В гостях у первого счётчика

Студенты ШМЖ совершили этнографическую экспедицию на родину Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского

В родовой усадьбе Семёновых (Рязанка, Чаплыгинский район) дом выполнен в стиле позднего классицизма — с мезонином и открытой террасой. В нашем регионе это единственная сохранившаяся деревянная усадьба XIX века. У входа в музей ландшафтные дизайнеры создают «каменный микромир»: имитацию тянь-шаньских гор. Первым из европейских путешественников исследовал эти горы именно Пётр Петрович Семёнов. Впоследствии к его фамилии императорским указом была присоединена одноимённая приставка.

Убеждал 30 лет

В музее нас ждала насыщенная экскурсия. Чем только не занимался Пётр Петрович: был географом, ботаником, экономистом, путешественником, государственным и общественным деятелем, статистом. Как раз последнее его амплуа нас интересовало больше всего. При подготовке к материалам мы часто прибегали к данным Росстата и переписи населения. Первым в нашей стране такие работы организовал Семёнов-Тян-Шанский. С удивительным энтузиазмом и упорством он взялся за это дело: 30 лет убеждал окружающих, что перепись необходима.

Сам стал счётчиком

Методы и приёмы опроса разрабатывал на собственном опыте — провёл мини-перепись в своём имении Гремячка Рязанской области. Как говорил о себе, сам стал счётчиком — так называли первых переписчиков. Запоминал рассказы, а записи делал в стороне.

— Русский крестьянин откровенен до крайности, но не терпит официальности и не любит, когда за ним записывают, — сделал вывод Семёнов-Тян-Шанский.

Главную цель переписи сформулировали в первый год проведения, в 1897 году. Она неизменна до сих пор: «познакомиться с населением и изучить его», а также «составить точные понятия о самых различных условиях народной жизни».

Первопроходческую статистическую работу Семёнова оценили по заслугам: наградили медалью «За труды по первой всеобщей переписи населения».

Русский знаешь?

Вопроса о национальной принадлежности в первой переписи населения, в отличие от современной, не было. Но некоторые выводы об этническом составе можно было сделать исходя из данных о родном языке. Хотя они вряд ли полностью отражали ситуацию: счётчики регистрировали грамотность опрашиваемого на его родном языке, только если он не владел русским.

Национальный вопрос

Национальный вопрос изрядно портил точность статистики. К примеру, в отдельных среднеазиатских владениях на территории Российской империи казахов и киргизов рассматривали как один народ, что не соответствует действительности.

Не могли разобраться и с различиями казаков на Дону и Кубани с тюркоязычными кочевниками-скотоводами, которые тоже называли себя казаками. Так появился этноним «киргиз-кайсак», где «кайсак» — исковерканное «казак».

Также первые переписчики ошибочно объединяли в один народ туркменов и таджиков. Первые относятся
к тюркской группе алтайской семьи, а вторые — к иранской группе индоевропейской семьи.

Этнограф, описавший жизнь «Ивана»

Свою собственную семью Пётр Петрович наверняка переписывал с гордостью: ему посчастливилось быть отцом восьми детей и дедушкой 30 внуков. Все стали выдающимися людьми: метеорологами, юристами, геологами, ботаниками…

Единственная дочь Ольга — этнограф, изучала жизнь и быт крестьян Данковского и Раненбургского уездов. Она описывала обряды, собирала фольклор, предметы быта, одежды. Этнографические наблюдения легли в основу её книги очерков из быта крестьян чернозёмной губернии «Жизнь «Ивана». Собранные Ольгой народные песни Данковского уезда, описания празднования Егорьева дня, Вознесения, Троицы и Русальной недели, народные поверья о смерти и душе публиковались в журнале «Живая старина».

За «Сборник песен Рязанской губернии 1886 года» Ольгу Семёнову наградили серебряной медалью Русского гео-
графического общества. В 1902–1904 годах по поручению Русского музея этнограф собирала коллекцию старинной строчевой («мураевенской») вышивки, выполненной крестьянами Данковского и Раненбургского уездов. Образцы хранятся в Российском этнографическом музее.

Загадочный кедр

Территория усадьбы напоминает заповедник. Нас впечатлил живописный вид на реку Ранову. Но ещё больше — 170-летний кедр, который посадил Пётр Петрович.

В усадьбе бытует легенда, будто бы дерево исполняет желания. По словам экскурсовода, когда кедр только привезли в Рязанку, беременная супруга Тян-Шанского загадала два желания: чтобы родился сын и чтобы дерево выросло. И то, и другое сбылось. Теперь практически каждый гость музея-усадьбы проверяет чудесную силу кедра.

Текст: Ксения Ермакова
Фото: Лена Мамцева