Биение жизни наших предков — на выставке «Княжество Рязанское» в областном краеведческом музее.
На юго-восточной окраине Древней Руси, на границе с «кочевой степью», лежало Великое Рязанское княжество. В его состав входила и часть нынешний Липецкой области — Елецкое удельное княжество. Сотрудники Рязанского историко-археологического музея-заповедника выставляют поддержанный президентским фондом культурных инициатив проект о жизни и древнерусском быте «Княжество Рязанское» (6+) в музеях регионов, некогда княжеству принадлежавших.
Здесь всё и было
В XII веке нынешняя Липецкая область, в частности Елецкое княжество с центром в Ельце, входила в Великое княжество Рязанское. Первый елецкий князь Андрей Ростиславич был рязанского корня: сын рязанского князя Ростислава Ярославича. А все рязанские князья — урождённые Рюриковичи. Был и период политической автономии, когда Елецкое княжество называлось просто Елецкой землёй. Но в 1414–1415 годах под стены Ельца подступили татары, не оставив в городе «ни челядина, ни скотины».
Правда, Елец в своей истории неоднократно исчезал, казалось, навсегда, но потом возрождался вновь, как, впрочем, и вся Русская земля имеет такую тягу к возрождению. После татарского набега удельное Елецкое княжество вновь отошло к Рязанскому и находилось в его составе до 1483 года, до своего вхождения в Великое княжество Московское.
Токмо дым и пепел
Вся Рязанская земля была окраинным форпостом Древней Руси и постоянно страдала от разрушительных набегов соседей-кочевников. После опустошительного нашествия Батыя в декабре 1237 года от Рязани остались «токмо дым и пепел»: все 8–10 тысяч жителей были истреблены. Угроза нападения татар и нежелание строить столицу княжества на крови вынудили князей перенести её в более спокойное место — в Переславль Рязанский (современная нам Рязань), а старый город стал просто деревней Старая Рязань, которая существует до сих пор в 50 километрах от Рязани.
Погиб город, сгорели в пожарище все летописи. Поэтому роль археологов в деле восстановления правды о проторусской земле чрезвычайно велика. Без них мы ничего не узнаем, а нам нужно об этом знать: у нас общий культурный код с жителями Великого княжества Рязанского, потому что мы впитали в себя традиции той земли, того древнерусского народа, который оказался в её пределах.
Духовные основы
Русская земля всегда была духовна и религиозна настолько, что вера держала её от окончательной погибели. Человек и должен жить в этом мире как бы поддерживаемый миром другим. Вспомним метафору о человеческой жизни и колесе: чтобы ехать, колесу нужно лишь одной точкой опираться о землю, а всеми другими тянуться к небу.
— Они были очень зависимы от религии, — рассказывает о древних рязанцах сотрудник Липецкого областного краеведческого музея Марина Лучинкина, подходя к экспонату — реконструированному княжескому храму. — Такие домовые церкви есть в Московском Кремле. Рязанцы по уцелевшему фундаменту и письменным источникам воссоздали храмик князей и привезли его нам. Это XIII век.
Храм древний, белокаменный, точно такой же, как многие храмы северо-восточной Руси: те, которые организовывали пространство окрест, придавали смысл любому месту. И мы, попав в его силовое поле, пусть даже в виде музейной реконструкции, как-то притихаем душой, чувствуя особую неслышную древнерусскую радость, хотя просто идёт экскурсия.
Берестяная грамота
В музейной витрине — рулончик берёсты.
— В 2021 году Рязань стала десятым российским городом, в котором обнаружили берестяные грамоты, — поясняет Марина Лучинкина. — Здесь мы видим грамоту в том виде, какой её достают из раскопа, — скрученную в трубочку. Именно поэтому грамоты долго не могли найти, пока в 1950-е годы в Новгороде одна из женщин, работая на раскопках, заметила скопление скрученной берестяной коры в почве. Опустили её в воду — она развернулась, и все поняли, что это открытие — берестяная грамота. Фрагмент, найденный в Рязани, необычен. Как видно, на нём писалом начертан библейский текст о конце света. В древности наши предки вели летоисчисление от сотворения мира. И когда наступал семитысячный год, они боялись этой круглой даты, полагая, что должно случиться что-то страшное, ведь Бог создал Землю за семь дней. По иронии судьбы семитысячный год, если мы будем переводить на наше летоисчисление, — это 1492 год — год открытия Колумбом Америки.
Духовное тело языческой Руси
От ироничной аналогии возвращаемся к вещам серьёзным, которые лежали в основе мировоззрения средневековых жителей Руси.
— Славянское государство населяли и христиане, и язычники: в витрине мы видим вещи личного благочестия — изготовленные по византийской технике каменные нательные кресты и различные иконки, с одной стороны, а с другой — предметы с языческими символами, которые должны привлечь судьбу на сторону хозяина, уберечь его от напастей. Или вот лунница — славянский амулет, олицетворяющий женщину и плодородие, здесь же амулет из клыка хищного животного, подвеска в виде топорика, — продолжает рассказ экскурсовод. — Мы говорим о том, что язычество для славян было и глубокой культурой, и сложившимся мировоззрением, и силой. Поэтому русское «двоеверие» характеризует формула «нас ради человек и нашего ради спасения воплотившегося». То есть православие воплотилось в духовное тело языческой Руси. Мы ведь и сейчас празднуем Масленицу, Ивана Купалу, Святки: они приурочены к христианским праздникам, но не укладываются в рамки христианского культа.
Филигранный талант мастеров
Смысл видимого мира постигается через ремесло и быт. В Рязанском княжестве проживало большое количество ремесленников. Главными мастерами были кузнецы, а потом уже шли ювелиры. Кузнецы изготавливали предметы вооружения, а также косы, серпы, ножи. В экспозиции даже представлен замок с настоящим механизмом.
Найдены рязанскими археологами изящные щипчики — свидетельство о том, что женщины в княжестве следили за собой и были те ещё модницы.
Костяные гребни тончайшей работы требовали филигранного таланта мастеров. Гребни использовались и как обереги: их подвешивали на пояс, о чём свидетельствуют проделанные дырочки. На поясе, а не только на шее женщины могли носить бусы и элементы кольчуги. На выставке вы увидите большую коллекцию женских украшений: бусы из хрусталя, сердолика и стекла, височные кольца, очелья.
Примерить историю
Княжеские гончары и лепщики также были в почёте. Посетители выставки могут покрутить реконструированный гончарный круг и получить керамику с характерными клеймами на донцах, можно даже с трезубцами и двузубцами — геральдическими символами Рюриковичей. А нет — так просто посмотреть на привезённые артефакты: игрушки из глины, которые стали прообразами нашей романовской игрушки, например.
Есть здесь и реконструкция одежды, и археологи с 90-процентной уверенностью могут сказать, что именно так выглядели люди, населявшие Рязанское княжество.
Приготовлены женское платье и мужская рубашка, чтобы примерить их, ощутив себя средневековым горожанином.
На выставке представлены хорошо сохранившиеся в рязанской болотистой почве кожаные изделия.
— Это сапоги XV века, — говорит экскурсовод. — Мы спрашивали у рязанских коллег, долго ли носилась такая обувь. На манекене девушки вы видите, что обувь полностью из кожи на достаточно тонкой подошве. Рязанцы ответили, что она была долговечной, гораздо быстрее снашивались нитки, которыми её сшивали. Они были изо льна, конопли, которые рвались, разлагались, и из-за этого приходилось обувь перешивать.
«Худые» деньги тоже были
После разорения Рязани ордынцами установился так называемый безмонетный период: люди расплачивались бартером или шкурками животных. Когда буйная волна завоевателей улеглась, торговые отношения, в том числе с самой Византией, в княжестве Рязанском возобновились. Начало прибывать серебро, из которого чеканили монеты. В качестве экспоната на выставке представлены костяные весы для монеток.
На них нанесены особенные округлые узоры — отличительная черта рязанских мастеров. В Липецком крае такие тоже были распространены. К весам прилагаются грузики. Уже тогда были фальшивомонетчики, которые жульничали с этими грузиками, могли их подпилить, подрезать. Но с такими нечистыми на руку людьми русичи расправлялись.
«На посмотренье будущим родам»
Проект Рязанского историко-археологического музея-заповедника будет находиться в Липецком областном краеведческом музее до 20 апреля, после чего посетит три города, которые составляли Княжество Рязанское: Елец, Коломну и Зарайск.
А в 2025 году липецкие историки и археологи поедут на отчётную выставку в Рязань с археологическими находками периода Рязанского княжества, найденными на территории нашего региона. Так, выставляя артефакты «на посмотренье будущим родам», мы объединяем и углубляем историю и культуру. И понимаем, и усиливаем себя, потому что мы сами продукты этой многовековой культуры и истории.
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото автора