23 июня отметили международный день балалайки и вообще древнерусских инструментов. Самые ранние из которых — гусли.
На волшебный перелив гуслей веками отзывалась русская душа. Их звуками пел ветер полей, степей, болот. Гуслями лечили, успокаивали. Гусли вдохновляли, укрепляли духовно. Обо всём этом рассказал липецкий гусляр Николай Селиванов в клубе «Небесный чай».
«Из какой-то деревяшки…»
О начале своего пути с гуслями и другими древними струнными инструментами Николай говорит, с одной стороны, обыденно, а с другой — провиденциально:
— Мне всегда была интересна музыка, любая музыка, этническая в том числе, причём такая, которая помогала человеку настраиваться на что-то хорошее. И я понял, что наиболее глубинная музыка кроется именно в более древних инструментах. С этого начался мой путь, с русских гуслей, что очень знаково, потому что гусли — это не только русские народные инструменты, это в целом международные инструменты.
В детстве Николай Селиванов окончил музыкальную школу по классу скрипки, успел поиграть в симфоническом оркестре Липецка, затем был перерыв длиною в 15 лет, когда не играл ни на каком инструменте вообще: была учёба в вузе, другие дела.
— И вот в 2018 году у меня почему-то возникла мысль о том, что в России не хватает именно русской народной музыки, особенно гусельной. У нас профицит балалаек, гармошек, но гусли — это традиционный для русского человека, аутентичный, наиболее древний инструмент. Они древнее балалайки, старше скрипки, которой, к слову, 700 лет, и изготавливается она сейчас промышленным способом. Гусли до сих пор делают только вручную. А рука, известно, ближе к сердцу, чем станок.
«Прогуживание» человека
— Гусли прикладываются декой к телу человека, и тело начинает как бы звучать, гудеть. Была такая традиция «прогуживания»: человек ложился на спину, а на живот ему клали гусли и играли на них. То есть гусельная музыка сама искала выход, через какой уголок души просочиться в мир. И здесь главное для неё — не встретить в человеке пустоты.
Внутренне пустой человек не может играть на гуслях: они его не почувствуют.
— Гусли очень родственны душе. Вообще «гусля» — это струна, а гусли, значит, множество струн. В свою очередь «гусля» идёт от слова «гудеть» (гуд — это звук во многих славянских языках), то есть издавать звуки. И прошли гусли длинный путь в веках вместе с человеком: им уже порядка пяти тысячи лет. Гусли имелись у египтян, у китайцев были своеобразные гусли, их называли гучжэн, а у персов — сантур. У армян и сирийцев был тоже очень похожий на гусли инструмент — канун, а у финнов — кантеле.
— Николай, некоторые из названных древних инструментов есть в вашей активной коллекции. Вы их реанимировали, вы на них и играете?
— Да, на гучжэне и сантуре играю. Персидский сантур, которому порядка двух с половиной тысяч лет в истории, ко мне попал случайно. Буквально в этом году мой товарищ увидел его на «Авито» — он был чуть-чуть недоделанный, я его подрихтовал немного и начал играть. У него образуется такой медитативный звук.
Предположительно, на сантуре играл ветхозаветный царь Давид, успокаивая царя Саула, когда на того нисходил дух злобы. А вообще играли на этом инструменте в странах Ближнего Востока: в Израиле, Палестине, Персии, Сирии, Ираке и даже в Армении.
Сила культурных связей
— Все эти струнные инструменты близки нашим гуслям. Поэтому, когда я стал осваивать гусли, приходило понимание, что это не только возрождение исконно русской культуры, но и определённое соединение различных культур под общим, можно сказать, незримым, невидимым храмом русской цивилизации, который объединяет под своим куполом различные народы: и китайский, и персидский, и украинский народ, с которым у нас вообще одна культура.
Когда я учился играть на бандуре (тоже есть в коллекции Николая Селиванова. — Прим. авт.), которая тоже генетически связана с гуслями, общался в интернете с девушкой из Киева. Она показывала, как играть. Правда, общение становилось проблематичным из-за того, что часто ей приходилось спускаться в метро, в бомбоубежище. Но она с удовольствием делилась своими знаниями: и в Киеве есть люди, которые хотят сохранить связь внутри нашей общей русской, славянской культуры.
Вообще эту культуру сохранить хотят. Я убеждён, что сейчас только музыка способна решить те проблемы, которые не могут решить политики, дипломаты. Люди хотят мира, покоя, гармонии, счастья. Русский народ заслуживает счастья.
Инструмент мира
— Николай, у гуслей на Руси ведь тоже был путь непростой?
— Первые упоминания о них находим в слоях Х-ХI вв. Великого Новгорода. На гуслях играли богатыри, а также этот струнный инструмент был спутником скоморохов, кощунников. Последние не делали ничего плохого, просто могли на базарах, площадях спеть правду-матку, что не очень нравилось монарху Алексею Михайловичу.
Он запретил гусли, а заодно балалайки, гудки, свирели, волынки, домры: тогда их сжигали возами, а играющих могли и сослать в Малороссию. Ссылался якобы на то, что всё это бесовские инструменты, потому что они сопровождали также различные обряды, праздники, которые считались языческими.
— И тогда этот инструмент появился на иконе, насколько мне известно. Есть такой иконописный образ «О тебе радуется». На одном из его списков изображён царь Давид, который держит в поднятых вверх руках гусли. Давид был автором псалмов, и, скорее всего, иконописец хотел показать, что плохой, чёрный, бесовский инструмент не может быть в руках святого человека. Тем самым выразил мысли народа.
— Да, к тому же в опалу гусли попали в связи с расколом и реформой патриарха Никона. Народу не нравилось то, что он привык называть и считать Христа царём Славы, а в никонианской реформе выходило, что Он царь Иудейский, а Слава Божия как-то отошла на второй план.
Особая миссия гусляра
— Мне кажется, и тогда, и сейчас, на струнах гуслей и на гуслярах лежит особая миссия в мире. Вы ощущаете нечто подобное?
— Гусляров всегда считали хранителями тайных знаний. Поэтому гусли и уничтожали. В любом случае всегда музыка связана с преодолением чего-то, то есть с героическим. Люди, которые брали с собой инструмент, порой неизбежно были связаны с воинскими делами. И музыканты зачастую сопровождали воинство, вдохновляя на победы.
А когда происходили какие-либо неудачи, поражения, они вновь воодушевляли людей на то, что не всё потеряно, что нужно не падать духом, а подниматься и идти побеждать. Поэтому музыкант — это всегда воин на Руси.
Даже в русском устном народном творчестве сохранились сказания о том, что Илья Муромец занимался не только ратными делами, но и владел гуслями. То есть меч всегда был рядом с музыкальным инструментом. Не зря у нас в языке слова «оружие» и «орудие» различаются лишь одной буквой, то есть очень тесно соседствуют.
Вообще гусли родственны русской душе. Она христианка по природе, тянется к Богу. К чистому, светлому, абсолютному. Поэтому в нас, гуслярах, есть большая сила, но и возлагается негласно большая ответственность. На бытовом уровне это проявляется в том, что если гусляр положил руки на гусли только ради денег, не стремясь нести духовное, отодвигает его, делая главнее материальное, то, скорее всего, это не настоящий гусляр.
«Чтобы с Тобой в согласии сотворить простые чудеса»
— Если я не права, поправьте меня, пожалуйста. Когда вы сказали о том, что гусли родственны русской душе, даже как-то антропоморфны ей, у меня возникла ассоциация с другим сакральным инструментом — колоколом. При ударе языка колокол начинает вытягиваться и вибрировать. В местах удара звучания нет, а звук идёт по всему диаметру: создаются вибрации, которые образуют крест. Так колокол несёт крестную молитву руками звонаря.
— Гусли — это тоже инструмент, где та струна, на которую нажимаешь, не звучит, зато приводит одновременно в звучание все остальные гусельные струны. Сам человек должен прийти в лад с собой, с тем, что он несёт. А нести нужно спокойствие, мир, лад. Ни агрессии, ни жестокости, ни насилия, ни жизни назло, а именно жизни на добро. Мир чист изначально, чисты любовь и человеческие отношения. И музыка древнего инструмента — гуслей — способна упорядочить хаос современного мира.
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Сергей Паршин и из личного архива героя
Видео: Светлана Чеботарёва