Детям с инвалидностью оказывают помощь на дому.
В октябре в Липецке стартовал проект по поддержке семей с детьми-инвалидами под названием «Домашний микрореабилитационный центр». Грант на его воплощение от фонда «Моя семья» получил Центр социальной защиты населения Липецкой области.
Первые друзья
— Ложимся на спинку, держим в руках гимнастическую палочку, — объясняет шестилетней Вике инструктор-методист по адаптивной физической культуре Сергей Крутских. — Опускаем её до касания с грудью, поднимаем до полного выпрямления в локтевом суставе.
Это базовое упражнение называется «жим лёжа». Оно развивает грудные мышцы, укрепляет плечи.
Сергей входит в состав команды специалистов проекта, которые практически ежедневно приходят к Вике и уже стали её друзьями. Первыми за несколько лет. Круг общения малышки в основном состоял в основном из близких родственников и медиков.
От простуды до опухоли
— Вика родилась абсолютно здоровой, — рассказывает мама девочки Ольга Головко. — В год она простудилась: плохо себя чувствовала, была рвота, перестала ходить. Прошли всех липецких врачей, никто не мог поставить диагноз. Думали, или в ножках зажим, или инфекция. Только в год и три месяца нам сказали, что это опухоль головного мозга.
И началось: капельницы, уколы, реанимация, осложнения. Вика перестала ходить, у неё упало зрение. Лечение девочки проходило в федеральных центрах и клиниках, отделениях Санкт-Петербурга, Москвы, Липецка. И так почти пять лет. Вика прошла курс химиотерапии. Болезнь начала отступать. Сейчас один глаз Вики видит на 20%, второй — на 40%. Есть надежда, когда организм очистится от всех медикаментов, оно выровняется.
Шанс есть
— Раз в три месяца ездим на контроль к онкологу в московский медицинский центр имени Бурденко, — говорит мама. — Врач даёт рекомендации. В этом году нас допустили к бассейну и массажу для развития опорно-двигательного аппарата. Разрешили заняться глазами, пройти аппаратное лечение, сделать коррекцию косоглазия. Медики считают, что шанс на восстановление есть, но нужны время, упорство и труд.
После того как основное лечение завершилось, Ольга не знала, с чего начать реабилитацию ребёнка. Решила обратиться в профильный центр. И тут ей позвонили из соцзащиты и предложили участие в проекте.
— Подумала, что это аферисты, — улыбается Ольга. — Ведь не может так быть. Не верила, пока к нам не приехал знакомый специалист. Вначале не хотела соглашаться. После больницы на подсознательном уровне остался страх, что придут посторонние, принесут микробы, инфекцию, грязь.
Результат превзошёл ожидания
Желание социализировать дочь возобладало, ведь девочка не ходила в детский сад. Ольга решила: если Вика не захочет общаться с новыми людьми, откажется.
— Её основные каналы информации: слух и руки, — поясняет Ольга. — Вика не каждого к себе подпускает. Ей обязательно надо взять за руку человека и поговорить. Только после этого она решает, будет общаться или нет.
Знакомство со специалистами прошло успешно. Девочка их выслушала, через какое-то время начала задавать вопросы и даже делиться секретами. Сейчас каждое утро спрашивает у мамы: «Где мои учителя?»
— Занятия начались в октябре. Результат увидели сразу, — делится Ольга. — Мы обращались во многие медицинские центры. Там была стандартная реабилитация на время лечения — Вике что-то не нравилось, сразу начиналась истерика. А здесь индивидуальная программа, в ребёнка погружаются. Вике интересно, она развивается на глазах: начала строить сложные предложения, даже учит меня, как правильно ставить ударение в словах и делать зарядку.
Первые успехи
Некоторые уроки Ольга конспектирует. К примеру, её заинтересовала беседа дочери с психологом на тему эмоций. Педагог объяснила такие простые и важные состояния, как радость, восхищение, удивление. Девочка начала обращать внимание на интонации, фантазировать. У неё появилась мечта стать ключницей мира.
— Она говорит, что, когда вырастет, будет всем помогать, — рассказывает мама. — Как её любимый Буратино, открывать любую дверку, чтобы желания всех людей исполнялись.
Есть изменения и на физическом уровне. По словам мамы Вики, в прошлом году девочка не могла сидеть, а сейчас вновь учится ходить.
— Вика делает свои первые успехи, — комментирует Сергей Крутских. — Держит спину, может самостоятельно переместиться с пола на кровать. Уже начинаем передвигаться с помощью ходунков. Занимаемся с гантелями, мячиками. У нас разные детки, мы каждому подбираем индивидуальную программу.
Открыта новая запись
Длительность одного занятия — 30 минут. В день проходит два урока. Наставники: логопед, психолог, инструктор по адаптивной физкультуре, реабилитолог. Каждый специалист закончил курсы повышения квалификации. Для занятий закуплено новое современное оборудование. Курс длится месяц. Одновременно его проходят двенадцать деток. Благодаря проекту в 2023 году помощь получили 24 ребёнка в возрасте от 3 до 18 лет, ещё 60 пройдут курс в 2024-м.
— В городе большое количество детей-инвалидов, которые нуждаются в нашей поддержке, — говорит начальник отдела комплексной реабилитации и абилитации инвалидов филиала № 20 по городу Липецку Областного бюджетного учреждения «Центр социальной защиты населения Липецкой области» Анна Давидова. — Не у каждого родителя есть возможность приезжать на реабилитацию, поэтому решили запустить подобный проект. Занятия помогают развивать мелкую моторику, мышление, речь, память, физические данные детей. Нам хочется дарить радость, видеть улыбки деток. Нет ничего более ценного, чем их горящие глаза и благодарность мам!
Центр социальной защиты населения Липецкой области ведёт набор детей, не имеющих возможности посещать реабилитационный центр в связи со сложным диагнозом и высокой степенью ограниченной мобильности (2–3 степени ограничения основных категорий жизнедеятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации — ИПРА), для реабилитации по программе «Домашний микрореабилитационный центр».
Получить подробную информацию и записаться можно по телефонам: 55-70-01 (доб. 704) или 8-920-524-18-27 — Анна Дмитриевна Давидова.
Текст: Виктория Толчеева
Фото: Сергей Паршин