Театр танца «Казаки России» давно уже стал брендом, культурной визитной карточкой Липецкой области. Коллектив был создан в 1990 году по инициативе Леонида Петровича Милованова с миссией возрождения и пропаганды народных традиций и казачьей культуры. Своё мастерство артисты демонстрируют на лучших концертных площадках мира.
Народный артист России художественный руководитель и главный балетмейстер ОБУК «Театр танца «Казаки России» Леонид Милованов поделился с «Первым номером» мнением о том, что важного произошло за пять лет и для ансамбля, и для культурной жизни нашего региона:
— Я всегда сравниваю 1990-е и 2000-е. На примере нашего коллектива разница между тем, что было, и тем, что стало, колоссальная.
Комфорт в каждый дом
— В 1965–1991 годах существовал «Союзконцерт» — единая гастрольно-концертная организация. Она возродилась — сейчас это «Росконцерт», который имеет огромное значение для артистов. К примеру, раньше мы знали о культуре союзных республик, учились на этом. Сейчас такая практика возрождается. «Казаки России» проехали с гастролями от севера до юга нашей страны, выступали в Луганске, в Республике Башкортостан. Отмечу, что за последние пять лет с начала реализации национального проекта «Культура» в Липецкой области увеличилось число посещений учреждений культуры почти в три раза (только сравните: с 8,1 млн человек в 2019 году до 23,7 млн в 2023-м). Помогает в этом и реализация с 2021 года всероссийской программы популяризации культурных мероприятий среди молодёжи от 14 до 22 лет «Пушкинская карта». К ней только в нашей области подключены 42 учреждения культуры.
Во многом увеличение числа зрителей связано с улучшением условий в залах. Например, раньше мы постоянно возили в дома культуры свои осветительные приборы, тепловые пушки, чтобы как-то согреться между выступлениями, — настолько холодно было в помещениях…
А сейчас везде всё благоустроено! Так, в нашем регионе под руководством и контролем губернатора Игоря Артамонова в 2019–2022 годах по нацпроекту «Культура» построили восемь сельских домов культуры, в каждом из которых есть современное оборудование, и отремонтировали 14.
Вклад в будущее
— Настоящим вкладом в будущее считаю обновление детских школ искусств. В 2021 и 2022 годах отремонтировали и реконструировали 11 таких учреждений. Новые музыкальные инструменты, специализированные книги и оборудование поступили в 37 детских школ искусств, художественных и музыкальных школ, в колледжи искусств в Липецке и Ельце. А обязанность артистов и культурных работников — сохранить связь между поколениями, передавать опыт подрастающему поколению. Например, у нас в коллективе есть артисты, которые ушли на пенсию, но они продолжают работать, преподавать в детской студии. Они культурное ядро, их знания бесценны.
Профессиональное направление
— С коллегами из других регионов обсуждали, что необходима программа наподобие «Земского учителя» — «Земский работник культуры». В районах зачастую не хватает профессионалов. Значит, нужно начать с создания комфортных условий, с хорошей зарплаты для таких специалистов. И, конечно, должен быть контроль над районами: проверять, что изменилось, какая тенденция развития. Чтобы не просто люди что-то там делали, пели, играли, а можно было отследить рост. Сделать это возможно при помощи худсоветов — такие, к слову, были раньше. Профессионалы оценивали смотры и программы коллективов, их творчество. Надо работать в этом направлении.
Запомнилось, как на гастролях в Грозном мы увидели при въезде в город большой транспарант: «Без культуры нет нации». И это действительно так. У русского народа богатейшая культура. В какой-то момент после снятия «железного занавеса» мы словно бы стеснялись своей культуры, оглядываясь на Запад. Но сейчас как никогда важно возвращаться к своим истокам.
У нас в каждой области есть свои традиции, уникальные песни и танцы. При создании постановок для «Казаков России» всегда прибегаю к элементам народного фольклора, довожу их до сценического воплощения. Ведь фольклор — основа, фундамент культуры, надо его беречь.
Повторюсь, что в сфере культуры важен контроль со стороны глав муниципальных образований. Они должны быть заинтересованы. И, конечно, нужно продолжить начатое: строить новые учреждения и ремонтировать имеющиеся, обновлять звуковое, световое, компьютерное оборудование, музыкальные инструменты и сценические костюмы, привлекать и обучать новые кадры. На данном этапе «Казаки России» очень ждут собственный «дом» — современное здание, куда будут приходить зрители, где мы сможем комфортно работать и ставить зрелищные постановки.
Беседовала Анна Дикарева
Фото: Сергей Паршин