Имея каждый гусли…

Имея каждый гусли…

23 июня отметили международный день балалайки и вообще древнерусских инструментов. Самые ранние из которых  гусли.

На волшебный перелив гуслей веками отзывалась русская душа. Их звуками пел ветер полей, степей, болот. Гуслями лечили, успокаивали. Гусли вдохновляли, укрепляли духовно. Обо всём этом рассказал липецкий гусляр Николай Селиванов в клубе «Небесный чай».

«Из какой-то деревяшки»

О начале своего пути с гуслями и другими древними струнными инструментами Николай говорит, с одной стороны, обыденно, а с другой  провиденциально:

 Мне всегда была интересна музыка, любая музыка, этническая в том числе, причём такая, которая помогала человеку настраиваться на что-то хорошее. И я понял, что наиболее глубинная музыка кроется именно в более древних инструментах. С этого начался мой путь, с русских гуслей, что очень знаково, потому что гусли  это не только русские народные инструменты, это в целом международные инструменты.

В детстве Николай Селиванов окончил музыкальную школу по классу скрипки, успел поиграть в симфоническом оркестре Липецка, затем был перерыв длиною в 15 лет, когда не играл ни на каком инструменте вообще: была учёба в вузе, другие дела.

 И вот в 2018 году у меня почему-то возникла мысль о том, что в России не хватает именно русской народной музыки, особенно гусельной. У нас профицит балалаек, гармошек, но гусли  это традиционный для русского человека, аутентичный, наиболее древний инструмент. Они древнее балалайки, старше скрипки, которой, к слову, 700 лет, и изготавливается она сейчас промышленным способом. Гусли до сих пор делают только вручную. А рука, известно, ближе к сердцу, чем станок.

«Прогуживание» человека

 Гусли прикладываются декой к телу человека, и тело начинает как бы звучать, гудеть. Была такая традиция «прогуживания»: человек ложился на спину, а на живот ему клали гусли и играли на них. То есть гусельная музыка сама искала выход, через какой уголок души просочиться в мир. И здесь главное для неё  не встретить в человеке пустоты.

Внутренне пустой человек не может играть на гуслях: они его не почувствуют.

 Гусли очень родственны душе. Вообще «гусля»  это струна, а гусли, значит, множество струн. В свою очередь «гусля» идёт от слова «гудеть» (гуд  это звук во многих славянских языках), то есть издавать звуки. И прошли гусли длинный путь в веках вместе с человеком: им уже порядка пяти тысячи лет. Гусли имелись у египтян, у китайцев были своеобразные гусли, их называли гучжэн, а у персов  сантур. У армян и сирийцев был тоже очень похожий на гусли инструмент  канун, а у финнов  кантеле.

 Николай, некоторые из названных древних инструментов есть в вашей активной коллекции. Вы их реанимировали, вы на них и играете?

 Да, на гучжэне и сантуре играю. Персидский сантур, которому порядка двух с половиной тысяч лет в истории, ко мне попал случайно. Буквально в этом году мой товарищ увидел его на «Авито»  он был чуть-чуть недоделанный, я его подрихтовал немного и начал играть. У него образуется такой медитативный звук.

Предположительно, на сантуре играл ветхозаветный царь Давид, успокаивая царя Саула, когда на того нисходил дух злобы. А вообще играли на этом инструменте в странах Ближнего Востока: в Израиле, Палестине, Персии, Сирии, Ираке и даже в Армении.

Сила культурных связей

 Все эти струнные инструменты близки нашим гуслям. Поэтому, когда я стал осваивать гусли, приходило понимание, что это не только возрождение исконно русской культуры, но и определённое соединение различных культур под общим, можно сказать, незримым, невидимым храмом русской цивилизации, который объединяет под своим куполом различные народы: и китайский, и персидский, и украинский народ, с которым у нас вообще одна культура.

Когда я учился играть на бандуре (тоже есть в коллекции Николая Селиванова.  Прим. авт.), которая тоже генетически связана с гуслями, общался в интернете с девушкой из Киева. Она показывала, как играть. Правда, общение становилось проблематичным из-за того, что часто ей приходилось спускаться в метро, в бомбоубежище. Но она с удовольствием делилась своими знаниями: и в Киеве есть люди, которые хотят сохранить связь внутри нашей общей русской, славянской культуры.
Вообще эту культуру сохранить хотят. Я убеждён, что сейчас только музыка способна решить те проблемы, которые не могут решить политики, дипломаты. Люди хотят мира, покоя, гармонии, счастья. Русский народ заслуживает счастья.

Инструмент мира

 Николай, у гуслей на Руси ведь тоже был путь непростой?

 Первые упоминания о них находим в слоях Х-ХI вв. Великого Новгорода. На гуслях играли богатыри, а также этот струнный инструмент был спутником скоморохов, кощунников. Последние не делали ничего плохого, просто могли на базарах, площадях спеть правду-матку, что не очень нравилось монарху Алексею Михайловичу.

Он запретил гусли, а заодно балалайки, гудки, свирели, волынки, домры: тогда их сжигали возами, а играющих могли и сослать в Малороссию. Ссылался якобы на то, что всё это бесовские инструменты, потому что они сопровождали также различные обряды, праздники, которые считались языческими.

 И тогда этот инструмент появился на иконе, насколько мне известно. Есть такой иконописный образ «О тебе радуется». На одном из его списков изображён царь Давид, который держит в поднятых вверх руках гусли. Давид был автором псалмов, и, скорее всего, иконописец хотел показать, что плохой, чёрный, бесовский инструмент не может быть в руках святого человека. Тем самым выразил мысли народа.

 Да, к тому же в опалу гусли попали в связи с расколом и реформой патриарха Никона. Народу не нравилось то, что он привык называть и считать Христа царём Славы, а в никонианской реформе выходило, что Он царь Иудейский, а Слава Божия как-то отошла на второй план.

Особая миссия гусляра

 Мне кажется, и тогда, и сейчас, на струнах гуслей и на гуслярах лежит особая миссия в мире. Вы ощущаете нечто подобное?

 Гусляров всегда считали хранителями тайных знаний. Поэтому гусли и уничтожали. В любом случае всегда музыка связана с преодолением чего-то, то есть с героическим. Люди, которые брали с собой инструмент, порой неизбежно были связаны с воинскими делами. И музыканты зачастую сопровождали воинство, вдохновляя на победы.

А когда происходили какие-либо неудачи, поражения, они вновь воодушевляли людей на то, что не всё потеряно, что нужно не падать духом, а подниматься и идти побеждать. Поэтому музыкант  это всегда воин на Руси.

Даже в русском устном народном творчестве сохранились сказания о том, что Илья Муромец занимался не только ратными делами, но и владел гуслями. То есть меч всегда был рядом с музыкальным инструментом. Не зря у нас в языке слова «оружие» и «орудие» различаются лишь одной буквой, то есть очень тесно соседствуют.

Вообще гусли родственны русской душе. Она христианка по природе, тянется к Богу. К чистому, светлому, абсолютному. Поэтому в нас, гуслярах, есть большая сила, но и возлагается негласно большая ответственность. На бытовом уровне это проявляется в том, что если гусляр положил руки на гусли только ради денег, не стремясь нести духовное, отодвигает его, делая главнее материальное, то, скорее всего, это не настоящий гусляр.

«Чтобы с Тобой в согласии сотворить простые чудеса»

 Если я не права, поправьте меня, пожалуйста. Когда вы сказали о том, что гусли родственны русской душе, даже как-то антропоморфны ей, у меня возникла ассоциация с другим сакральным инструментом  колоколом. При ударе языка колокол начинает вытягиваться и вибрировать. В местах удара звучания нет, а звук идёт по всему диаметру: создаются вибрации, которые образуют крест. Так колокол несёт крестную молитву руками звонаря.

 Гусли  это тоже инструмент, где та струна, на которую нажимаешь, не звучит, зато приводит одновременно в звучание все остальные гусельные струны. Сам человек должен прийти в лад с собой, с тем, что он несёт. А нести нужно спокойствие, мир, лад. Ни агрессии, ни жестокости, ни насилия, ни жизни назло, а именно жизни на добро. Мир чист изначально, чисты любовь и человеческие отношения. И музыка древнего инструмента  гуслей  способна упорядочить хаос современного мира.

Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Сергей Паршин и из личного архива героя
Видео: Светлана Чеботарёва