Предприниматели развивают местные торговые марки и находят новые рынки сбыта. «Сделано в Липецкой области» — продукция с таким знаком качества выходит на российский рынок. Развиваться новым предприятиям помогают федеральные и региональные программы поддержки малого и среднего бизнеса.
Учёба как работа
Одна из липецких историй успеха — швейный цех предпринимателя Ксении Ермоловой. Производство бизнес-леди открыла в прошлом году.
— После 16 лет работы по найму и при наличии трёх высших образований я поняла, что хочу работать на себя, — делится Ксения. — Прошла обучение по программе одного из интернет-магазинов 2,5 года назад. И начала строить собственный бизнес как куратор курса по теме маркетплейсов. Сама торговала на площадке и обучала других. Параллельно разрабатывала свои модели. Отшивала небольшие коллекции — для Липецка и Москвы. Постепенно сформировался дружный сильный коллектив.
Со временем, укрепив позиции на рынке и получив достаточно опыта, Ксения Ермолова стала подрядчиком центра «Мой бизнес» по выходу как раз на маркетплейсы.
Сшила себе бизнес
Вектор развития бизнеса Ксении изменило знакомство с Липецким областным фондом поддержки МСП. Там она узнала о займе «Старт» для молодых предпринимателей, которые на рынке меньше года. Ксения взяла 1 млн рублей под 1% годовых. Начинающую бизнес-леди в этом решении поддержали коллеги. Да и сама она подсчитала, что на свои средства открыться стало бы дороже.
— На тот момент у меня было всего две недели, чтобы воспользоваться предложением, — рассказывает девушка. — Иначе моё ИП по срокам открытия уже не подходило бы под условия программы. Я успела заскочить практически в последний вагон. Накануне Нового года получила заёмные средства. У нашей команды на тот момент уже был «якорный клиент», для которого мы отшивали партии одежды. Эта модель бизнеса более комфортная — когда и для себя, и для клиента что-то производишь. Меньше рисков и больше возможностей для развития.
От пошива до реализации
На заёмные средства Ксения арендовала помещение и закупила современное швейное оборудование. Чуть позже воспользовалась программой по регистрации товарного знака в центре «Мой бизнес» и получила субсидию от регионального управления экономического развития на возмещение затрат на маркетплейсах.
Бизнес Ксении Ермоловой социально ориентированный. Среди сотрудников — люди с ограниченными возможностями здоровья, а также «серебряного» возраста.
Сейчас в её швейном цехе трудится пять мастериц. Есть приглашённые конструкторы и дизайнеры. Основной профиль предприятия — производство лёгкой женской одежды из натуральных тканей: платьев, брюк, пижам.
— Мои работницы всё делают своими руками — от моделирования до пошива и реализации, — говорит Ксения. — Причём портнихи сами носят одежду, которую отшивают.
Сейчас команда бренда работает над новой капсульной коллекцией в сотрудничестве с дизайнером Татьяной Хрущёвой. И в этом, пожалуй, заключается одно из преимуществ именно личного брендинга: если вы производите товар, его всегда можно доработать под запрос аудитории. С чужой продукцией так сделать не получится.
Всё по лекалу
Изделия бренда одежды Ксении Ермоловой представлены в крупных российских интернет-магазинах. При этом, как отмечает сама бизнесвумен, коллекция для маркетплейсов не подразумевает большого количества артикулов в ассортименте товаров.
— Это, как правило, 2–3 модели, которые активно продаются, — уточняет Ксения. — Мы по этой схеме и работаем. Сейчас планируем развивать сегмент «средний плюс» — для лимитированного круга клиентов. И продавать его со временем через сайт. Уже закупили ткань. В ближайших планах — расширение производства и открытие цеха в Грязях.
— Мне нравится развиваться в швейной сфере, — делится сотрудник цеха Юлия Канина. — Я самоучка, работаю здесь и параллельно изучаю техники пошива. Недавно прошла трёхмесячные курсы по моделированию одежды. Теперь с Ксенией будем разрабатывать лекала новых изделий.
Выйти в плюс
Объёмы готовой продукции в Липецкой области увеличиваются — это факт. Так, к маю 2023 года темп роста производства пищевой промышленности составил порядка 10%, одежды — 12%, текстиля — 55%. Основной акцент сделан на развитии местных брендов. Этому способствуют федеральные и региональные программы. К примеру, в текущем году более трёхсот бизнесменов Липецкой области получили данную помощь в центре поддержки предпринимательства «Мой бизнес». Услуги разные — от регистрации товарного знака и участия в ярмарках до сертификации товаров и выхода на маркетплейсы.
Для местных производителей также предусмотрена субсидия на возмещение затрат на торговых онлайн-площадках. Поставщики товаров могут вернуть до 500 тысяч рублей. Те, кто только планирует начать собственный бизнес, могут воспользоваться региональным грантом «Лёгкий старт»: получить субсидию до полумиллиона рублей и возместить 90% своих расходов на открытие дела.
«Неместные» стали местными
За пределами региона получила известность липецкая сеть доставки пиццы и роллов «Неместные». В 2018 году предприниматели Дмитрий Инякин и Артём Федюнин открыли первую точку доставки горячей еды.
Через год к бренду присоединились партнёры из Ельца. На данный момент открыто уже 17 торговых точек (четыре собственных, 13 — по франшизе) в разных российских регионах: Московской, Ленинградской, Воронежской, Тульской и Орловской областях. Объём заказов за год только по нашему региону — более 175 тысяч.
На кухне в основном отечественное оборудование, например конвейерные печи для выпекания. Порядка 20 пицц в час — так работает «неместное» производство. К слову, сами бизнесмены это блюдо обожают. Порой лично приходят на кухню, чтобы помочь поварам с готовкой.
Нелишний миллион
Выйти на новые рынки и повысить узнаваемость бренда липецким производителям помогает субсидия на франшизу.
— Мы обращались в центр «Мой бизнес», — рассказывает Артём, — где нам посоветовали партнёрскую программу именно при покупке данной бизнес-модели. Можно вернуть до 1 млн рублей и покрыть 80% фактических затрат. Это хорошее подспорье для предпринимателей, учитывая, что у нас в планах до 2027 года открыть порядка 100 точек по России.
Колбаса по рецепту
— По-моему, у каждого ребёнка 1990-х была мечта — иметь свой колбасный цех, — признаётся председатель сельскохозяйственного кооператива «Нилан» Игорь Моисеев. — В 2016 году мы начали работу с минимального штата сотрудников и небольшого убойного цеха. Постепенно производство расширялось. Через два года открыли отделение обвалки мяса. Затем появилась коптильня. Параллельно разрабатывали натуральные рецептуры колбасных изделий, деликатесов и охлаждённого мяса. Современный покупатель привык, что колбаса обязательно должна быть с приправой. И мы нашли для нашей продукции подходящие специи, чтобы подчеркнуть вкус изделий.
Новый уровень
Сегодня кооператив — это мукомольное производство, а также предприятие полного цикла переработки мясной продукции. В ассортименте порядка 65 наименований.
Сырокопчёные и варёные изделия, полуфабрикаты, тушёнка и даже мясные чипсы. Более 40 тонн готовых деликатесов в год отправляют по всей стране. В 2021 году бренд победил в номинации «Доверие потребителей» регионального конкурса «Лидер малого и среднего бизнеса».
— Начинали мы с объёмов в 700 кг, — объясняет Игорь. — А сейчас это полторы-две тонны готовой продукции в день. Среди постоянных покупателей — рестораны и гипермаркеты, в том числе по России. Есть небольшая сеть собственных торговых точек. Недавно заключили контракт с известной отечественной сетью розничных магазинов. Признаться, раньше российский ритейл не интересовался такими мелкими производителями, как мы. Но западные санкции сыграли на руку, и теперь фермерские продукты отечественного производства всё чаще появляются на полках супермаркетов.
В цифрах
38 282 субъекта МСП и 54 175 самозанятых зарегистрировано к началу июля 2024 года в Липецкой области*
174 345 человек — численность людей в сфере МСП, включая самозанятых*
*По данным управления экономического развития Липецкой области
Текст: Елена Мещерякова
Фото: Сергей Паршин