Каждая нота — Вселенная, каждая нота — сила!

Каждая нота — Вселенная, каждая нота — сила!

В Липецкой государственной филармонии состоялся всероссийский вокальный конкурс имени Надежды Обуховой (12+).

В стихотворении Юрия Шатунова «Ноты и звуки» есть слова: «В определённой последовательности ноты звучат красиво. Каждая нота имеет цвет и частоту звучания». А если петь не просто сочетание нот, то вспыхивает душа певца, и к ней невольно подключаются души в зале: блестят-переливаются разноцветными кристалликами  от ликования, сопричастности к живому искусству Музыки.

И ждёт тебя любовь, тореадор!

Симфонический оркестр Липецкой филармонии буквально заряжал чувствами пространство. Музыканты под управлением дирижёра Михаила Мясникова впервые участвовали в именитом конкурсе, аккомпанируя вокалистам и как будто вбивали в сознание зрителей каждую музыкальную фразу из оперы Жоржа Бизе «Кармен»:

Тореадор, смелее!
Тореадор! Тореадор!..

В любом оркестре скрипки находятся по левую сторону от дирижёра, а альты, контрабасы, виолончели  справа. Так лучше слышится оркестр. Для конкурсантов, поддерживаемых десятками музыкантов за спиной, исполнять партии и волнительно, и почётно.

Рекордный показатель

В этом году вокалистов-конкурсантов было рекордное количество: в заочном туре участвовали 182 певца из России, Китая, Израиля, Южной Кореи, Молдовы, Беларуси. На очный этап в Липецк отобрались 34 молодых исполнителя, приехавших из столицы и других российских городов  от Калининграда до Красноярска, а также вокалисты из Китая и Узбекистана. Финал ждал 14 вокалистов, выбрать которых из весьма достойных было нелегко.

Конкурс судила поистине «звёздная» комиссия: уникальные оперные певцы Мариинского театра  Альбина Шагимуратова и Ольга Пудова, которая на таком же липецком фестивале в 2008-м стала обладательницей I премии, коренной липчанин, сейчас солист Английской национальной оперы Александр Науменко, управляющая оперой Нижегородского театра Медея Ясониди и руководитель Московского детского музыкального театра Георгий Исаакян.

 Особенность нынешнего открытого конкурса в том, что появилось большое количество участников,  отметил член жюри Александр Науменко, который судит Обуховский конкурс все 20 лет его существования.  Нам сложно стало делать отбор: любая маленькая погрешность, и мы, к сожалению, не даём им «добро» в финал, хотя человек должен пройти по всем показателям.

А оркестр продолжал выводить мощную и тончайшую гармонию:

И ждёт тебя любовь, тореадор,
Да, ждёт тебя любовь.

Любовь зрителей и признание большой оперной сцены, которые начинаются для молодых исполнителей с липецких конкурсных подмостков. Так уже было не раз. Так будет и теперь.

Спустившись с дивной высоты

Из репетиционного зала доносилась череда высоких звуков. Распевался Артуш Полеян из Курска. Судьба наградила его уникальным тембром  мужским сопрано. Это очень высокий певческий голос, который по диапазону может конкурировать с женским. Как бы даже подражать женскому.

 Мой репертуар очень разновидный: от меццо-сопрано до высокого сопрано,  говорит конкурсант.  Он подбирается и душой, и голосом. То, что не нравится, я никогда петь не буду. Вообще мои преподаватели говорят: «Скажи спасибо композитору, он тебе очень подходит».

На конкурсе Артуш исполнял арию Элен из оперы Бриттена «Питер Граймс». Партия женская, очень лиричная.

 И сложная,  добавляет Артуш.  В либретто прописан сюжет: женщина, которая является одновременно учителем и приёмной матерью погибшего в кораблекрушении ребёнка, вышивает и вспоминает замечательные моменты его жизни. Это драма, слёзы. Нужно самого героя передать, его состояние.

Оперный певец не должен «ширять нотами», по выражению Артуша, а проникать в сущность произносимых слов, их смыла. Иначе это будет не опера, а набор арий, баллад. И душа у певца должна быть, потому что если человек внутри пуст, то особо не зазвучишь и ничего не передашь зрителю.

 Для меня музыка способна на многое: она учит ценить людей рядом, любить и делать добро,  отмечает Артуш Полеян.

Жюри отдало ему вторую премию конкурса имени Надежды Обуховой.

Словно крылья за спиной

Музыка может лечить, успокаивать.

 Я выхожу на сцену и при первых звуках чувствую себя комфортно,  говорит другой дипломант конкурса, тенор Валентин Колесников из Красноярска. Во время репетиций и от конкурсного волнения у него поднялось давление, но в финальном выступлении музыка его излечила.

Его голос звучит мягко, виолончельно. На заключительном концерте он исполнял каватину Владимира Игоревича из оперы Бородина «Князь Игорь».

 Я очень люблю исполнять эту потрясающую музыку,  говорит Валентин.  И важно понимать, что либретто написано самим автором, и поэтому нужно серьёзно относиться к тексту. Следует многому учиться, в том числе и драматически изображать сцену.
Мимикой, жестами, выражением глаз и богатым разнообразием голосовых интонаций, тембровых окрасок он рисует картину древнерусской истории. Понимаешь, что в сочетании со сценическим образом слова обладают большой эмоциональной силой.

На вопрос «Что искусство вносит в современную жизнь?» отвечает:

 Опера  это высшая степень проявления классического музыкального искусства, это синтез всех театральных видов. Слушая, люди возвращаются к прекрасному, нетленному, вечному. Такая музыка развивает человека, помогает жить, творить и понимать себя.

Океана безбрежный покой

Валерия Торунова родилась в Тюмени, сейчас солирует в молодёжном составе Большого театра. На Обуховском конкурсе помимо диплома она удостоилась двух специальных призов: сольного концерта в центре Елены Образцовой и концерта с симфоническим оркестром Липецкой филармонии в сезоне 20242025 годов.

Солистка говорит, что для неё интенсивный график  это счастье, ведь именно работа даёт прогресс.

 Когда работы нет, ощущаешь себя опустошённой,  признаётся молодая оперная певица.  Опера «Орлеанская дева»  это моя любовь, потому что у Чайковского это одна из сильных опер, наполненная особой страстностью, но не любовными страстями. Знаете, как часто бывает в опере: любовь, страсть, убийство. Здесь что-то духовно-возвышенное. Изначально мне было сложно понять всё это, потому что мы живём в другое время, и, естественно, ценности несколько изменились. Но когда я вникла в эту партию, поняла, что это то, что я хотела бы спеть на большой сцене. Там, начиная с увертюры, покрываешься мурашками настолько, что забываешь, кто ты вообще. И ты остаёшься именно героиней Иоанной  это сильный персонаж, который, на мой взгляд, нужно пройти каждой певице.

Валерия также отмечает, что её очень успокаивает классическая музыка, неважно, что именно она исполняет: что-то драматическое или лирическое, современных композиторов или барочных.

 Музыка даёт душевное равновесие,  продолжает конкурсантка.  Разные ситуации в жизни бывают, но включаешь что-то классическое  и дыхание восстанавливается, ты чувствуешь себя погружённой в музыку, как в океан покоя. Музыка помогает пройти через многое. Всё становится проще, чем кажется. Мне хочется, чтобы как можно больше людей услышали и почувствовали это на себе.

Музыка, которая может всё

Абсолютным победителем конкурса стал бас-баритон из Ташкента Султонбек Абдурахимов. Его, пока не осознавшего произошедшего, но ощутившего результат качественно проделанной работы, мы поздравили с победным финалом.

Вообще победы достоин был каждый финалист. И музыка их как-то всех соединила. Все погрузились в музыку: и зрители, и артисты.

Музыка способна на многое. Она завоёвывает души, покоряет сознание людей.

Это вопрос жизни, вопрос будущего. Когда наш президент сказал о значении культуры в современной жизни, назвав её «духовным каркасом», это, на мой взгляд, означало одно: ни политик, ни военный стратег не способны решить те проблемы, которые могут решить только Чайковский, Мусоргский, Рахманинов, Свиридов.

Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: предоставлены Липецкой филармонией и автора