В Липецкой государственной филармонии состоялся всероссийский вокальный конкурс имени Надежды Обуховой (12+).
В стихотворении Юрия Шатунова «Ноты и звуки» есть слова: «В определённой последовательности ноты звучат красиво. Каждая нота имеет цвет и частоту звучания». А если петь не просто сочетание нот, то вспыхивает душа певца, и к ней невольно подключаются души в зале: блестят-переливаются разноцветными кристалликами — от ликования, сопричастности к живому искусству Музыки.
И ждёт тебя любовь, тореадор!
Симфонический оркестр Липецкой филармонии буквально заряжал чувствами пространство. Музыканты под управлением дирижёра Михаила Мясникова впервые участвовали в именитом конкурсе, аккомпанируя вокалистам и как будто вбивали в сознание зрителей каждую музыкальную фразу из оперы Жоржа Бизе «Кармен»:
Тореадор, смелее!
Тореадор! Тореадор!..
В любом оркестре скрипки находятся по левую сторону от дирижёра, а альты, контрабасы, виолончели — справа. Так лучше слышится оркестр. Для конкурсантов, поддерживаемых десятками музыкантов за спиной, исполнять партии и волнительно, и почётно.
Рекордный показатель
В этом году вокалистов-конкурсантов было рекордное количество: в заочном туре участвовали 182 певца из России, Китая, Израиля, Южной Кореи, Молдовы, Беларуси. На очный этап в Липецк отобрались 34 молодых исполнителя, приехавших из столицы и других российских городов — от Калининграда до Красноярска, а также вокалисты из Китая и Узбекистана. Финал ждал 14 вокалистов, выбрать которых из весьма достойных было нелегко.
Конкурс судила поистине «звёздная» комиссия: уникальные оперные певцы Мариинского театра — Альбина Шагимуратова и Ольга Пудова, которая на таком же липецком фестивале в 2008-м стала обладательницей I премии, коренной липчанин, сейчас солист Английской национальной оперы Александр Науменко, управляющая оперой Нижегородского театра Медея Ясониди и руководитель Московского детского музыкального театра Георгий Исаакян.
— Особенность нынешнего открытого конкурса в том, что появилось большое количество участников, — отметил член жюри Александр Науменко, который судит Обуховский конкурс все 20 лет его существования. — Нам сложно стало делать отбор: любая маленькая погрешность, и мы, к сожалению, не даём им «добро» в финал, хотя человек должен пройти по всем показателям.
А оркестр продолжал выводить мощную и тончайшую гармонию:
И ждёт тебя любовь, тореадор,
Да, ждёт тебя любовь.
Любовь зрителей и признание большой оперной сцены, которые начинаются для молодых исполнителей с липецких конкурсных подмостков. Так уже было не раз. Так будет и теперь.
Спустившись с дивной высоты
Из репетиционного зала доносилась череда высоких звуков. Распевался Артуш Полеян из Курска. Судьба наградила его уникальным тембром — мужским сопрано. Это очень высокий певческий голос, который по диапазону может конкурировать с женским. Как бы даже подражать женскому.
— Мой репертуар очень разновидный: от меццо-сопрано до высокого сопрано, — говорит конкурсант. — Он подбирается и душой, и голосом. То, что не нравится, я никогда петь не буду. Вообще мои преподаватели говорят: «Скажи спасибо композитору, он тебе очень подходит».
На конкурсе Артуш исполнял арию Элен из оперы Бриттена «Питер Граймс». Партия женская, очень лиричная.
— И сложная, — добавляет Артуш. — В либретто прописан сюжет: женщина, которая является одновременно учителем и приёмной матерью погибшего в кораблекрушении ребёнка, вышивает и вспоминает замечательные моменты его жизни. Это драма, слёзы. Нужно самого героя передать, его состояние.
Оперный певец не должен «ширять нотами», по выражению Артуша, а проникать в сущность произносимых слов, их смыла. Иначе это будет не опера, а набор арий, баллад. И душа у певца должна быть, потому что если человек внутри пуст, то особо не зазвучишь и ничего не передашь зрителю.
— Для меня музыка способна на многое: она учит ценить людей рядом, любить и делать добро, — отмечает Артуш Полеян.
Жюри отдало ему вторую премию конкурса имени Надежды Обуховой.
Словно крылья за спиной
Музыка может лечить, успокаивать.
— Я выхожу на сцену и при первых звуках чувствую себя комфортно, — говорит другой дипломант конкурса, тенор Валентин Колесников из Красноярска. Во время репетиций и от конкурсного волнения у него поднялось давление, но в финальном выступлении музыка его излечила.
Его голос звучит мягко, виолончельно. На заключительном концерте он исполнял каватину Владимира Игоревича из оперы Бородина «Князь Игорь».
— Я очень люблю исполнять эту потрясающую музыку, — говорит Валентин. — И важно понимать, что либретто написано самим автором, и поэтому нужно серьёзно относиться к тексту. Следует многому учиться, в том числе и драматически изображать сцену.
Мимикой, жестами, выражением глаз и богатым разнообразием голосовых интонаций, тембровых окрасок он рисует картину древнерусской истории. Понимаешь, что в сочетании со сценическим образом слова обладают большой эмоциональной силой.
На вопрос «Что искусство вносит в современную жизнь?» отвечает:
— Опера — это высшая степень проявления классического музыкального искусства, это синтез всех театральных видов. Слушая, люди возвращаются к прекрасному, нетленному, вечному. Такая музыка развивает человека, помогает жить, творить и понимать себя.
Океана безбрежный покой
Валерия Торунова родилась в Тюмени, сейчас солирует в молодёжном составе Большого театра. На Обуховском конкурсе помимо диплома она удостоилась двух специальных призов: сольного концерта в центре Елены Образцовой и концерта с симфоническим оркестром Липецкой филармонии в сезоне 2024–2025 годов.
Солистка говорит, что для неё интенсивный график — это счастье, ведь именно работа даёт прогресс.
— Когда работы нет, ощущаешь себя опустошённой, — признаётся молодая оперная певица. — Опера «Орлеанская дева» — это моя любовь, потому что у Чайковского это одна из сильных опер, наполненная особой страстностью, но не любовными страстями. Знаете, как часто бывает в опере: любовь, страсть, убийство. Здесь что-то духовно-возвышенное. Изначально мне было сложно понять всё это, потому что мы живём в другое время, и, естественно, ценности несколько изменились. Но когда я вникла в эту партию, поняла, что это то, что я хотела бы спеть на большой сцене. Там, начиная с увертюры, покрываешься мурашками настолько, что забываешь, кто ты вообще. И ты остаёшься именно героиней Иоанной — это сильный персонаж, который, на мой взгляд, нужно пройти каждой певице.
Валерия также отмечает, что её очень успокаивает классическая музыка, неважно, что именно она исполняет: что-то драматическое или лирическое, современных композиторов или барочных.
— Музыка даёт душевное равновесие, — продолжает конкурсантка. — Разные ситуации в жизни бывают, но включаешь что-то классическое — и дыхание восстанавливается, ты чувствуешь себя погружённой в музыку, как в океан покоя. Музыка помогает пройти через многое. Всё становится проще, чем кажется. Мне хочется, чтобы как можно больше людей услышали и почувствовали это на себе.
Музыка, которая может всё
Абсолютным победителем конкурса стал бас-баритон из Ташкента Султонбек Абдурахимов. Его, пока не осознавшего произошедшего, но ощутившего результат качественно проделанной работы, мы поздравили с победным финалом.
Вообще победы достоин был каждый финалист. И музыка их как-то всех соединила. Все погрузились в музыку: и зрители, и артисты.
Музыка способна на многое. Она завоёвывает души, покоряет сознание людей.
Это вопрос жизни, вопрос будущего. Когда наш президент сказал о значении культуры в современной жизни, назвав её «духовным каркасом», это, на мой взгляд, означало одно: ни политик, ни военный стратег не способны решить те проблемы, которые могут решить только Чайковский, Мусоргский, Рахманинов, Свиридов.
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: предоставлены Липецкой филармонией и автора