Две экспозиции открылись в Липецком областном краеведческом музее.
Своя земля и в горсти мила — с этим не только все согласны, но ещё и часто повторяют. В краеведческом музее расширили границы охвата любви не на словах, а выделив два зала: «Липецкая земля» 6+ и «Старый город» 6+.
Перекраивание по-краеведчески
Два последних года в главном областном музее происходят преобразования: пять из 12 залов меняют свой облик благодаря ремонту и новому содержанию. В день первоверховных апостолов Петра и Павла — и в этом символизм, усмотренный директором музея Александром Гепаловым, ведь это ещё и именины Петра I, имеющего прямое отношение к зарождению Липецка, — открылись два новых зала: «Липецкая земля» и Старый город».
Такого обновления любители истории родного края ждали давно. Помимо новых витрин с современным освещением в экспозиции установили электронные этикетки, приобретённые музеем при поддержке нацпроекта «Культура». Это планшеты с сенсорной панелью. В одно касание можно получить информацию о каждом экспонате.
К осени в обновлённых музейных залах появится мультимедиа-гид с выходом на федеральную цифровую платформу «Артефакт» — гид по музеям России. Таким образом об экспонатах Липецкого областного краеведческого музея можно будет узнать из любой точки мира. А в музее заработает аудиогид, к которому можно будет подключиться через мобильное приложение, чтобы знакомиться с краеведческой информацией без выхода в интернет.
— Чтобы приходить вновь и вновь, открывать наш край с новой стороны, влюбляясь в него, — сказала на открытии выставки начальник управления культуры и искусства Липецкой области Ирина Кремнёва, подчеркнув, что новые залы созданы в год областного 70-летия.
В юбилейном году музей успеет открыть ещё два зала, посвящённых липецкой авиации и специальной военной операции.
Липецк из глубины веков
Ходишь по залу «Старый город» среди былой мебели, домашней утвари, сувениров и предметов гардероба людей — тоже старинных, между прочим, посмотришь в окно — и кажется, что там — XVIII, XIX или начало XX века. И Липецкий курорт в парке с назидательным уроком кокеткам, и даже экипаж Александра I, приехавшего в Липецк в 1820 году, где-то приостановился. Закройте глаза — здесь пахнет историей.
Целый раздел экспозиции посвящён зарождению курорта «Липецкие минеральные воды», начало которому и положил приехавший император. Эта выставочная часть условно делится на мужской и женский уголок. В мужском представлены предметы гражданского костюма курортника XIX–XX веков. Там же и бутылка липецкой минеральной воды выставлена.
— Это достаточно редкий экспонат для фондов нашего областного краеведческого музея, — комментирует Александр Гепалов и обращает также внимание на женский уголок, который будет интересен больше дамам. — Здесь платья того времени, предметы, связанные с украшением себя, и атрибуты дамского кокетства — веер, например.
Выставлена и одна из главных реликвий музея — надгробная чугунная плита Алексея Фёдоровича Пушкина, прадеда Александра Сергеевича Пушкина. Он был капитаном драгунского полка и некоторое время служил воеводой Сокольской крепости. Плита найдена археологами на территории Липецка.
У Белгородской черты
Достаточно большая часть экспозиции отведена Белгородской черте. Её пристально изучали историки и археологи нашей области (главным образом, Д.А. Ляпин, А.Н. Бессуднов, А.Н. Голотвин) в сотрудничестве с другими российскими учёными. Это было великое 800-километровое оборонительное и градообразующее сооружение, самое большое в истории России. Без него не было бы городов Липецкой области Усмани, Лебедяни и всех крупных сёл. И что было бы сейчас с Курском, Белгородом, Воронежем, если бы не соорудили в XVII веке защитную черту? Это были бы деревни, окраина государства, а рядом располагалось бы Крымское ханство или Османская империя.
Белгородская черта представляла собой огромный военно-оборонительный комплекс — непрерывную линию от Тамбова до нынешнего города Сумы на Украине. Она поворачивала на современный Липецк, Усмань была на этой черте, Добрый (сейчас село Доброе), Сокольск (ныне Чаплыгин) и дальше шла на Мичуринск (Козлов). Основная линия: Белгород — Мичуринск. И она шла поперёк главным степным путям — шляхам, по которым двигались татары.
Кстати, термин «засечная черта» неточный. Засечной Белгородскую черту называли по традиции. Главным инженером Белгородской черты был француз Давид Николя. Тогда часто приглашали иностранцев, но опыт строительства оборонных черт в России был большой. Впервые систему сооружений создали в XVI веке в Тульской области, страдающей от набегов татар. Тогда люди просто рубили деревья и валили их ветками вперёд.
Раньше слова «рубить» не существовало, а было слово «сечь». Отсюда произошло название «засечная черта», которое по аналогии в XX веке перенеслось на Белгородскую черту. Сами люди XVII века не называли её засечной. Засека — это был вид оборонительного сооружения из поваленных кронами вперёд деревьев. Белгородская же черта — это другое укрепление, где засека не играла большой роли. У нас степь, лесостепь, одними деревьями не обойдёшься. Нужно было строить капитальную стену, которая не прерывалась. Даже по воде защита была, в Добром это можно увидеть. Строили стены, рвы, валы, башни, остроги. Высота стены достигала почти 4 м (шестиметровые брёвна где-то на 1,5 м уходили в землю).
Территория военного и человеческого подвига
На выставке «Липецкая земля» можно увидеть находки археологов Голотвина, Ивашова, более ранние — Матвеевой и других учёных, изучавших Черту и обогативших тем самым региональную и российскую историю. Память многих липчан заканчивается на родных, участвовавших в Великой Отечественной войне. Это прекрасно, но наши корни глубже. Нельзя умалять подвиг людей Белгородской оборонительной черты, которые также защищали свою страну, землю, ставшую гигантской территорией военного и человеческого подвига.
На нашей территории были созданы военные округа, появилась первая профессиональная армия, произошло перевооружение. И стал сам интенсивно переселяться народ. В истории таких экспериментов было немного. Жалования не платили, но земли давали по 100–200 гектаров. А ведь нужно возделывать это никогда и никем не паханное черноземное полотно. Всё это колоссальный труд. Люди начинали планомерное хозяйственное освоение территории и при этом воевали, жили и сумели превратить в XVIII — XIX веках эти земли в лучшие, а затем сделать их промышленными центрами.
Поэтому интересны военные артефакты Черты. Пороховница, например, свинцовые пули, копья.
— У нас есть и оружейный кремешочек, — рассказывает ещё об одном замечательном экспонате Александр Гепалов. — Он в свинцовой обкладке для того, чтобы не выскакивал во время использования ударно-кремневого оружия. А из мирно-строительного — обнаруженный археологами плотницкий топор XVII века».
Литературная история и грустные мысли
Экспозиция «Липецкая земля» организована таким образом, что можно проводить тематические экскурсии. Презентуя литературную карту Липецкой области, как не сказать об Иване Бунине и Михаиле Пришвине, практически в одно время учившихся в Елецкой мужской гимназии? В витринах выставки — прошение матери Бунина, желающей дать сыну образование в этом учебном заведении.
Личные вещи другого знаменитого гимназиста — Михаила Пришвина — также можно увидеть в обновлённом выставочном зале.
Прекрасно, что в Липецке хранят память об этих людях. А где же ложка дёгтя?.. Дойдя до финала этого материала, я всё ещё не понимала, как подать информацию. И нужно ли, спрашивала себя. Нужно.
В июне я решила посмотреть место захоронения Михаила Михайловича Пришвина на Введенском кладбище в Москве. Ведь история и культура — это об ушедших, не так ли? Введенское, или Немецкое, как его называли до революции, кладбище — старый некрополь, возникший во время чумы в столице. Он не отличается большой посещаемостью туристов. Могилу Пришвина нашла не сразу, но хорошо, что вообще нашла. Увидела памятник работы скульптора Конёнкова — великолепную птицу Сирин. А подойдя ближе, как-то с толку сбилась… На месте покоя писателя царствовала рослина а-ля борщевик. А Пришвин писал, что после него останутся на земле незабудки. Но на могиле — пластиковая бутылка, разрезанная пополам, с гнилой коричневой водицей, и гербарий-пион в ней. Ещё пара засохших цветов, прилипших к могильной плите. Смотрела на это с мыслью: «Можно ли сказать сейчас, что вы, Михаил Михайлович, всегда с нами? Что вас любит вся Россия?».
К уборке я не готовилась, поэтому надела полиэтиленовые пакеты на руки и попыталась убрать на могиле, насколько возможно.
Я привезла фотографию в рамке с видом Ельца, Вознесенского собора и Сосны, по которой гимназист Пришвин хотел уплыть в Азию, а попал обратно в гимназию. На фото надпись: «Елецкая земля, родина Михаила Михайловича Пришвина».
И горсть елецкой земли привезла. Произнесла вслух: «Лучше бы вас похоронили в Ельце, Михаил Михайлович. Порядка было бы больше на могиле». Землю елецкую посыпала. Своя земля и в горсти мила.
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Александра Пастушенко, Светлана Чеботарёва
Видео: Липецкий областной краеведческий музей, «Первый номер»