажем: вот твои дедушка, бабушка, они были людьми, достойными уважения и подражания. И ты должен быть таким человеком.

Как добывался наряд подвенечный

В музее можно узнать о традициях наряда новобрачных 197019801990-х и нулевых годов.

 В советские времена, особенно в 1970-е, в моду вошёл кримплен,  говорит о свадебных трендах Ирина Сулина.  Но достать отрез именно белого кримплена было нелегко. Люди ездили за этой тканью в Москву, старались добыть её через знакомых.

В нулевых годах невесты могли отходить от стандартов, используя и другие тона свадебного платья, а советские девушки шли в загс только в белом. Белый в русской традиционной символике всегда означал чистоту и истину. В противоположность, кстати, китайской традиции, где белый считается цветом траура.

 И вот счастливая невеста купила-таки кипенно-белый кримплен, к которому в тон полагалась такая же молния,  делится одной из свадебных историй семидесятых Ирина Сулина.  Однако белых молний в магазинах не оказалось. Пришлось взять жёлтую и долго обесцвечивать её белизной, чтобы она стала одного тона со свадебным нарядом.

О том, как ударял дефицит по образу жениха, также рассказывала Ирина Сулина:

 Невеста желала видеть своего жениха на свадьбе непременно с галстуком-бабочкой. Но редкого аксессуара в магазинах не было. Тогда швея выпорола часть подкладки пиджака новобрачного и сшила из неё заветную бабочку.

Белое платье, белая фата

В Советском Союзе многие женщины умели шить. Но свадебное платье  одежда особая, поэтому чаще всего его доверяли профессиональным портным. Из историй и свадебных фотографий, собранных музеем, узнаём, какие ателье в Липецке считались лучшими. Высшего разряда ателье располагалось на улице Плеханова, где сейчас находится областное управление социальной политики.

Ну и наконец главный познавательный интерес: как менялась свадебная мода в советское и раннее постсоветское время? В 1960-е годы, судя по представленным фотографиям, невесты предпочитали укороченные платья. Их можно было надеть не только на роспись в загсе, но и на любой праздник после. Недлинная фата крепилась на причёску типа «бабетта» либо сверху на завитые короткие волосы невесты.

В семидесятые фаворитом невест стал уже упомянутый кримплен, но шили платья и из гипюра. Они длиннее наряда шестидесятых, фата невесты также опустилась чуть ниже, неизменным остался всё тот же белый цвет.

Платье красиво облегает фигуру, пышность юбки минимальна. Среди вырезов и воротников наряда невесты лидирует треугольный вырез-мыс или же воротник-стойка. И никаких декольте. У женихов конца семидесятых  модные белые рубашки с длинными острыми воротниками, широкие брюки а- ля стиляги.

Восьмидесятые привнесли новое веяние на голову невест: традиционный венок, к которому крепилась фата, потеснился белой свадебной шляпой, украшенной искусственными цветочками, с большими полями.

Те же белые платья  лаконичные и торжественные, преимущественно с короткими рукавами, даже если свадьбы игрались зимой. Перчаток найти было сложно, поэтому невесты стоят на фотографиях с голыми руками.

В девяностые венок с фатой вернулись. И появились пышные кринолины на обручах. По признаниям невест, они доставляли неудобства при ходьбе и сидении за столом, зато выглядели поистине празднично. Конец девяностых ознаменовался модой на большие подплечники. Эта тенденция отразилась и на свадебных платьях.

А двухтысячные и последующие годы можно смело характеризовать эпохой декольте и оголённых плеч в свадебной моде. В причёсках преобладают залитые лаком, обрамляющие лицо локоны, фата крепится к забранным в пучок волосам. В это же время меняется и мода на одежду жениха. Нередко тёмные тона уступают место светлым, а то и вообще встречаются женихи в одежде принцев  в костюмах белого или кремового цветов.

И в пир, и в мир

Алексей Жиганов с супругой  участники музейного свадебного конкурса. Говорит, что, познакомившись с будущей женой, встречались полгода, подали документы в загс. Шёл 1985 год. И они стали одними из последних молодожёнов, которые заключили брак в загсе на площади Революции. Затем он закрылся.

 Цели специально покупать свадебный наряд у нас не было,  рассказывает свою историю Алексей.  Платье жене сшила тёща с расчётом на то, чтобы потом можно было его куда-то надеть. А у меня был костюм, пошитый в небольшом ателье на углу улиц Первомайской и Пушкина. Там работал модный в ту пору закройщик  то ли армянин, то ли еврей.

Свадьба наша состоялась во времена горбачёвского «сухого закона», поэтому спиртное отцу пришлось искать по всему городу. Купил в магазинчике в районе 10-й Шахты две бутылки шампанского. Запомнилось то, что в одной бутылке оно оказалось нормальным, а в другой  кислым. И ещё помню, что тогда в традицию родителей входило дарить определённые подарки молодожёнам. От родителей жениха  шифоньер и кровать, а с родителей невесты причитались ковёр и шторы. В то время появились в свободной продаже катушечные вертикальные стереомагнитофоны. По цене они стоили одинаково с коврами. Я сказал невесте: «Если тёща будет подарок покупать, то пусть вместо ковра лучше магнитофон нам купит». Но тёща настояла: «Ковёр  и всё! Как же к вам гости придут и увидят, что у вас ковра нет на стене?» Так что остались мы без магнитофона тогда. А вообще не в платьях, не в магнитофонах и коврах счастье. И я считаю неправильным, когда пишут, что семейная жизнь  это труд. Для кого она труд, те расходятся. Труд  это работа. Если человек устаёт от работы, он приходит домой отдыхать. Но если семья  труд, то получается, что он идёт отдыхать из дома на работу? Мы живём с женой 26 лет, у нас двое детей, двое внуков. Семья не труд, а взаимоуважение и любовь, которая «никогда не перестаёт».

Коралловая история любви

Родители липчанки Татьяны Манюгиной тоже оказались участниками конкурса свадебной моды:

 Мою маму Елену Петровну Манюгину, тогда Селиванову, по окончании учёбы по распределению отправили в Ригу. Поначалу она много гуляла, любуясь старым городом. В одну из таких прогулок к ней подошёл парень с белыми хризантемами и спросил, где находится нужная ему улица. Это был мой папа, он шёл на свадьбу к своему другу и город на самом деле знал хорошо. Мама тогда пожала плечами, сказав, что не может ничем помочь, потому что в Риге недавно. На что папа ответил: «Давайте я сам покажу вам эту улицу»  и подарил ей эти цветы. Так начался их роман. Удивительно то, что они оказались земляками: папа был из Липецка, а мама  из Добринского района, из села Лебедянка.

Мама ещё несколько месяцев работала в Риге, а потом вернулась домой. Папа поехал к её родителям, чтобы попросить руки их дочери. В 1989 году у них состоялась большая, весёлая свадьба, потому что все знали: женится сын профессора политехнического института. Костюм папа покупал в Москве, а мама дорогое, из французского атласа, платье  в Риге. На голове  шляпка, очень красивая, таких в Липецке не было, тоже из Латвии. Только на фото мама стоит не очень довольная. Был слякотный февраль, и её обрызгала проезжавшая мимо машина. В браке мои родители живут 35 лет. Этот срок называют коралловой свадьбой. У них родились 10 детей и 10 внуков. Жили мы, дети, всегда во внимании и родительской любви. И сейчас, когда собираемся все вместе, нам так тепло и здорово друг с другом!

«Настоящее» и «волшебство»

Я записывала истории, рассматривала свадебные фотографии людей, которые старше на одно, два, а то и три поколения, и постоянно просилось словосочетание «настоящее волшебство». Даже так, по отдельности: «настоящее» и «волшебство». Настоящее  потому что есть в этих людях не придуманное, не наигранное, а естественное и большое, что мы часто теряем или вообще уже потеряли. А волшебство  это доброта, умение понимать других, радость общения с близкими людьми, которые приходят на помощь тогда, когда она нужна. Когда все вместе и любят друг друга. Когда всё получается и любые препятствия, и даже беды, можно преодолеть.

Пишите письма, господа

Ирина Сулина, заведующая филиалом Липецкого историко-культурного музея «Городская управа»:

 Мне кажется, важно сохранять семейные альбомы, именно бумажные фотокарточки, ведь электронные фото легче утратить. Хорошо бы возродить традицию рукописных писем, а не коротеньких сообщений в мессенджерах со смайликами, как мы сейчас привыкли общаться. У нас есть такая семейная история, когда молодые люди увиделись один раз, познакомились, жили в разных городах, писали восемь месяцев письма друг другу. И девушка получила предложение выйти замуж в письме. А до того момента было много писем, в которых можно было понять не только, что человек делает, но и как, что он думает. Это отнюдь не ретроградность  в письмах действительно передаётся душа, поэтому виднее люди. И потом письма сохраняются на долгие годы как семейная реликвия.

Текст: Светлана Чеботарёва
Фото из архива музея «Городская управа»