Взрослым надо поменьше житейского ума, чтобы не увидеть, не придумать, а открыть мир ребёнка. Открыть любой мир, особенно свой, вообще очень сложно, но если удаётся, то есть ещё одна сложность: важно этому миру не изменить, не предать его. Не отпустить в прошлое. Иначе больше туда не впустят. И это не метафора, а обыкновенный закон мироздания. Люди искусства хорошо понимают, что я имею в виду.
Пообщавшись с липецкими художниками, собравшимися на открытие выставки «Детство в облаках», и увидев их работы, я поняла, что некоторые точно попали в этот мир детства, а некоторые вообще из него не выпадали никогда. Речь не об инфантильности, а о тонкости созвучия с этим особенным миром. Да и сами художники между собой оказались созвучными. Свои работы представили: Елена Смолеевская, Наталья Дмитриева, Маргарита Мордухович (авторы текстильной игрушки в экспозиции), Елена Безрядина (живопись, графика), Борис Борисов, Нели Бурлей, Людмила Кручинина (живопись).
Маленький принц и ёжики на кончике пера
Елена Безрядина пришла на выставку с двумя сериями графики в любимой технике «тушь-перо»:
— Я себя ощущаю художником с десяти лет, когда прочитала книгу «Девочка и олень» Эдуарда Пашнева (12+) о Наде Рушевой (в книге — Рощиной. — Прим. автора). Она рисовала тушью, сразу набело, словно обводила проступающие на бумаге водяные знаки. И так меня вдохновила эта гениальная девочка-художница. У родителей остались с детства заправляющиеся ручки, перья. Рисовала много, Маленького принца в том числе — ребёнка, который прилетел на нашу Землю и рассказал взрослым, забывшим, пока учились жить, о самом главном.
Глядя на выполненные в трёх цветовых гаммах — синей, коричневой, чёрной — графические сюжеты о Маленьком принце в саду из роз, с Лисом, колодцем, в котором особая вода, совершившая путь под звёздами, кажется, понимаешь детство яснее, чем когда жила в нём.
А вот тему ёжиков у меня не получилось с ходу одолеть: понять, чем обусловлена любовь художницы к этим милым и самобытным зверькам.
— Как-то игольчатая фактура ёжиков совпала с острым пером и новой купленной коричневой краской Koh-i-Noor. Так и родилась ежиная серия,- поясняет Елена Безрядина. — Первой работой стал ёжик под зонтиком. Рисовала его в засушливое лето 2010 года. Так хотелось дождя.
Взрослые почему-то не любят дожди. Мокро, вода затекает за шиворот. А ёжик так рад встрече с дождиком, когда не только у людей, но и у самой жары заканчивались силы. Капли синего ливня не только смывают пыль, давая прохладу, но и помогают забыть о чём-то плохом, несущественном, залечивают раны, тем более когда под шляпкой зонтика умное и оптимистичное существо — ёж.
Вышли куклы погулять
В выставке участвуют авторские куклы, сшитые членами Союза архитекторов России Натальей Дмитриевой и Маргаритой Мордухович, а также членом Союза художников России Еленой Смолеевской.
— Я вам открою тайну кукол, — сказала Наталья Дмитриева. — Эти существа, которые разместились в витринах и на ковре — особенные. Начиная разрабатывать эскиз для какой-то куклы, прикидывая количество ткани и какой характер у куклы должен быть, никогда не угадать, что будет в итоге. У меня такое ощущение, что куклы сами желают иметь свой облик в этом пространстве и нами командуют. Эту тайну почувствует каждый, если только коснётся замысловатого и в то же время нехитрого ремесла — создания кукол из всяких разных кусочков ткани.
Её коллега-архитектор и сорукодельница Маргарита Мордухович добавила:
— Как нам доставляет удовольствие создание кукол, так хотелось бы, чтобы и гости выставки получали удовольствие от них, чтобы куклы вызывали доброе, тёплое чувство.
Этими детьми были мы с вами
Тёплыми тропинками-стежками с лоскутного ковра, белёсыми дорожками-соломинками с графических листов подходим к живописи членов Союза художников Бориса Борисова, Нели Бурлей и Людмилы Кручининой. Надо сказать, что вообще всех авторов собрала под своды Дома музыки заместитель директора Татьяна Щеглова. Дело объединения само по себе не совсем простое, тем более под эгидой детства.
— Раньше много времени в нашей стране люди искусства уделяли детям: и мультипликаторы, и кинематографисты, и композиторы, и актёры… Но и на нашей выставке мы видим, что не всё потеряно, что и мы многое можем, — сказала на вернисаже Татьяна Щеглова.
…О детстве словами и экспонатами говорили все. Нели Бурлей заметила, что это время как зерно, из которого вырастает судьба человека. Ощущение детства как спокойного и свободного времени остаётся навсегда. «Покой и воля», — вот где его найти.
Поэтому приходите на выставку «Детство в облаках». Она продлится до 30 июня в Липецком Доме музыки.
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Липецкий Дом музыки и Елена Безрядина