Владелица семейной мастерской «Велесыня» рассказала о вере в силу и мудрость предков
Испокон веков люди, желая защитить себя, близких, жилище от недоброго человека, нечисти и любой беды, создавали обереги. И сегодня это ремесло не забыто. Ведь в оберегах концентрируются сила и мудрость наших предков.
Переплетение орнаментики
Она не просто хранительница обережных секретов. Она носительница культурного кода исторической вышивки. С Ольгой Торсуновой, членом Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства, владелицей семейной мастерской «Велесыня», мы познакомились случайно. Во время обучения в Школе межэтнической журналистики я наткнулась в соцсети на её страницу и, конечно же, заинтересовалась творчеством. А Ольга охотно рассказала о себе и своей чудодейственной мастерской.
Она родилась в столице Удмуртской Республики — Ижевске. Возможно, именно благодаря разнообразной культуре этого региона и появилась любовь к рукоделию. Первыми изделиями были полотенца и подушки.
— Вышивать меня научила бабушка, когда мне было 6 лет. С тех пор вышивка всегда со мной, — говорит Ольга, — потому что ручное творчество живое. В него вложена часть души мастера. Но самое важное другое — это способ сохранения и передачи традиций. Богатые традиции удмуртов сохранились по сей день, но удмуртской вышивки в моём творчестве нет. Хотя традиционная орнаментика финно-угров и славян тесно переплетается. Разнятся лишь названия символов.
Богиня судьбы
Идея создания собственной мастерской возникла у Ольги сама собой. Она дала ей имя древнеславянской богини судьбы, семьи и плодородия Велесыни, её ещё называют богиня Макошь.
— Хотя мастерская — это громко сказано, — признаётся Ольга. — В ней же только один мастер — я. Создание мастерской — это что-то вроде способа отделить творческую жизнь от личной.
Библиотека народной вышивки
Стаж вышивальщицы крестиком — 34 года, а набором — больше 10 лет. Именно традиционная славянская вышивка занимает особое место в творчестве Ольги Торсуновой.
— Она цепляет меня глубиной смысла, заложенного в орнаменты нашими предками. Близки и крестик, и набор. Очень много работ выполнено в этих техниках. Но особенно я люблю белую строчку и роспись, — поясняет мастерица.
Вообще Ольга не просто практик, а увлечённый теоретик вышивания. В её сообществе в соцсети более семи тысяч подписчиков. Там она делится не только снимками своих работ, но и познавательной информацией о рукодельных промыслах. В сообществе есть рубрика «Библиотека народной вышивки», где мастер знакомит единомышленников с электронными версиями различных печатных изданий по теме. Да она и сама уже давно «ходячая библиотека».
Цветная перевить и досюльный шов
— Самая известная техника вышивки — это счётный крест, или вышивка крестиком, — с упоением рассказывает мастерица. — В последнее время стали вспоминать вышивку набором и крючком (тамбурным швом). А вот традиционный для северо-западных районов России досюльный шов, или роспись, встречается в современном творчестве редко. Крайне мало мастеров, владеющих белой строчкой и цветной перевитью. Традиционная русская вышивка славится гладью.
Ольга считает, что занята очень важным ремеслом. Она сохраняет богатую культуру и традиции нашего народа. За вдохновением отправляется в путешествие по музеям.
— Люблю изучать экспонаты этнографических экспозиций, — делится Ольга. — Живая история всегда вдохновляет. Особо хочу выделить Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге. А вообще интересные экспонаты можно найти в любом, даже самом маленьком, краеведческом музее.
Обережный круг
Одно из творческих направлений мастерской «Велесыня» — это обережные изделия.
— Орнаменты на обережных изделиях несут в себе не только территориальный отпечаток. Существует версия, что раньше в них включались родовые символы и даже принадлежность к сфере деятельности. По орнаменту можно было многое прочесть о человеке, — поясняет Ольга.
Орнаменты было принято делить на различные группы: мужские и женские, свадебные и погребальные.
— Самые сильные обереги — это пояса, — комментирует Ольга. — Также есть одежда с орнаментом, создающим обережный круг, в котором человек находится под мощной защитой. Нам известно о многовековых традициях создания обережных кукол.
Концентрация веры
Перед созданием оберега, по словам мастера, почти всегда нужна личная встреча, особенно если оберег необходим для помощи в конкретном вопросе.
У Ольги часто спрашивают, сработает ли оберег, на что она отвечает так: «Тот, кто не верит, на себя подобную вещь не наденет».
Рукодельные вещи — это концентрация веры. Веры в мастера. Веры в духовные ценности. Веры в народ. Веры
в силу и мудрость предков. Веры в нашу историю.
Текст: Алина Шеховцова
Фото из личного архива героини