Город должен заговорить

Город должен заговорить

В Липецке тестируют новый проект по обеспечению доступной среды. В областном центре сделали ещё один шаг к тому, чтобы жизнь людей с ОВЗ стала комфортнее. Проект «Говорящий город» рассчитан на незрячих, колясочников, людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и другими ограничениями возможности здоровья.

По статистике, только в Липецке проживает более 64 000 инвалидов различных нозологий. В Липецкой области в целом  более 125 000 инвалидов.

Фантастика становится реальностью

О том, насколько хорошо было бы внедрить в Липецке эту систему, вице-президент и региональный координатор АНО «Нет предела» Юрий Топтов рассказывал ровно полгода назад. Юрий полностью незрячий и о том, как трудно слепым ориентироваться в городе, знает по себе.

 Взять хотя бы элементарное  поход в магазин,  объясняет Юрий Топтов.  В знакомых местах мы, незрячие, неплохо ориентируемся. А вот в чужих приходится обращаться за помощью к окружающим. Адекватно реагируют далеко не всегда. Часто мы бываем беспомощны и на улице: попробуй вслепую перейти дорогу с плотным потоком транспорта! У нас есть золотая мечта  чтобы в Липецке заработала программа «Говорящий город». Она создана специально для слепых и действует в Москве и Питере.

«Говорящий город»  это акустическая система ориентирования инвалидов по зрению. С её помощью люди с ОВЗ, установив на смартфон специальную программу, могут узнать номер и направление движения подошедшего на остановку транспортного средства. Особые метки, нанесённые на дома, подскажут, какая это улица и какой дом. А в магазине человек сориентируется, в каком он отделе, какие на прилавках продукты.

 Когда подходит автобус, ты нажимаешь кнопку на своём смартфоне, а у водителя загорается лампочка, которое «подсказывает», что собирается в транспорт садиться незрячий человек,  объясняет Топтов.  Водитель не тронется с места, пока я не завершу посадку. Так же при выходе: перед остановкой нажимаешь кнопку, и водитель ждёт. На светофорах тоже срабатывает не просто «пищалка», а включается голосовое сообщение  вы переходите улицу такую-то. Вроде мелочь, но эта программа значительно облегчает инвалидам жизнь.

Скажу честно: тогда рассказы Юрия звучали как сказка. Но теперь то, что казалось фантастикой, стало реальностью. В Липецк на тестирование системы «Говорящий город» приехали её разработчики из Санкт-Петербурга.

Трели Триоли

Систему голосовой помощи инвалидам на дороге назвали «Триоль». В музыке этот термин означает связку из трёх нот одинаковой длительности. На дороге «Триоль» переводит цветовые сигналы в звуковые. Объявляет о том, что переход разрешён; предупреждает, что зелёный скоро погаснет.
На смартфон система передаст сообщение о том, что светофор отключён или о том, что в ночное время звуковое дублирование сигналов светофора не работает. По команде пользователя она может принудительно  на короткое время  включить воспроизведение речевых сообщений.

Переход разрешён

Пешеходный переход у остановки «Хлебозавод  3» теперь умеет разговаривать. Место выбрали не случайно  по соседству находится предприятие «Электроаппарат», где работают незрячие, тут же общежитие, где они живут. Одновременно с зелёным сигналом светофора раздаётся: «Переход улицы Студёновской разрешён!». Когда зелёный начинает мигать, слышится предупреждение: «Переход заканчивается!».

На тестирование системы собрались несколько инвалидов: эксперты по «Доступной среде» Роман Бирюков на электроскутере, Екатерина Зверева на инвалидной коляске, незрячие Юрий Топтов, Михаил Матюхин и Татьяна Шаповалова. Татьяна пришла с собакой-поводырём, чёрным лабрадором Хазаром. Умный пёс, ведя за собой хозяйку, несколько раз пересёк проезжую часть, повинуясь сигналам светофора и голосу из динамика.

В ночном режиме голосовое сопровождение включается только после соответствующего запроса через приложение. Умная программа может работать и со светофорами вызывного типа. Незрячему непросто найти на столбе кнопку, на которую нужно нажать для перехода улицы. Он нажмёт её на своём смартфоне.

 В Питере такие устройства на светофорах работают везде,  рассказала заместитель генерального директора по связям с общественностью компании «Говорящий город» Алёна Болдышева.  Есть такие и в Москве. А начиналось всё 10 лет назад. К нам тогда обратились члены общества слепых с просьбой помочь незрячим людям перемещаться по городу.

Поедем кататься!

Система «Говорящий город» теперь заработает и в одном из липецких автобусов. На маршруте  28. Его выбрали не случайно.

 Он проходит по улице Механизаторов, где расположен Центр образования, реабилитации и оздоровления для слепых и слабовидящих детей,  объяснил директор МУП «Липецкпассажиртранс» Дмитрий Мартыненко. В ближайшее время автобус будет курсировать по маршруту, чтобы липчане смогли познакомиться с системой.

Стоя на остановке, инвалид с помощью смартфона сообщает, что ему нужно войти в автобус. Зона действия оборудования  минимум 10 м, причём для его работы не нужен интернет. Звуковой маяк  небольшая пластиковая коробочка  крепится над средней дверью автобуса.

И незрячим, и колясочникам удобнее входить в транспорт именно через эту дверь. Основная часть оборудования  в кабине водителя. Если инвалид собирается войти в автобус или выйти из него, на пульте появляется соответствующий сигнал.

 Система надёжная и удобная,  прокомментировал водитель МУП «Липецкпассажиртранс» Дмитрий Воронов.  Я уже освоился, в принципе, никакой сложности. Мне подаётся сигнал, что на следующей остановке будет посадка инвалида, причём указывается, колясочник это или инвалид по зрению.

Как работает «Говорящий город»

Нужно скачать приложение на смартфон. В программе появится информация о приближающемся транспорте: его тип, номер и направление движения.
Если особому пассажиру нужен именно этот транспорт, он нажатием кнопки передаёт сигнал водителю о своём намерении совершить посадку. Водитель, получив сигнал, постарается подъехать ближе к остановке и поможет произвести посадку, открыв все двери транспортного средства. Одновременно с открытием дверей над одной из них раздастся звуковой сигнал, благодаря которому незрячий пассажир сориентируется. Если сигнал подаёт инвалид-колясочник, то водитель поможет произвести посадку такому пассажиру, откинув аппарель транспортного средства. Предусмотрена и функция предупреждения о высадке. Система удобна не только для маломобильных пассажиров, но и для водителей: они, получив сигнал, могут заранее спланировать свои действия.

Прогресс на месте не стоит

К представителям компании-разработчика было много вопросов. Как быть тем, кто не привык пользоваться смартфоном, например пожилым? Оказалось, программа подходит и для кнопочного телефона. Алёна Болдышева объяснила принцип системы: используются радиочастоты, а телефон сопрягается с оборудованием с помощью Bluetooth. Это особенно удобно, например, в Москве, где в целях безопасности сейчас часто используют «глушилки». Испытания доказали эффективность системы «Говорящий город» в любых условиях.
Роман Бирюков спросил, можно ли с помощью этого приложения оплачивать проезд? Для колясочника очень неудобно передвигаться по салону, а передавать другим свою карту готов не каждый. Пока что такой функции нет, ответили ему, но техническая возможность добавить её есть.

Сейчас по маршруту  28 курсирует только один автобус, оборудованный этой системой. Что дальше?

 Тестируя эту систему, мы понимаем, что она «зашла»,  прокомментировал Дмитрий Мартыненко.  Теперь планируем обращаться в управление соцзащиты региона. Какое количество автобусов будет оборудовано, зависит от финансов.

 Проработаем вопрос совместно,  добавил председатель департамента транспорта Евгений Чекрыжов.  Я думаю, коллеги напишут письма в поддержку этой полезной инициативы, и мы решим, какие автобусы в первую очередь нужно оснастить системой. Да, ещё недавно это казалось фантастикой. Но несколько лет назад и электробусы казались нереальной вещью. А сейчас они ездят у нас в городе. Прогресс на месте не стоит.

В отпуск со смартфоном

А после обеда систему «Говорящий город» протестировали дети  ученики Центра образования, реабилитации и оздоровления (ЦОРИО). Среди них много незрячих. Некоторые скептики сомневались, что ребята смогут пользоваться новинкой.

Практика показала: сомневались зря. Даже ученики средних классов быстро поняли принцип действия системы. Старшеклассники уже через пару минут разобрались в приложении.

 И дети, и родители просто в восторге,  рассказала заместитель директора ЦОРИО по информатизации Юлия Карташова.  Нам, зрячим, невозможно представить, насколько такая система помогает людям с проблемами зрения ориентироваться на улицах. Теперь город с ними заговорит.

Скачать приложение для Android можно скачать здесь, для IOS  тут.

Текст: Марина Карасик
Фото: Александра Пастушенко