Ремонт чаши, сеть велодорожек и возвращение статуй спортсменов: Комсомольский пруд ожидает второе рождение. Главный искусственный водоём Липецка, созданный три столетия назад, впервые капитально отремонтируют и по-настоящему «перезагрузят». Масштабное обновление пруда и пешеходной зоны вокруг водоотводного канала реки Липовки пройдёт в девять этапов.
Записки Серафима Неверова
В своих записках о жизни Липецка в начале и середине ХХ века Серафим Неверов описывает территорию нынешнего Комсомольского пруда:
«У пруда была высокая насыпная плотина с двумя спусками воды. В летнее время извозчики купали здесь лошадей. (…) Направляемся вдоль пруда, доходим до горы. С левой стороны была мойка белья, обложенная каменной стеной, с тесовой крышей, с проложенными мостиками на другую сторону мойки. Ею может пользоваться много народа: она имела глубину воды примерно 80 см. За мойкой брали воду водовозы, снабжали городское население. Ёмкость бочки — 25 вёдер, цена за бочку — 25 копеек».
Годами накопленное
Любимый липчанами и гостями города Комсомольский пруд выглядит пока что не очень фотогенично. Его периметр обтянут оранжевой сеткой, вода спущена: на объекте идут работы с прошлой осени. В июне рабочие вывезли со дна пруда все многолетние (последняя расчистка была в 2008 году) иловые отложения — это 10,8 тонны.
— На данный момент специалисты подрядной организации ООО «РУС Сошки» демонтировали полуразрушенную отмостку, идущую вдоль подпорной железобетонной стены, — рассказал корреспонденту «Первого номера» Виталий Лесных, начальник управления главного смотрителя Липецка. — Идут работы по монтажу шпунта из ПВХ для укрепления берегов водоёма. Всего по контракту запланировано 260 м, выполнено 30 м.
Водная часть
«России нужна вода» — таким был девиз петровской политики. Поражение русских войск в 1695 году под турецкой крепостью Азов не остановило Петра Первого. Неугомонный царь решил в короткий срок построить российский военный флот на берегах рек Воронежа и Дона, с помощью которого он хотел разгромить турецкий флот.
Посещая Липецкий край проездом, Пётр I узнал от местных ремесленников и умельцев железоделательного промысла о больших запасах железной руды возле Липецка. Он приказал немедленно приступить к строительству железоделательных заводов. В царствование Петра I на территории современного Липецка находились Верхний (1703 г.) и Нижний (1712 г.) железоделательные заводы. Важный нюанс — в движение механизмы заводов приводила именно вода.
Руководил строительством первого железоделательного завода на реке
Липовке стольник Лукьян Сытин. В мае 1703 года он доложил Петру Первому:
«По твоему, Государь, указу с Воронежа из
Приказу Адмиралтейских дел велено мне, холопу твоему, строить в Романовском уезде в селе Липских Студёнках новые железные заводы, и те,
Государь, заводы строятся, а домны вся в отделке».
Старинное наследие
Рабочим предстоит обустроить глиняный замок — старинный способ устранения протечек — и обновить отмостки подпорных стен пруда со стороны Петровского спуска. Ранее эксперты выявили промоины под подпорной стеной. Немудрено — каменная обводка пруда была выложена ещё в 1911 году по распоряжению городского головы Митрофана Клюева. Тогда же была разобрана и петровская плотина.
С тех пор уникальный объект капитально не обновляли. Хотя пруд — ровесник Липецка — был создан в 1703 году. В XVIII веке его называли пруд Верхнего железоделательного завода, или просто Верхний. В XIX столетии водоём стали называть Липовским, так как он образован водами реки Липовки.
Увы, документов о том, как строился водоём, какие особенности имел, по прошествии стольких лет не сохранилось. Современным архитекторам, работавшим над проектом пруда, пришлось скрупулёзно проводить инженерные изыскания и по крупицам собирать детали о состоянии объекта. Конечно, с оглядкой на богатую историю Комсомольского пруда.
Удивительный факт
Петровский спуск в нижней его части — с каскадом фонтанов, тротуаром, потоком машин — это «тело» плотины Верхнего железоделательного завода. Только представьте: сейчас мы ходим по старой плотине XVIII века длиной 116 метров, шириной 18, а высотой 5,5 метра, когда-то перегородившей Липовку!
Особенности первого
40 специалистов «Гипромеза» несколько месяцев трудились над созданием проектно-сметной документации по обновлению пруда. Перед архитекторами стояла непростая задача. Нужно было не только обновить искусственный водоём, но и сохранить его изюминки.
— С него, по сути, начался сам город Липецк, — подчеркнул директор проектного института «Гипромез» Алексей Огурцов, — Для железоделательного завода нужны были большие объёмы воды. Первым водоёмом, который создали для производственных нужд, и стал наш пруд.
Комсомольское начало
Первые попытки облагородить водоём зафиксированы историками в конце XVIII века, когда Липецк получил широкую известность как уникальный курорт с целебной минеральной водой и грязями. Но вплоть до начала XX века пруд использовали для хозяйственных целей.
Лишь в 1950-е годы власти решили сделать пруд местом отдыха липчан. Водоём благоустраивала молодёжь города. Пруд украсили скульптурами спортсменов. Тогда же он и стал называться Комсомольским.
— В 1948 году была сформирована чаша с бортовым бетонным камнем, — заметил главный архитектор проекта Юрий Ефремов. — Мы постарались максимально сохранить рисунок подпорной стены. Она в некоторых местах сильно износилась: есть большие расслоения, трещины. Так как город развивался, уплотнялась застройка, в те годы был проложен новый канал — от нынешнего Комсомольского пруда до Петровского рынка, возведён «горбатый» мост через Липовку.
Без труда нет пруда
Благоустройство пруда — это только начало «перезагрузки». Обновление ждёт и пешеходную зону вокруг водоотводного канала реки Липовки. Оно пройдёт в девять этапов.
— Так будет удобнее строить: как раз девять участков расположено между мостами, — объяснил Юрий Ефремов. — Необходимо сформировать пешеходный, велосипедный пути. Считаю, что надо в срочном порядке создавать велопешеходное кольцо от Комсомольского пруда до Петровского рынка. На каких-то участках велодорожки уже присутствуют. В целом очень хочется сделать современную «перезагрузку» центра, некую зону для вояжа. При этом сохранить его традиционный исторический облик, который помнят многие жители, — знаковые объекты дороги сердцу каждого липчанина.
Без греческой классики
Архитекторы поделились с «Первым номером» эксклюзивными деталями по обновлению зоны отдыха возле водоёма.
— Стремимся добавлять что-то новое, чтобы объект был интереснее. Как говорится, всё новое — хорошо забытое старое. В короткий период времени пруд украшали статуи комсомольцев — советских спортсменов. Мы предлагаем их возродить, придав современный облик. Естественно, статуи будут «одетыми», а не обнажёнными, как в греческой скульптуре, — улыбнулся Юрий Ефремов.
Планируется, что семь фигур спортсменов будут расположены вдоль всей чаши пруда.
В правильном направлении
Небольшие изменения ждут и декоративную композицию в виде корабля. Как рассказала заведующая филиалом Липецкого историко-культурного музея «Городская управа» Ирина Сулина, скульптуру установили около пруда в 2003 году — к 300-летию Липецка в память о вкладе липецких заводов в создание Военно-морского флота России. Архитекторы обратили внимание на пушки, расположенные рядом с кораблём.
— Планируем немного их сместить и поставить на тумбы, — уточнил главный архитектор проекта.
Задачи года
В 2023 году заключены два контракта:
— на очистку Комсомольского пруда от иловых отложений. Срок окончания работ по контракту — 10 июля 2024 г.;
— на ремонт отмостки подпорных стен пруда. Срок окончания работ по контракту — 30 июня 2024 г.
Строгий запрет
При создании масштабного проекта специалисты не раз сталкивались со сложностями. Одна из них — запрет на полёты гражданских дронов.
— При проведении изысканий помогают новейшие технологии, — пояснил Алексей Огурцов. — Но из-за сложившейся в стране ситуации нельзя было ими воспользоваться. Технология трёхмерного сканирования облегчила бы нам задачу: с её помощью учитываются все сложности рельефа местности. Хорошо, что наша мастерская находится недалеко от объекта — мы могли буквально в любой момент выбежать и посмотреть. Зимой, конечно, было сложнее из-за снега.
Сам объект — река Липовка — представляет сложность для специалистов.
Путь воды
— Раньше река была насыщена водой. Но потом началась плотная застройка, которая отсекала естественные потоки, — рассказал Юрий Ефремов. — Источников остаётся всё меньше. Если их не будет, то не будет и реки. Есть и следующая проблема, которую мы выявили: надо возвращать воду. Явления, которые происходят под землёй, под нашими прогулочными зонами, достаточно сложные. Тут и техногенные факторы, и часть изношенных коммуникаций, и грунтовые воды, которые мы заперли бетонной стенкой, — им некуда деваться. Технические решения, которые приходится принимать, достаточно сложные. Надо всё взвесить, чтобы они были оптимальные по стоимости и основательности. Сейчас идёт этап проработки этих сложных решений с командой профессионалов. Нужно делать всерьёз и надолго!
Шаг в будущее
Сейчас проект стоимостью 5,5 млн на разработку проектно-сметной документации по восстановлению подпорных стенок и обустройству пешеходной зоны находится на стадии сдачи. Следующий этап — торги.
Архитекторы надеются, что задуманная ими «перезагрузка» старинного пруда пройдёт успешно. Первый шаг к будущему образу Комсомольского пруда уже сделан.
— Мне очень хотелось бы поскорее увидеть, что в итоге получится, — с улыбкой заключил Алексей Огурцов, — погулять по благоустроенному будущему маршруту вдоль Липовки.
Информация об истории пруда предоставлена Архивным управлением администрации Липецка за что редакция выражает благодарность профильному подразделению мэрии
Текст: Анна Дикарева
Фото: Сергей Паршин и из фонда Архивного управления администрации Липецка