Как липчане в тылу ковали Победу.
Одну из самых трагических дат в истории нашей страны мы отметили 22 июня. 83 года назад началась самая разрушительная и жестокая из всех войн. Мы помним 1 418 дней и ночей Великой Отечественной и скорбим по миллионам жизней, положенных на алтарь Великой Победы. Но этот день в то же время и день гордости — за нашу страну, которая освободила мир от фашистского ига, и за наших людей, которые, сплотившись, защитили Отечество.
На военные рельсы
Только из Липецка и Липецкого района на фронт ушли почти 46 тысяч человек, каждый третий из них не вернулся домой. Но и те, кто остался в тылу, тоже воевали с фашистами — самоотверженным трудом.
До 1943 года Липецк был прифронтовым. В 1941-м враг стоял всего в 60-ти километрах от города. Работу всех предприятий перевели на военные рельсы. Липчане работали круглые сутки, смены длились по 16 часов. Трудовую повинность наложили на всех, включая 16-летних подростков.
Существует легенда, что Липецк в годы войны не бомбили. На самом деле бомбёжки были.
— Папа был на работе, на «Свободном соколе», мама ушла за молоком, — рассказывала липчанка Лидия Константиновна Тихонова, её семья жила на улице Газина. — Вдруг раздался грохот, всё затряслось, посыпались стёкла в окнах. Мы закричали… Как потом рассказывал папа, он в это время работал на станке, от бомбёжки в цехе вылетели стёкла из окон, и он, беспокоясь о нас, бросился домой. Как сейчас вижу: папа открывает дверь, бледный, мы кидаемся к нему, плачем. Он гладит нас, успокаивает.
Как стало известно, целью немецких самолётов были доменная печь и железнодорожный мост станции «Чугун-1», но бомбы взорвались неподалёку. Чтобы сберечь оборудование завода, его эвакуировали на Урал.
Липчане для фронта
В годы войны в Липецке работали около 40 эвакогоспиталей. Комсомольцы помогали медикам ухаживать за ранеными: читали книги, писали за них письма, устраивали концерты и сдавали кровь. Жители города и области помогали фронту и личными средствами. В фонд обороны сдали более 3,5 млн рублей. Туда же сдавали сверхплановую продукцию, облигации, тёплые вещи для воинов. На пожертвования липчан построили военные самолёты «Большевик Липецка» и «Липецкий комсомолец». Последний передали уроженцу села Двуречки лётчику Сергею Литаврину. На нём он уничтожил 19 вражеских самолётов и получил звание Героя Советского Союза.
Крепчайшая спайка народа
На предприятиях выпускали продукцию для нужд фронта. Ежедневно производили до 3 000 мин и гранат. Их делали на чугунолитейном заводе, радиаторном, «Свободном соколе», заводе № 61 («Станкострой» — ныне Липецкий тракторный), ремонтно-тракторном (позднее — станкостроительный) и даже на спиртзаводе. Производили сани и лыжи для Красной армии, противотанковые ежи и железобетон, противотанковые надолбы для установки на Донском оборонительном рубеже и на подступах к Липецку, зажигательные брикеты. Засекреченный завод «Станкострой» перепрофилировали на ремонт танков и боевой техники.
— Мне в 1941-м было 20 лет, — вспоминала липчанка Клавдия Никаноровна Мамзина. — Я была секретарём комитета комсомола на заводе. Мы там и дневали, и ночевали. Мои товарищи даже спали у станков, домой не ходили.
Весной 1942-го на базе «Станкостроя» формируют первый танковый корпус под командованием Михаила Катукова, который уже в мае вступил в бой с гитлеровцами, а потом дошёл до Берлина. Вот как описывает этот период маршал бронетанковых войск дважды Герой Советского Союза Михаил Ефимович Катуков в своей книге мемуаров «На острие главного удара»:
«Главную работу по формированию корпуса провели в городе Липецке… Первые дни в больших хлопотах — устраиваемся, обживаем очередной бивуак, устанавливаем связь с местными партийными и советскими организациями. Встречают не только приветливо, но и заинтересованно. Не ждут, когда попросишь, а сами предлагают: у нас есть то-то и то-то, может быть, пригодится для войск. И это при крайне ограниченных возможностях городского хозяйства. В большой готовности помочь ощущаешь не что иное, как крепчайшую спайку, могучее единство нашего народа».
К 1943-му на «Станкострое» отремонтировали 176 танков, а с 1944 года стали производить знаменитые Т-34 с пушками двух калибров.
Переход к мирной жизни
В 1943 году на базе «Станкостроя» в рекордно короткие сроки создали тракторный завод. Уже в июне 1944-го тут собрали первый гусеничный трактор «Кировец-35» с бензиновым двигателем. Завод стал производить так необходимые стране сельскохозяйственные машины.
В первые послевоенные годы интенсивно восстанавливается промышленность, достраиваются производственные мощности, к 1949 году заработала Новолипецкая ТЭЦ. Градообразующее предприятие переживало второе рождение. Всё трудоспособное население города выходило на субботники.
Двойная эвакуация и мобилизация
С Новолипецкого металлургического на фронт ушло около 2 000 сотрудников. 620 из них погибли, больше 300 — пропали без вести.
До конца июня 1941-го НЛМЗ работал на полную мощность. В августе запасы сырья закончились, доставка кокса и руды из Донбасса прекратилась, а с востока сырьё поступало с перебоями. В октябре правительство приняло решение об эвакуации оборудования в Челябинск. Кстати, уже через год завод был восстановлен и готов к пуску, ждали приказа на задувку доменной печи № 1, но началось наступление немцев на Сталинград. Пришлось проводить повторную «переброску» оборудования, материалов и рабочей силы. После эвакуации и мобилизации трёхтысячного коллектива на заводе осталось всего 213 рабочих и 16 инженерно-технических сотрудников, но НЛМЗ продолжал жить.
«Освоено производство зажигательных брикетов и спичек, причём путём подбора рецептуры, с помощью экспериментов, — говорится в отчёте завода о выполнении оборонных заказов. — В механическом цехе освоили производство подошв для миномётов. Уже несколько месяцев в производстве окопные печи».
Возрождение НЛМЗ
После разгрома немцев под Москвой и наступления советских войск в 1942 году Совнарком принял решение восстановить НЛМЗ. За неполных три месяца металлурги, строители, жители города и окрестных деревень возродили доменную печь № 1, механический, литейный и электрический цеха, цех водоснабжения, котёл и электрочасть ТЭЦ. Питание электроэнергией осуществлялось от завода «Свободный сокол». В 1943 году, в канун битвы на Курской дуге, завод снабжал фронт всем необходимым. Освоили производство движков типа «Лудло» и центробежных вентиляторов типа «Сирокко». Для выплавки стали в паровозном депо организовали литейный цех, там заработал конвертер.
«Молодые котельщики механического цеха НЛМЗ создали у себя фронтовую молодёжную бригаду, — писала газета „Липецкая коммуна“. — В неё вошли пять человек, в том числе два учащихся ФЗО № 3. За первую декаду октября бригада выполнила план на 115%. Ученик Бурдин выполнил задание на 230%».
За годы войны сотрудники НЛМЗ внесли из своих личных сбережений 225 000 рублей на постройку танковой колонны. Четыре года они шефствовали над госпиталем № 1282.
Воодушевлённые победами
В 1944-м станочный парк НЛМЗ значительно расширился, увеличились мощности, число работников перевалило за тысячу. План выполнили на 115%. Воодушевлённые победами Красной армии, сотрудники взяли обязательство выпустить сверх плана 300 тонн чугунного литья и 200 тонн водопроводной арматуры. Слово сдержали: план 1944 года выполнили на 112%.
«Ширится движение „трёхсотников“ — выполняющих по три нормы, — пишет 21 апреля 1944 года „Липецкая коммуна“. — Один из инициаторов этого движения — токарь товарищ Макаркин. Он систематически выполняет задание на 300%. В число передовиков выдвинулась и бригада котельщиков товарища Колесникова».
По производственному плану на 1944 год новолипчане должны были выпустить водопроводной арматуры, вентиляторов «Сирокко», конных приводов для молотилок, деталей к тракторам и машинам на 8 млн 187 тысяч рублей. План 1945-го обязывал произвести продукции уже на 10,5 млн рублей. Перевыполнил план даже чугунолитейный цех, который числился в отстающих. НЛМЗ добился лучших результатов среди коллективов города, ему вручили переходящее Красное знамя горкома ВКП(б) и горисполкома. Осенью 1945-го завершили строительство цеха металлоконструкций, освоили производство стального литья и смонтировали электропечь. Количество сотрудников выросло до 1 900 человек.
Чрезвычайные полномочия
Для возрождения доменного производства в Липецке привлекли опытнейших металлургов страны.
«Я приехал на НЛМЗ по личному приказу наркома чёрной металлургии Тевосяна, — вспоминал начальник доменного цеха Иван Домницкий. — Нужно было восстанавливать цех, поднимать первую и вторую домны. По штатному расписанию в доменном числились пять или шесть человек. В наркомате сказали: даём чрезвычайные полномочия. Сам подбирай людей, посылай учиться, вызывай с Магнитки, с Кузнецка. Поднимай домны».
Первая доменная дала чугун в декабре 1950 года, вторая — через полтора года. В 1952-м цех вышел на довоенную мощность, а потом кратно нарастил объём производства.
Текст: Марина Карасик
Фото из фондов музея НЛМК