Держим марку

Держим марку

Предприниматели развивают местные торговые марки и находят новые рынки сбыта. «Сделано в Липецкой области»  продукция с таким знаком качества выходит на российский рынок. Развиваться новым предприятиям помогают федеральные и региональные программы поддержки малого и среднего бизнеса.

Учёба как работа

Одна из липецких историй успеха  швейный цех предпринимателя Ксении Ермоловой. Производство бизнес-леди открыла в прошлом году.

 После 16 лет работы по найму и при наличии трёх высших образований я поняла, что хочу работать на себя,  делится Ксения.  Прошла обучение по программе одного из интернет-магазинов 2,5 года назад. И начала строить собственный бизнес как куратор курса по теме маркетплейсов. Сама торговала на площадке и обучала других. Параллельно разрабатывала свои модели. Отшивала небольшие коллекции  для Липецка и Москвы. Постепенно сформировался дружный сильный коллектив.

Со временем, укрепив позиции на рынке и получив достаточно опыта, Ксения Ермолова стала подрядчиком центра «Мой бизнес» по выходу как раз на маркетплейсы.

Сшила себе бизнес

Вектор развития бизнеса Ксении изменило знакомство с Липецким областным фондом поддержки МСП. Там она узнала о займе «Старт» для молодых предпринимателей, которые на рынке меньше года. Ксения взяла 1 млн рублей под 1% годовых. Начинающую бизнес-леди в этом решении поддержали коллеги. Да и сама она подсчитала, что на свои средства открыться стало бы дороже.

 На тот момент у меня было всего две недели, чтобы воспользоваться предложением,  рассказывает девушка.  Иначе моё ИП по срокам открытия уже не подходило бы под условия программы. Я успела заскочить практически в последний вагон. Накануне Нового года получила заёмные средства. У нашей команды на тот момент уже был «якорный клиент», для которого мы отшивали партии одежды. Эта модель бизнеса более комфортная  когда и для себя, и для клиента что-то производишь. Меньше рисков и больше возможностей для развития.

От пошива до реализации

На заёмные средства Ксения арендовала помещение и закупила современное швейное оборудование. Чуть позже воспользовалась программой по регистрации товарного знака в центре «Мой бизнес» и получила субсидию от регионального управления экономического развития на возмещение затрат на маркетплейсах.

Бизнес Ксении Ермоловой социально ориентированный. Среди сотрудников  люди с ограниченными возможностями здоровья, а также «серебряного» возраста.

Сейчас в её швейном цехе трудится пять мастериц. Есть приглашённые конструкторы и дизайнеры. Основной профиль предприятия  производство лёгкой женской одежды из натуральных тканей: платьев, брюк, пижам.

 Мои работницы всё делают своими руками  от моделирования до пошива и реализации,  говорит Ксения.  Причём портнихи сами носят одежду, которую отшивают.

Сейчас команда бренда работает над новой капсульной коллекцией в сотрудничестве с дизайнером Татьяной Хрущёвой. И в этом, пожалуй, заключается одно из преимуществ именно личного брендинга: если вы производите товар, его всегда можно доработать под запрос аудитории. С чужой продукцией так сделать не получится.

Всё по лекалу

Изделия бренда одежды Ксении Ермоловой представлены в крупных российских интернет-магазинах. При этом, как отмечает сама бизнесвумен, коллекция для маркетплейсов не подразумевает большого количества артикулов в ассортименте товаров.

 Это, как правило, 23 модели, которые активно продаются,  уточняет Ксения.  Мы по этой схеме и работаем. Сейчас планируем развивать сегмент «средний плюс»  для лимитированного круга клиентов. И продавать его со временем через сайт. Уже закупили ткань. В ближайших планах  расширение производства и открытие цеха в Грязях.

 Мне нравится развиваться в швейной сфере,  делится сотрудник цеха Юлия Канина.  Я самоучка, работаю здесь и параллельно изучаю техники пошива. Недавно прошла трёхмесячные курсы по моделированию одежды. Теперь с Ксенией будем разрабатывать лекала новых изделий.

Выйти в плюс

Объёмы готовой продукции в Липецкой области увеличиваются  это факт. Так, к маю 2023 года темп роста производства пищевой промышленности составил порядка 10%, одежды  12%, текстиля  55%. Основной акцент сделан на развитии местных брендов. Этому способствуют федеральные и региональные программы. К примеру, в текущем году более трёхсот бизнесменов Липецкой области получили данную помощь в центре поддержки предпринимательства «Мой бизнес». Услуги разные  от регистрации товарного знака и участия в ярмарках до сертификации товаров и выхода на маркетплейсы.
Для местных производителей также предусмотрена субсидия на возмещение затрат на торговых онлайн-площадках. Поставщики товаров могут вернуть до 500 тысяч рублей. Те, кто только планирует начать собственный бизнес, могут воспользоваться региональным грантом «Лёгкий старт»: получить субсидию до полумиллиона рублей и возместить 90% своих расходов на открытие дела.

«Неместные» стали местными

За пределами региона получила известность липецкая сеть доставки пиццы и роллов «Неместные». В 2018 году предприниматели Дмитрий Инякин и Артём Федюнин открыли первую точку доставки горячей еды.

Через год к бренду присоединились партнёры из Ельца. На данный момент открыто уже 17 торговых точек (четыре собственных, 13  по франшизе) в разных российских регионах: Московской, Ленинградской, Воронежской, Тульской и Орловской областях. Объём заказов за год только по нашему региону  более 175 тысяч.

На кухне в основном отечественное оборудование, например конвейерные печи для выпекания. Порядка 20 пицц в час  так работает «неместное» производство. К слову, сами бизнесмены это блюдо обожают. Порой лично приходят на кухню, чтобы помочь поварам с готовкой.

Нелишний миллион

Выйти на новые рынки и повысить узнаваемость бренда липецким производителям помогает субсидия на франшизу.

 Мы обращались в центр «Мой бизнес»,  рассказывает Артём,  где нам посоветовали партнёрскую программу именно при покупке данной бизнес-модели. Можно вернуть до 1 млн рублей и покрыть 80% фактических затрат. Это хорошее подспорье для предпринимателей, учитывая, что у нас в планах до 2027 года открыть порядка 100 точек по России.

Колбаса по рецепту

 По-моему, у каждого ребёнка 1990-х была мечта  иметь свой колбасный цех,  признаётся председатель сельскохозяйственного кооператива «Нилан» Игорь Моисеев.  В 2016 году мы начали работу с минимального штата сотрудников и небольшого убойного цеха. Постепенно производство расширялось. Через два года открыли отделение обвалки мяса. Затем появилась коптильня. Параллельно разрабатывали натуральные рецептуры колбасных изделий, деликатесов и охлаждённого мяса. Современный покупатель привык, что колбаса обязательно должна быть с приправой. И мы нашли для нашей продукции подходящие специи, чтобы подчеркнуть вкус изделий.

Новый уровень

Сегодня кооператив  это мукомольное производство, а также предприятие полного цикла переработки мясной продукции. В ассортименте порядка 65 наименований.

Сырокопчёные и варёные изделия, полуфабрикаты, тушёнка и даже мясные чипсы. Более 40 тонн готовых деликатесов в год отправляют по всей стране. В 2021 году бренд победил в номинации «Доверие потребителей» регионального конкурса «Лидер малого и среднего бизнеса».

 Начинали мы с объёмов в 700 кг,  объясняет Игорь.  А сейчас это полторы-две тонны готовой продукции в день. Среди постоянных покупателей  рестораны и гипермаркеты, в том числе по России. Есть небольшая сеть собственных торговых точек. Недавно заключили контракт с известной отечественной сетью розничных магазинов. Признаться, раньше российский ритейл не интересовался такими мелкими производителями, как мы. Но западные санкции сыграли на руку, и теперь фермерские продукты отечественного производства всё чаще появляются на полках супермаркетов.

В цифрах

38 282 субъекта МСП и 54 175 самозанятых зарегистрировано к началу июля 2024 года в Липецкой области*
174 345 человек  численность людей в сфере МСП, включая самозанятых*
*По данным управления экономического развития Липецкой области

Текст: Елена Мещерякова
Фото: Сергей Паршин