В Липецке тестируют новый проект по обеспечению доступной среды. В областном центре сделали ещё один шаг к тому, чтобы жизнь людей с ОВЗ стала комфортнее. Проект «Говорящий город» рассчитан на незрячих, колясочников, людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и другими ограничениями возможности здоровья.
По статистике, только в Липецке проживает более 64 000 инвалидов различных нозологий. В Липецкой области в целом — более 125 000 инвалидов.
Фантастика становится реальностью
О том, насколько хорошо было бы внедрить в Липецке эту систему, вице-президент и региональный координатор АНО «Нет предела» Юрий Топтов рассказывал ровно полгода назад. Юрий полностью незрячий и о том, как трудно слепым ориентироваться в городе, знает по себе.
— Взять хотя бы элементарное — поход в магазин, — объясняет Юрий Топтов. — В знакомых местах мы, незрячие, неплохо ориентируемся. А вот в чужих приходится обращаться за помощью к окружающим. Адекватно реагируют далеко не всегда. Часто мы бываем беспомощны и на улице: попробуй вслепую перейти дорогу с плотным потоком транспорта! У нас есть золотая мечта — чтобы в Липецке заработала программа «Говорящий город». Она создана специально для слепых и действует в Москве и Питере.
«Говорящий город» — это акустическая система ориентирования инвалидов по зрению. С её помощью люди с ОВЗ, установив на смартфон специальную программу, могут узнать номер и направление движения подошедшего на остановку транспортного средства. Особые метки, нанесённые на дома, подскажут, какая это улица и какой дом. А в магазине человек сориентируется, в каком он отделе, какие на прилавках продукты.
— Когда подходит автобус, ты нажимаешь кнопку на своём смартфоне, а у водителя загорается лампочка, которое «подсказывает», что собирается в транспорт садиться незрячий человек, — объясняет Топтов. — Водитель не тронется с места, пока я не завершу посадку. Так же при выходе: перед остановкой нажимаешь кнопку, и водитель ждёт. На светофорах тоже срабатывает не просто «пищалка», а включается голосовое сообщение — вы переходите улицу такую-то. Вроде мелочь, но эта программа значительно облегчает инвалидам жизнь.
Скажу честно: тогда рассказы Юрия звучали как сказка. Но теперь то, что казалось фантастикой, стало реальностью. В Липецк на тестирование системы «Говорящий город» приехали её разработчики из Санкт-Петербурга.
Трели Триоли
Систему голосовой помощи инвалидам на дороге назвали «Триоль». В музыке этот термин означает связку из трёх нот одинаковой длительности. На дороге «Триоль» переводит цветовые сигналы в звуковые. Объявляет о том, что переход разрешён; предупреждает, что зелёный скоро погаснет.
На смартфон система передаст сообщение о том, что светофор отключён или о том, что в ночное время звуковое дублирование сигналов светофора не работает. По команде пользователя она может принудительно — на короткое время — включить воспроизведение речевых сообщений.
Переход разрешён
Пешеходный переход у остановки «Хлебозавод № 3» теперь умеет разговаривать. Место выбрали не случайно — по соседству находится предприятие «Электроаппарат», где работают незрячие, тут же общежитие, где они живут. Одновременно с зелёным сигналом светофора раздаётся: «Переход улицы Студёновской разрешён!». Когда зелёный начинает мигать, слышится предупреждение: «Переход заканчивается!».
На тестирование системы собрались несколько инвалидов: эксперты по «Доступной среде» Роман Бирюков на электроскутере, Екатерина Зверева на инвалидной коляске, незрячие Юрий Топтов, Михаил Матюхин и Татьяна Шаповалова. Татьяна пришла с собакой-поводырём, чёрным лабрадором Хазаром. Умный пёс, ведя за собой хозяйку, несколько раз пересёк проезжую часть, повинуясь сигналам светофора и голосу из динамика.
В ночном режиме голосовое сопровождение включается только после соответствующего запроса через приложение. Умная программа может работать и со светофорами вызывного типа. Незрячему непросто найти на столбе кнопку, на которую нужно нажать для перехода улицы. Он нажмёт её на своём смартфоне.
— В Питере такие устройства на светофорах работают везде, — рассказала заместитель генерального директора по связям с общественностью компании «Говорящий город» Алёна Болдышева. — Есть такие и в Москве. А начиналось всё 10 лет назад. К нам тогда обратились члены общества слепых с просьбой помочь незрячим людям перемещаться по городу.
Поедем кататься!
Система «Говорящий город» теперь заработает и в одном из липецких автобусов. На маршруте № 28. Его выбрали не случайно.
— Он проходит по улице Механизаторов, где расположен Центр образования, реабилитации и оздоровления для слепых и слабовидящих детей, — объяснил директор МУП «Липецкпассажиртранс» Дмитрий Мартыненко. — В ближайшее время автобус будет курсировать по маршруту, чтобы липчане смогли познакомиться с системой.
Стоя на остановке, инвалид с помощью смартфона сообщает, что ему нужно войти в автобус. Зона действия оборудования — минимум 10 м, причём для его работы не нужен интернет. Звуковой маяк — небольшая пластиковая коробочка — крепится над средней дверью автобуса.
И незрячим, и колясочникам удобнее входить в транспорт именно через эту дверь. Основная часть оборудования — в кабине водителя. Если инвалид собирается войти в автобус или выйти из него, на пульте появляется соответствующий сигнал.
— Система надёжная и удобная, — прокомментировал водитель МУП «Липецкпассажиртранс» Дмитрий Воронов. — Я уже освоился, в принципе, никакой сложности. Мне подаётся сигнал, что на следующей остановке будет посадка инвалида, причём указывается, колясочник это или инвалид по зрению.
Как работает «Говорящий город»
Нужно скачать приложение на смартфон. В программе появится информация о приближающемся транспорте: его тип, номер и направление движения.
Если особому пассажиру нужен именно этот транспорт, он нажатием кнопки передаёт сигнал водителю о своём намерении совершить посадку. Водитель, получив сигнал, постарается подъехать ближе к остановке и поможет произвести посадку, открыв все двери транспортного средства. Одновременно с открытием дверей над одной из них раздастся звуковой сигнал, благодаря которому незрячий пассажир сориентируется. Если сигнал подаёт инвалид-колясочник, то водитель поможет произвести посадку такому пассажиру, откинув аппарель транспортного средства. Предусмотрена и функция предупреждения о высадке. Система удобна не только для маломобильных пассажиров, но и для водителей: они, получив сигнал, могут заранее спланировать свои действия.
Прогресс на месте не стоит
К представителям компании-разработчика было много вопросов. Как быть тем, кто не привык пользоваться смартфоном, например пожилым? Оказалось, программа подходит и для кнопочного телефона. Алёна Болдышева объяснила принцип системы: используются радиочастоты, а телефон сопрягается с оборудованием с помощью Bluetooth. Это особенно удобно, например, в Москве, где в целях безопасности сейчас часто используют «глушилки». Испытания доказали эффективность системы «Говорящий город» в любых условиях.
Роман Бирюков спросил, можно ли с помощью этого приложения оплачивать проезд? Для колясочника очень неудобно передвигаться по салону, а передавать другим свою карту готов не каждый. Пока что такой функции нет, ответили ему, но техническая возможность добавить её есть.
Сейчас по маршруту № 28 курсирует только один автобус, оборудованный этой системой. Что дальше?
— Тестируя эту систему, мы понимаем, что она «зашла», — прокомментировал Дмитрий Мартыненко. — Теперь планируем обращаться в управление соцзащиты региона. Какое количество автобусов будет оборудовано, зависит от финансов.
— Проработаем вопрос совместно, — добавил председатель департамента транспорта Евгений Чекрыжов. — Я думаю, коллеги напишут письма в поддержку этой полезной инициативы, и мы решим, какие автобусы в первую очередь нужно оснастить системой. Да, ещё недавно это казалось фантастикой. Но несколько лет назад и электробусы казались нереальной вещью. А сейчас они ездят у нас в городе. Прогресс на месте не стоит.
В отпуск со смартфоном
А после обеда систему «Говорящий город» протестировали дети — ученики Центра образования, реабилитации и оздоровления (ЦОРИО). Среди них много незрячих. Некоторые скептики сомневались, что ребята смогут пользоваться новинкой.
Практика показала: сомневались зря. Даже ученики средних классов быстро поняли принцип действия системы. Старшеклассники уже через пару минут разобрались в приложении.
— И дети, и родители просто в восторге, — рассказала заместитель директора ЦОРИО по информатизации Юлия Карташова. — Нам, зрячим, невозможно представить, насколько такая система помогает людям с проблемами зрения ориентироваться на улицах. Теперь город с ними заговорит.
Скачать приложение для Android можно скачать здесь, для IOS — тут.
Текст: Марина Карасик
Фото: Александра Пастушенко