Юбилейный, 10-й музыкальный фестиваль имени Тихона Хренникова состоялся в Ельце.
Если необходимо найти музыкальный эквивалент доброго, лёгкого, открытого и народного отношения к миру, нужно слушать музыку Тихона Хренникова. И если не всё, то очень многое для своего творчества композитор взял из родного города.
«Пройдите вы, гости, по улице старой…»
Звуки разножанровой музыки — от классики до джаза — проливались с площади Ленина, где проходил фестиваль, на так называемый елецкий «Арбат», заполняя собой центральную улицу Мира (Торговую).
Она осталась такой же, какой её знал композитор в детстве: с выбеленными стенами купеческих домов, уходящими в белесоватую линию горизонта, которая здесь ниже обычного, с ватными облаками над стоящим неподалёку Вознесенским собором и воздухом, наполненным мягкой свежестью…
Откуда берётся музыка? — Из воздуха. — А воздух? — Их страстного желания жить…
Родившись в 1913 году, Тихон Хренников был последним, 10-м ребёнком в елецкой купеческой семье. Старшего брата Глеба, погибшего в Первую мировую войну, он не помнил, но знал, что тот был солистом хора и учился в Московской консерватории.
Тихон по его примеру бесповоротно решил стать музыкантом, окончив сначала музыкальный техникум в Москве, а затем поступив сразу на второй курс консерватории. Его учителем был Сергей Прокофьев, поставивший своему студенту четвёрку за первую написанную симфонию. Но у Хренникова была крепкая сила духа. По этому поводу Прокофьев как-то произнёс: «Мою музыку часто ругали, но такой выдержки, как у вас, даже у меня нет».
Твёрдость духа, возможно, исходила от купеческих корней. Своих родителей Хренников называл шибаями.
— Это обедневшие купцы, — поясняет директор Елецкого городского купеческого музея Елена Андросова, проводившая интерактив о великом земляке прямо на Торговой. — Церковные метрические книги подтверждают, что Хренниковы получили мещанское звание после отмены в прошлом веке третьей купеческой гильдии.
А в детстве сам Тихон Николаевич был костыльником. Облачённый в стихарь, он прислуживал архиерею в Покровской церкви: во время службы держал его костыль, когда тот благословлял кого-то или читал молитву.
На Торговой демонстрировались и концертный костюм Тихона Николаевича, и другие личные вещи. Вообще, много на что на старой улице можно было смотреть невероятными глазами. Хренниковский фестиваль дал такой триггер, что Торговая стала улицей творчества с застывшими мемами-музыкантами, гигантским пианино для детей, множеством народных мастерских под елецким небом. Даже варенье из морошки и княженики здесь можно было попробовать или увидеть игрушечных издохшего от работы коня и его антипода — бессмертного пони.
«Сыграть мы пьесу были рады, и все старались искренне…»
Если бы не сказали, что это солисты Липецкой государственной филармонии, можно было бы подумать, что играют спектакль «Про Федота-стрельца, удалого молодца» драматические артисты. Артём Тарасов, Анастасия Пименова, Сергей Колесник в постановке Ивана Карпова превратились в скоморохов, которые вели сказ о том, как Федот нашёл невесту на охоте: она была голубицей, но обратилась в девушку Марусю.
Девица вытаскивала стрельца из разных неприятностей с помощью волшебных персонажей — кукол Тита Кузьмича и Фрола Фомича. Неприятности чинил, естественно, царь, готовый извести Федота и забрать себе Марусю. Пропутешествовав по царским заданиям целый год, Федот узнаёт, что царь в его отсутствие и вовсе вёл себя недопустимо: приставал к Марусе и разорил их дом.
Стрелец Федот поднимает народ на восстание, но царь признаёт свои беззакония: «Я — мерзавец! Я — подлец… Я сошлю себя в Елец!..» И даже готов «на текущую войну» отправиться. Сказ Леонида Филатова звучит современно, только Елец сейчас не на задворках русской земли, а там война… ведьмы, Вий, заколдованное место. Поэтому царя с генералом и Бабой-ягой ссылают на остров Буян.
— Мы примеряем на себя роли: я, например, Бабы-яги и царя, — рассказывает солист филармонии Артём Тарасов. — А Сергей Колесников — Федота и генерала, Анастасия Пименова — Маруси и царевны. Это сатира на повседневную жизнь для всех поколений, где каждый может найти своё. Все архетипы русские, одинаково близкие нам.
Аккомпанировал артистам один из лучших коллективов Липецкой области — оркестр русских народных инструментов. Его дирижёр Василий Моисеенко и все музыканты являлись полноправными действующими лицами музыкально-драматического спектакля.
— Я — в процессе, оркестр тоже максимально включён. Все мы сопереживаем и сочувствуем действию, заряжаем артистов, чтобы они не выпадали из единого творческого полотна, — комментирует дирижёр.
«Есть для песен простор — это хор, это хор…»
Целый час на сцене пел сводный детский хор Липецкой области. Когда поют дети — это особая энергетика, потому что для взрослых участие в фестивалях — дело профессии, а для детей — это праздник, который бывает раз-два в год.
Около 1 800 человек, собравшихся на площади Ленина, слушали хор из 150 юных певцов, исполнявших попурри. Липецкий сводный детский хор — единственный коллектив в ЦФО, который поёт только вживую. В основном юные хористы, тем более когда их большое количество, предпочитают петь под плюс: махиной в 500 голосов управлять сложно на концертах, особенно если играет оркестр.
— Когда к нам приезжают коллеги из других регионов, то удивляются, что у нас живые голоса, не записанные предварительно, — говорит руководитель и дирижёр сводного детского хора области заслуженный работник Людмила Жаринова.
Надо сказать, что и репертуар подобрать, чтобы он трогал детское сердце, непросто. На фестивале имени Тихона Хренникова дети исполняли и детские песни, и серьёзные. Свой концерт они открыли темой «Славься ты, Русь моя» из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин».
— Дети обязательно должны понимать, о чём они поют, — комментирует Людмила Евгеньевна. — Когда составляем программу, я помогаю детям, объясняю смысл музыки. Ведь песня — это концентрат мысли, в неё заложено много смыслов. И по лицу всегда видно, осознаёт ребёнок, о чём произведение, или нет. В экстренных ситуациях мы меняем программу, убирая то, что детям неблизко.
«Здесь живут мои друзья…»
Мы знаем музыку Тихона Хренникова по популярным песням. Он вобрал народную культуру в хорошем смысле слова и сделал песни практически народными для России. Многие поют его песни и не знают, кто их написал. Это высшая оценка композитора, вообще искусства.
А в кинофильмах песни Хренникова стали вровень с персонажами, такими же героями кинокартин. Например, романс Лапина «Что так сердце растревожено» из фильма «Верные друзья» сделал во многом этого героя и картину в целом.
Да, не было бы музыки Хренникова, не было бы и фильмов. Темы «Московские окна», «Песня о Москве», «Давным-давно» удивительны по стилю и жанру. Они сохраняют интонацию дружелюбного отношения к миру. И этой атмосферой добра и дружбы был окутан Елец в фестивальные дни.
Выступали различные музыкальные коллективы. И симфонический оркестр Липецкой филармонии под управлением маэстро Мясникова, и джазовые столичные музыканты (Fortuna Brass и квартет саксофонистов, исполнявших мировые хиты), и группа «Бис-квит» с программой «Опер vs Рок», где боролись опера и рок, а победила музыкальная стихия. И, наконец, парад духовых оркестров под руководством начальника военно-оркестровой службы Вооружённых сил Российской Федерации, главного военного дирижёра Тимофея Маякина. Все погрузили гостей фестиваля и участников в музыку. Всех музыка соединила.
Услышать Хренникова
Тихон Хренников, задавший музыке такой регистр, в похвале не нуждался. Он сам знал, кто он такой, откуда. И был, как отмечают те, кто с ним общался, хорошим, тёплым человеком, распахнутым к людям. Бескорыстно делал многое для композиторов, Союз которых возглавлял 43 года. Защищал опального Дунаевского. В заслугу ему можно поставить факт: единственным профессиональным сословием, которого не коснулись репрессии в СССР, были композиторы.
Участник фестиваля имени Хренникова, основатель оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз», пианист, композитор и дирижёр народный артист России, которого все знают по музыкальному сопровождению шоу «Голос», «Голос. Дети», «Достояние республики», Сергей Жилин ответил корреспонденту газеты «Первый номер»:
— На сегодняшнем концерте в нашем репертуаре не было произведений Тихона Николаевича, потому что программа была сформирована в начале этого года и состоит из ранее исполняемых нами произведений. Она называется «Я как мама, я как папа» и посвящена Году семьи. Что касается музыки Тихона Николаевича, то, думаю, необходимо в следующем году сделать целый отдельный концерт, посвящённый его творчеству.
Сложно не согласиться с маэстро. Нужно больше произведений Тихона Хренникова на фестивале его имени, на его родине, где он и нашёл покой. Пусть весь Елец будет охвачен фабулой произведений Тихона Хренникова. Ведь музыка — это за тех, кто никогда больше ничего не скажет.
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Липецкая государственная филармония